Сарлыкский ареал выделился в восточных периферийных секторах Рудноалтайского купола на запад - северо-западном склоне Горноалтайского купола и базируется на неоднократно подновляющемся в новейшее время Сарлыкском куполе (г. Сарлык, 2507 м) радиуса 100-120 км (рис.1; табл.1). В ядре его обнаруживается вулкано-плутоническая постройка Шебалинского адамеллит-гранодиорит-аляскитового массива гранитоидов яломанского комплекса высокого калиевого потенциала, в крутопадающем обрамлении субвулканитов кислого и среднего состава и пестроокращенных метапелитов. Геологическая среда купола находится в зонах тектонического скучивания каледонид и отлична от среды дорифейского фундамента. Помимо мумие купол контролирует рудопроявления меди, а также эпитермальные скопления магнетита, киновари, минерализацию речных вод (рис.2).
Рис. 1 Геолого-тектоническая схема Горноалтайской мумиеносной провинции. Условные обозначения: 1 – впадины, 2 – гранитоиды, 3 – палеозойские осадочно-вулканогенные толщи, 4 – выступы докембрийских метаморфитов (гнейсы, кристаллические сланцы, мраморы), 5 – стратиграфические и тектонические границы. Контуры: 6 – куполов; ареалов: 7 – Сарлыкского, 8 – Белухинского, 9 – Оюмского, 10 – Чарышскотерехтинского. |
Таблица 1
Признаки структурно-вещественных моделей размещения скоплений мумие в Сарлыкском ареале (жирным выделены прямые признаки)
№ в АСПО | Содержание признакаи его относительная информационная значимость |
геологические | |
134 | положение в пределах кольцевой структуры радиуса 100-120 км, Д2-3 - 9,6 |
22 | высокие меры сходства с гранитоидами яломанского типа, Д2-3 - 5,9 |
136 | запад - северо-западные склоны Горноалтайского купола радиуса 120-150км, Д1-2 - 7,7 |
124 | положение в периферийных зонах Рудноалтайского купола, С1-Р - 6,0 |
125 | восточные секторы Рудноалтайского купола, С1-Р - 5,8 |
98 | развитие новейших структур по периферии и за пределами ареала - 3,6 |
13 | тектоническое скучивание каледонид - 8,7 |
41 | полное отсутствие сходства с дорифейским фундаментом - 2,4 |
геохимические | |
217 | средняя минерализация (200 мг/л) речных вод - 20,3 |
173 | высокие запасы меди в золе растений - 7,0 |
199 | положение вблизи рудопроявлений меди 9,0 |
194 | наибольшая удаленность от месторождений и рудопроявлений бериллия - 5,5 |
193 | наибольшая удаленность от проявлений платины - 5,7 |
Рис. 2. Схема дешифрирования и геологический разрез Сарлыкского купола.
Черные кружки – интенсивность мумиеносности, треугольники – рудные месторождения.
Белухинский ареал базируется на северном секторе сложно-построенного полифокального Белухинского купола (г. Белуха, 4506 м) радиуса 150 км и осложненного куполами меньшего радиуса, с сильно расчлененной поверхностью. Ядро купола слагают калиевые гранитоиды Рахмановско-Акалахинского лакколита в рифейских гранито-гнейсах и зелено-каменных метапелитах горноалтайской серии кембро-ордовика, а окраины вмещают гранитоиды яломанского комплекса. Геологическая среда купола, имеющая слабое сходство с вулканитами активной окраины и находящаяся в зоне пассивной окраины геодинамических реконструкций, отлична по многих другим косвенным формализованным признакам региона. Помимо мумие купол контролирует рудопроявления свинца, биогеохимические концентрации меди, на площади купола известны месторождения вольфрама, ртути, редкометальные.
Оюмский ареал на активизированной мезокайнозойской поверхности выравнивания отразил своим кольцевым контуром контроль его двумя концентрическими границами девонского бифокального Оюмского купола
(г. Оюм, 3048 м) радиуса 120-200 км по периферии Горноалтайского купола. В апикальной части купола вскрываются пластообразные тела калиевых апоэффузивных микропегматитовых гранитов кислых субвулканитов Уландрыкского и Аксайского массивов в поле кислых эффузивов с широко проявленной грейзенизацией. Геологическая среда купола, находящаяся в зоне скучивания каледонид, отлична по целому ряду формализованных характеристик региона. Купол также контролирует руды меди, вольфрама, золота, сурьмы, флюорита, барита. Геофизические характеристики указывают на асейсмичный рост купола на относительно мощной земной коре под ним.
Чарышскотерехтинский ареал, выявленный по «остаточным» от всех вышеразобранных структурно-вещественных моделей, своими контурами указал на структуры, контролирующие его – базисные региональные разломы: Чарышско-Терехтинский, Чемальский, Кадринский, Курайский, Телецко-Чулышманский и др., являющиеся концентрическими ветвями сложного полифокального Альбаганского купола (г. Альбаган и г. Куркуре-Бажи) радиуса 300 км, и «выкалывающие» по линеаментам 125° на территории провинции главные прогибы – Ануйско-Чуйский, Юстыдский и др. Указанный купол на мезо-кайнозойской поверхности выравнивания осложнен куполами радиуса до 30 км. Ядра Альбаганского купола сложены десятком согласных массивов из автохтонных плагиогранитов, гранодиоритов и гранитов в обширной Чулышмано-Шапшальской зоне прогрессивного метаморфизма с явными признаками калиевого метасоматоза и сложенной мраморами, кристаллическими сланцами, роговиками, хлоритовыми сланцами и т.д. Геологическая среда купола в нормальном магнитном поле отлична от такой пассивной окраины геодинамических реконструкций, а также от ряда других косвенных признаков за пределами провинции. Купол несет в себе рудопроявления меди, а также выделяется концентрациями бора в почвах. На территории ареала известны месторождения ртути, золота, вольфрама, молибдена и др.
Таким образом, Горноалтайская мумиеносная провинция располагается на активизированном пенеплене и протягивается полосой в юго-восточном направлении согласно простирания ряда геологических структур. Внутри нее мумиеносность обосабливается в несколько ареалов, базирующихся на тектонически проницаемых, рудоносных калиевых гранито-гнейсовых куполах радиуса 100-150 км. Ряд установленных геологических, геохимических, геофизических, а также географических и геоботанических признаков носит индивидуальный характер для каждого ареала, участвуя в формировании структурно-вещественных моделей как основ прогнозирования мумие.
2. На формировании скоплений мумие Горного Алтая сказываются условия: геологические (обнаженность коренных пород, характер текто-нической трещиноватости и др.), географические (обязательность южной экспозиции склонов, высотно-климатическая зональность и др.), биологические (биогеоценотическая зональность, животные-браконьеры и др.).
Условия формирования скоплений мумие изучены на трех десятках участков, относительно равномерно расположенных по территории. В полевых описаниях скоплений мумие, каталогах, на геологических картах участков использовались понятия и термины, исторически сложившиеся ко времени исследований: первичное мумие – темно-коричневое до угольно-черного цвета вещество, шелковисто-смолистое с матовым блеском, со слабым специфическим ароматом, компактное, литифицирующееся до текстуры хрупких однородных масс; вторичное мумие – черное, бурое, светло-бурое вещество с желтоватым оттенком, порой камнеподобное, оолитоподобной текстуры, пористое до рыхлых землистых масс с более выраженным ароматом, а то и запахом аммиака; «горный воск» – однородная темно-коричневая до черного цвета пластическая масса, в свежем виде имеющая приятный аромат и легко разминающаяся в теплых руках и туго слипающаяся в комок.
Сарлыкский ареал. В затаеженном каньоне участка Кумир мумие установлено в естественных полостях скал девонских алевропелитов, туфов, субвулканических гранитов и кварцевых порфиров рудного поля редкометального месторождения. На участке Чарыш, сложенном протерозойскими кварцитами и девонскими алевропелитами и туфами на юго-восточном продолжении Чарышско-Терехтинского регионального разлома, обнаруживается мумиеносность только в пределах слабо затаеженной долины на границе тайги и опустыненной Ябоганской впадины. На участке Куюс с горно-таежным лиственнично-березовым типом растительности и остепненными склонами южной экспозиции бисеринки и выпоты черного мумие обнаружены на траверсе Чемальского глубинного разлома в гротах, образованных в интенсивно рассланцованных, перемятых алевропелитах с птигматитовой кварцево-жильной минерализацией с гематитом, малахитом и галенитом. Участок Емурла примечателен проявлением «горного воска» в гроте скальных гряд рифейских известняков среди всхолмленной лесостепи Северо-Алтайского пенеплена на высотах 600-1100 м.
Белухинский ареал. Мумие Терехтинского участка в бассейнах
рр. Б., Ср. и М. Яломан, Инегеньского отрезка Катуни и горных окрестностей Уймонской впадины с абс. отм. 700-2800 м с лиственничными лесами, березовыми колками, субальпийскими лугами с кустарниками, и растительностью горных тундр фиксируется в самых различных породах: в протерозойских метаморфитах, кембро-ордовикских алевропелитах, девонских вулканитах, габбро, среднепалеозойских гранитоидах Яломанского массива. Мумиеносность альпинотипного (1200-3500 м) участка Карагем, будучи обычной в гранитах Иедыгемского и Карасуйского массивов, в известняках и алевропелитах кембро-ордовика, примечательна мумиеносностью рыхлых отложений морен на этом участке и мумие-проявлением в устье штольни, пройденной в кварцитах Карагемского кобальтового месторождения. Тут мумиеносные, мажущиеся коричневым, растворы покрывают бурой пленкой плоскости коренных пород, стекают по бревнам крепи.