Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень расходов, которые налогоплательщик мог бы учесть при определении налоговой базы в случае объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В указанном перечне отсутствуют расходы по добровольному страхованию жизни и здоровья сотрудников, следовательно, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении единого налога. Однако в последнее время данный перечень постоянно расширяется, и это дает положительный эффект.
Также к недостаткам применения УСН можно отнести:
-невозможность возвратить из бюджета уплаченные суммы НДС (для организаций, которые совершают экспортные операции);
-необходимость уплачивать НДС при импорте товаров;
- необходимость уплачивать минимальный налог при убыточной
деятельности.
В заключении отметим, что использование аналогичных специальных налоговых режимов, предполагающих значительное снижение налоговой нагрузки и переход на налогообложение вмененного дохода, доказало свою неэффективность практически во всех странах СНГ, в которых такие режимы были введены.
3.2. Способы устранения выявленных недостатков специальных налоговых режимов в России
На основании всего вышеизложенного можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить состояние и перспективы применения в России тех или иных вариантов и методов специальных режимов налогообложения, а также предложить некоторые способы устранения их недостатков.
Специальные налоговые режимы в общем и целом более приемлемы для малого предпринимательства по сравнению с общим порядком налогообложения. Однако в рамках специальных режимов часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (как субъектов малого предпринимательства, так и налоговой администрации). Главные причины - недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков, несогласованность специальных налогов по различным параметрам, как между собой, так и с общим порядком налогообложения.
Результаты применения специального налогового режима в форме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности нельзя оценить однозначно. В части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с нашей точки зрения целесообразно было бы вернуться к первоначально поставленной перед ним главной цели - максимально сократить возможности недобросовестных налогоплательщиков сокрытия налоговой базы и ухода от налогообложения в тех секторах экономики, где затруднен контроль налоговых органов за налично-денежным оборотом и, соответственно - за доходами налогоплательщиков. При этом данная система налогообложения ни в коей мере не должна подрывать заинтересованность соответствующих налогоплательщиков в развитии своей деятельности, но вместе с тем она и не должна выполнять функцию налогового стимулирования. Для этого предлагается существенно увеличить размер базовой доходности по таким видам деятельности, как общественное питание, оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров, т.к. она гораздо ниже реально получаемого дохода, и наоборот, уменьшить базовую доходность для услуг по временному размещению и проживанию – основная проблема высокой их стоимости для населения, ввести дополнительные понижающие коэффициенты.
Далее, предлагается расширить перечень видов деятельности, которые подпадают под систему единого налога на вмененный доход. Дело в том, что по сравнению с ранее действовавшим законодательством при принятии Налогового кодекса было достаточно серьезно сокращено число потенциальных налогоплательщиков, подпадающих под систему налогообложения в результате установления им вмененного дохода. В частности, из этой категории исключены все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ремонтно-строительные работы, оказывающие консалтинговые, бухгалтерские и другие подобные услуги.
Вмененный доход фактически определяется по усмотрению региональных властей, в результате чего наблюдается неоправданная дифференциация платежей для конкретных налогоплательщиков. При завышенных ставках предприниматели, не имеющие права отказаться от применения данной системы налогообложения, оказываются перед выбором:
либо работать себе в убыток, либо прекратить свою деятельность (или заниматься ею нелегально). Поэтому необходимо уточнить диапазоны и уровни показателей базовой доходности, процедуры применения корректирующих коэффициентов.
В силу специфических особенностей видов деятельности, подпадающих под режим ЕНВД, часто предлагаемый отказ от обязательного применения данного режима не является грамотным решением. В то же время субъектам малого предпринимательства, занятым соответствующими видами деятельности и имеющим относительно низкие показатели оборота или дохода, в 2010г предоставлена возможность использовать патентную форму налогообложения, но по многим видам деятельности сумма потенциально возможного дохода невелика, что приведет к сокрытию доходов.
Для уменьшения нежелательных последствий применения специальных режимов теми, кому они не предназначены, важно идентифицировать малый бизнес для целей налогообложения с учетом масштабов прямо или косвенно аффилированных с ним лиц. Если 20 предприятий принадлежат одному собственнику и в совокупности они не удовлетворяют критериям признания малым предприятием для целей налогообложения, то ни на одном из них нельзя позволять применять специальные режимы. Если предприятие прямо или косвенно аффилировано с крупным предприятием и вступает с ним в сделки, то на таком предприятии не следует допускать применения специальных режимов. Разумеется, применение таких правил потребует затрат при администрировании, но выгода будет не только в увеличении налоговых поступлений от крупных предприятий, но и в повышении конкурентоспособности действительно малых предприятий.
Отдельно хотелось бы отметить здесь возможное введение сроков действия упрощенной системы налогообложения на конкретном предприятии. Использование специальных налоговых режимов в развитых странах представляется как некая «начальная школа» для налогоплательщиков, и по мере приобретения опыта субъекты малого предпринимательства должны переходить к общему порядку налогообложения. На наш взгляд, упрощенная система должна применяться ограниченный период времени, поскольку она предполагает существенное снижение налоговой нагрузки, что оказывает стимулирующее воздействие на малый бизнес и необходимо для начального развития малому предприятию. Оптимальный срок применения упрощенной системы налогообложения должен составлять не более 5-7 лет с момента регистрации или перехода на упрощенную систему налогообложения. Можно, например, ввести ограничения на срок, в течение которого налогоплательщик находится в специальном режиме налогообложения, или использовать французский опыт, не индексируя верхние ограничения (по доходу или обороту). Можно также предусмотреть единовременный вычет из налогового обязательства при переходе к общему порядку налогообложения (в связи с дополнительными расходами на ведение учета и отчетности). Способом вывода из специального упрощенного режима «излишних» налогоплательщиков является также постепенное повышение ставок до уровня, при котором упрощенный налог оказывается не ниже заменяемых им «регулярных» налогов. Однако повышение налоговой нагрузки должно сопровождаться комплексом мер по поддержке малого предпринимательства, включая защиту от всех форм криминального и административного рэкета.
На наш взгляд, ограничение возврата на упрощенную систему, после отказа от ее применения не ранее, чем через год после такого перехода в некоторой степени является излишним. Положениями главы 26.2 НК РФ установлено, что плательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, но по каким - либо причинам желающий перейти на общую, может это сделать только с начала следующего календарного года. Однако в той ситуации, когда доходы от реализации субъекта малого предпринимательства превысили установленный предел с учетом коэффициента - дефлятора вследствие крупной разовой сделки, которой в перспективе больше не предвидится, и с начала следующего отчетного периода плательщик снова будет удовлетворять всем условиям, по нашему мнению, целесообразно применять механизм, позволяющий пересчет налога по принципам, аналогичным общей системе, а не полный возврат на общую систему. Ограничением для дальнейших злоупотреблений могло стать лишение возможности применения упрощенной системы налогообложения в случае повторного факта превышения критериев по выходу из данной системы. Необходимо также обратить внимание на следующее дополнительное ограничение права добровольного перехода на упрощенную систему налогообложения. Действующий налогоплательщик может перейти на упрощенную систему налогообложения с начала налогового периода, т.е. с начала года, указав в заявлении о переходе размер выручки за 9 месяцев. Вместе с тем для вновь созданных организаций и зарегистрированных предпринимателей предусмотрено право перехода с начала регистрации. Однако в той ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался правом перехода при регистрации, но не хотел бы ждать реализации своего права на применение не менее 9 месяцев будущего года, уместным было бы предусмотреть соответствующий поэтапный механизм перехода на применение упрощенной системы налогообложения.