В настоящее время российская инфляция также принимает форму подавленной. Нехватка денежных средств в реальном секторе и поддержание завышенного курса национальной валюты привели к деформации и нарушению функционирования системы денежного обращения. Денежные суррогаты, например многосторонние взаимозачеты, в том числе и расчеты с бюджетом, функционируют не только в расчетах между экономическими агентами, но и используются при формировании доходов бюджета.
В России при отсутствии конкуренции и сохранении монополизма производителей проводимый в 90-е гг. курс реформ не поправил, а лишь обострил и усилил ценовые несоответствия и перекосы. Структура производства оказалась еще более деформированной. Относительный вес потребительских товаров в совокупном национальном продукте упал, а доля топливно-сырьевого сектора выросла, хотя первоначально ставилась прямо противоположная задача.
Вместо одного дисбаланса (денег много — товаров мало) возник другой (нехватка денег — падение спроса — снижение производства). Обострилась проблема неплатежей. Государство задерживало выплату заработной платы, не выполняло обязательств по оборонным заказам, поставкам топлива, сельскохозяйственной продукции.
Жесткое финансовое регулирование, проводимое по монетаристским схемам, привело к падению инвестиций, подрыву стимулов к росту производства.
Инфляция спроса и инфляция издержек.
В экономической практике принято различать две основные причины повсеместного роста цен и два вида инфляции.
Различают, во-первых, инфляцию спроса (в силу роста денежной массы Ми неоправданного расширения денежного спроса) и, во-вторых — инфляцию издержек (в ее основе лежит рост производственных издержек — затрат на сырье, заработную плату, комплектующие, что и провоцирует взлет цен).
Если отсутствуют ценовые ограничения, то предприятия получают возможность поднимать уровни заработной платы. В результате увеличиваются издержки, цены ползут вверх. Отсюда — возросшие цены на топливо, на исходные, ценообразующие компоненты затрат в обрабатывающих отраслях промышленности практически во всем народном хозяйстве. Цены растут под давлением растущих требований работников, под влиянием роста издержек.
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению некоторых экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, толкает к поиску средств, направленных на рационализацию производства, снижение издержек.
Инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек, называется структурной инфляцией. В ее основе лежат процессы, связанные с изменением структуры спроса.
Разновидностью структурной инфляции является разрыв двух секторов — финансового и реального, образовавшийся в российской экономике. Деньги уплывают в финансово-спекулятивный сектор, а реальный сектор испытывает острую нехватку денежной массы. Сам этот разрыв усиливает инфляцию.
Сейчас в нашей стране образовалась нехватка денег в производственном секторе. Цены росли, а денежная масса не поспевала за ростом цен. Оптовые цены за период с 1991 по 1995 г. выросли в 3500 раз, а выпуск денег — в 500 раз. Иными словами, оптовые цены на товары росли в шесть раз быстрее, чем денежная масса. Деньги уходили в финансово-торговый сектор, а в реальном секторе денег не хватало. Отсюда неплатежи, задолженность, задержки в расчетах, невыплаты заработной платы. Сокращаются поступления в бюджет; у государства не хватает средств, чтобы платить заработную плату работникам бюджетных организаций.
Импортируемая инфляция.
Существует несколько каналов импортируемой инфляции. Один связан с колебаниями валютных курсов. Если курс национальной валюты падает, это делает более выгодным экспорт, но ставит в невыгодное положение импортеров. Чтобы получить в соответствующих размерах «подорожавшую» иностранную валюту, требуемую для закупки очередных партий импортируемых товаров, импортеры поднимают внутренние цены. При сохранении прежнего уровня мировых цен для приобретения нужного количества долларов или марок теперь необходимо выручить (от продажи ранее закупленных по импорту товаров) большее количество национальной валюты. В итоге внутренние цены на импортируемые товары взлетают вверх.
Одномоментное падение курса рубля по отношению к доллару во время «черного вторника» (в октябре 1994 г.) повлекло за собой повышение цен на потребительские товары, а затем и другие виды товаров внутреннего российского рынка.
Инфляционное повышение цен может происходить и вследствие ожидаемого снижения курсовой стоимости рубля, его предполагаемой девальвации.
Таким образом, между валютным курсом национальной валюты и движением внутренних цен существует прямая и обратная связь. Падение обменного курса (например, рублей на доллары) подталкивает рост цен. А повышение цен, в свою очередь, неизбежно влечет за собой падение покупательной способности национальной валюты, соответственно изменение ее валютного курса.
Другим каналом, стимулирующим инфляционное движение внутренних цен, служит расширение денежной массы вследствие нарастающего притока на внутренний рынок иностранной валюты. В российской экономике фактически функционируют две валюты, происходит процесс «долларизации» денежного рынка. В обращении находятся: рубли — 375 млрд компонента Мг и доллары — согласно подсчетам — от 60 до 100 млрд долл.
Иностранной валюты на денежно-кредитном рынке России больше, чем рублей. Доллары, которые не отложены про запас (не лежат в чулке), используются на закупку импортных товаров, на покупку недвижимости за пределами страны, на вклады, которые направляются в иностранные банки.
Строго говоря, механизм импортируемой инфляции весьма многообразен и противоречив. Рост издержек, а значит, и внутренних цен нередко происходит вследствие колебания мировых цен (например, на нефть и нефтепродукты, зерно, рис, золото). На уровень внутренних цен оказывает влияние неравноправное положение национальных покупателей и продавцов на внешних рынках, торговая дискриминация со стороны контрагентов. С феноменом импортируемой инфляции определенным образом связаны социальные, организационные факторы, ожидания и стремление избежать рисков, особенно резко проявляющихся в условиях неустойчивости и существенных перепадов конъюнктуры на мировых рынках.
Следует обратить внимание на два опасных момента. Во-первых, на процесс «долларизации» денежного обращения в России. В этих условиях становится трудно управлять национальной валютой. Тем более, что иностранная оказывается сильнее, она используется населением в качестве средства накопления, поскольку к ней больше доверия. Во-вторых, происходит падение покупательной способности рубля. Цены растут, и в пропорции, близкой к росту цен, падает покупательная сила национальной валюты.
В 1995 г. индекс цен вырос на 130%. значит, сила рубля сократилась в 2,3 раза. Скажем, в январе у гражданина был в кармане или на депозите рубль, а в декабре осталось 43 коп. Процент в Сбербанке отстает и всегда отставал от скорости падения покупательной способности рубля.
Отрицательное влияние на денежную систему страны оказывают резкие колебания цен на мировом рынке. Усиливают инфляцию рост внешних долгов, снижение экспортной выручки, разрывы торгово-производственных связей.
Ползучая, галопирующая инфляция и гиперинфляция.
В зависимости от темпов (степени) развития различают следующие виды инфляции.
Ползучая инфляция, при которой среднегодовое повышение цен не превышает 3—5%. Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.
Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных условий; он неодинаков для различных стран. К примеру, для Швейцарии допустимый темп ползучей инфляции не должен зашкаливать за пределы 1%; для Греции стабильное развитие хозяйства достигается в пределах 8—10%-ного роста цен.
Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудно управляемой. Среднегодовой рост цен — от 10 до 50% или несколько выше. Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах 20—70%; в Венгрии — 19—35%; в Чехии и Словакии — от 10 до 55—60%.
Наиболее опасный, в известной степени разрушительный тип инфляции называют гиперинфляцией. Среднегодовой темп роста цен превышает 100%, иногда выражается четырехзначными цифрами. Опасность гиперинфляции состоит в том, что она выходит из-под контроля, становится неуправляемой. В период абсолютно неуправляемой гиперинфляции, разразившейся в 1985 г. в Боливии, гигантский разрушительный взлет цен в течение полугода составил. 38 000%. Гиперинфляция может возникать как следствие продолжительных войн, серьезных социально-политических потрясений.
Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.
На Западе регулирование инфляции проводится с использованием кривой Филлипса (рис.1). Суть этой кривой в наличии обратной взаимосвязи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Эту связь впервые установил австралийский экономист Филлипс. Он обратил внимание на то, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и снижается уровень безработицы.