5. Новый кадровый уровень. На качество строительства заметно повлияла безработица, явившаяся порождением новой общественно-экономической формации, к которой перешло наше общество. Не секрет, что в прежние времена в строительстве в качестве рабочих часто использовались специалисты с пониженным интеллектуальным уровнем, в том числе многие объекты возводились силами заключенных и условно осужденных. Тому сопутствовали тяжелые условия труда и, как многим казалось, примитивность технологий. Люди более высокого интеллектуального уровня находили применение на промышленных предприятиях. Но сегодня, многие промышленные предприятия сократили свою численность, а некоторые вовсе прекратили свое существование. Определенная часть освободившихся специалистов пошла в строительство. Сюда их позвала не романтика строительного дела, сюда они пришли заработать средства на проживание.
6. Новые технологии и строительные материалы. Говоря о качестве строительства нельзя не заметить, что рыночная экономика позволила нам использовать мировой опыт в области применения зарубежных прогрессивных строительных материалов.
Современный строитель оценил достоинства монолитного бетона и железобетона в конструктивных системах, познал что такое несъемная опалубка из пеностирола, комплектные системы строительства «сухим способом» knauf, кровельные, теплоизоляционные и отделочные материалы. Он заменил деревянные окна на оконные конструкции из ПВХ, рубероид и пергамин на различные геосинтетики и навсегда забыл шифер, бутовую кладку. Он научился делать навесные вентилируемые фасады с облицовкой плитами из керамики и керамогранита. Современный строитель использует различные средства малой механизации, в частности ручной электроинструмент и другие устройства, облегчающие его труд. На стройку пришли новые механизмы.
7. Проектное дело. Посмотрите, как работает современный проектировщик. Кульман заменен на компьютер. Не отрываясь от рабочего места он может получить консультацию в «Стройконсультанте», «Кодексе» или в Интернете. Сегодня творчество архитектора и конструктора не связывают по рукам многочисленные главы и пункты СНиПов и ГОСТов. Ничего не имея против них, и соглашаясь с заявлениями компетентных специалистов о том, что
наши нормативы являются самыми научно-обоснованными в мире, автор поддерживает Закон о техническом регулировании, который дает свободу творчества архитекторам и конструкторам. Их свобода выражается также в возможности организации творческих коллективов, конкурирующих не только между собой, но и с крупными проектными организациями. Различные программные комплексы для архитектурного проектирования и расчета конструкций позволяют осуществлять проектирование любых архитектурных форм, выполнять статические и динамические расчеты, подбирать необходимые поперечные сечения элементов, и делать сметные расчеты.
8. Кто автор и исполнитель? Вышеперечисленные технологии и материалы используемые в настоящее время в строительстве, к сожалению, заимствованы из зарубежной практики. Мы не можем гордиться собственными технологиями, практически все они пришли к нам из-за рубежа. Мы не можем назвать какие-либо материалы, ставшие результатом научных разработок наших отечественных ученых. Если отдельные виды таковых и производятся в России, то с использованием зарубежных технологий или зарубежного оборудования, что практически является тем же самым. Аналогичные выводы можно сделать и относительно средств механизации, используемых в строительстве.
Мы являемся пользователями чужих разработок, но не их создателями. По отношению к зарубежным коллегам, давшим нам эти блага, мы являемся метафизическими антиподами. Так в чем же дело? Возможно в стагнации нашей строительной науки?
9.Промышленное строительство. Наряду с интенсивным строительством объектов гражданского назначения и теми новациями, которые перечислены выше, почти полностью прекращено строительство производственных объектов. Автор ничего не имеет против возведения таких востребованных обществом заведений, как храмы и соборы различных конфессий, как офисы и торговые заведения, как развлекательные и физкультурно-оздоровительные учреждения. Но где воспроизводство и где дозированный баланс реновации, восстановления и создания новых мощностей производства, в том числе и производства строительных материалов? Где преемственность в передаче мастерства от поколения к поколению, столь необходимая при строительстве уникальных и особо ответственных объектов?
В свое время в бывшем СССР было могучее министерство монтажных и специальных строительных работ. В нем работали специалисты редчайших профессий, имелось специальное оборудование, позволяющее выполнять уникальные работы. Сейчас потеряно целее поколение, разорваны каналы передачи опыта и мастерства от одного специалиста к другому, многие основные фонды, средства механизации выведены из эксплуатации. Даже Н.С.Хрущев, приняв решение об организации Совнархозов и ликвидировав все отраслевые министерства, не поднял руку на Минмонтажспецстрой, понимая его значимость и важность. С 1992 года такого министерства не существует.
Возникает вопрос: смогут ли наши предприятия изготовить новую турбину, взамен разрушенной на Саяно-Шушенской гидростанции, у которой только ротор весит почти тысячу тонн? Где те монтажники Минмонтажспецстроя, способные ее смонтировать и найдутся ли специалисты, обладающие божьим даром балансировать такие уникальные агрегаты? В советские времена их поименно знал министр, они исчислялись единицами и значились элитой Минмонтажспецстроя. Возможно по причине отсутствия таких специалистов и произошла авария на этой гидростанции?
10. Гастарбайтеры. Появление на рынке труда дешевой неквалифицированной рабочей силы не есть благо для строительного комплекса. Наемные рабочие из других стран не только наносят огромный вред нашему строительному будущему, но и уничтожают его. Целесообразность и необходимость механизации труда
в строительстве отвергается многотысячной армией мигрантов, которые на рынке труда более конкурентны. Выполняя любую тяжелую работу, за мизерную зарплату, те не только сужают рынок приложения труда коренного населения, что опасно особыми социальнополитическими последствиями, но и вносят поправки в тематические планы многих научных и опытно-конструкторских организаций в части разработки новых технологий и средств облегчения труда и повышения производительности. Формула «зачем вкладывать средства в это
дело, придут таджики и почти бесплатно все сделают» работает на уничтожение наших ученых, инженеров и тех специалистов, кто производит эти средства.
11. Ученый и инженер. Большинство научно-исследовательских, в том числе академических организаций и заведений финансируется по остаточному принципу, что вынуждает ученых и способных инженеров искать достойное место приложения своего труда. Руководители таких организаций вынуждены искать пути выживания, разменивая свои научные способности на ремесло предпринимательства. Опора на дешевую рабочую силу и дискредитация инженера и ученого в области строительства также опасны, как и сырьевая ориентация страны.
12. Сохранность и содержание построенных объектов. Выше, в пунктах 1 – 7 приведены аргументы характеризующие положительные явления и процессы при строительстве новых объектов. Но как быть с объектами, построенными и находящимися в длительной эксплуатации и в первую очередь с объектами производственного назначения? Аварии и катастрофы в различных регионах страны с устойчивой регулярностью напоминают о приближении лавинообразного выхода из строя некоторых из них. Пока некоторых… Прогноз ученых и практиков на будущее неутешителен, а законодательные меры государства малоэффективны. Для решения этой проблемы автор считает целесообразным привлечь тот же самый механизм, имя которому – деньги. Здесь могли бы сказать свое слово экономисты и менеджеры.
13.Строительство объектов из монолитного и сборного железобетона. Изобретение этого искусственного материала не менее значимо, чем открытие электричества или проникновение человечества в микромир. Железобетон до конца еще не раскрыл свои возможности, а монолитные конструкции, широко используемые в практике строительства, подтверждают этот
тезис.
Но вопрос в том, имеет ли смысл отказываться от богатейшего опыта применения сборного железобетона в строительстве? Пустотный настил перекрытий, в том числе с предварительным напряжением, более чем в два раза эффективнее монолитного. До тех пор, пока в построечных условиях такие конструкции изготавливать не предоставляется возможным, целесообразно это великое благо широко использовать. Тем более, что наша промышленность, выпускающая пустотные настилы уже давно вышла за пролеты, ограниченные 6 метрами. Сегодня пустотный настил с пролетом 12 метров почти
рядовое явление, что открывает большие возможности для архитектора при разработке планировочных построений. Все чаще раздаются голоса крупных ученых и специалистов в защиту крупнопанельного домостроения, многократно проклятого со всех политических и технических амвонов. Автор склонен считать, что сочетание монолитных и сборных железобетонных конструкций для зданий гражданского назначения должно быть рационально дозированным. И тем более, при строительстве производственных зданий сборный железобетон в сочетании с металлическими конструкциями или без таковых есть наилучшее решение. Т.е. повсеместное использование монолитного железобетона далеко не всегда оправдано, а в некоторых случаях вредно и даже опасно.
14. Высокопрочные конструктивные материалы. Известно, что решение основных философских проблем, таких как снижение собственного веса зданий и сооружений и увеличение пролетности возможно в первую очередь за счет использования высокопрочных конструктивных материалов. Наиболее употребительные в нашей стране в массовом строительстве бетоны прочностью не более 40МПа, в то время, как в мировой практике широко используются бетоны прочностью 100МПа и более. Применение высокопрочных бетонов позволяет как минимум в 2,5 раза уменьшать поперечные сечения вертикальных опорных элементов. Самые высокие в мире здания в настоящее время строятся из таких бетонов, а их высокая прочность достигается применением суперпластификаторов и микрокремнезема. Предварительно напряженный железобетон полученный в построечных условиях в нашей стране применяется относительно редко, прежде всего, при возведении некоторых уникальных объектов, в то время как за рубежом метод натяжения арматуры на бетон в построечных условиях на объектах гражданского назначении, в том числе и при строительстве жилья находит широкое применение. Сейчас на арену выходит новый персонаж – железобетон, предварительно напряженный в трех направлениях. В этом вопросе мы стоим на позициях, отделяющих нас от многих зарубежных коллег как минимум четвертью века.