Смекни!
smekni.com

Социальные аспекты Антикризисной программы правительства (стр. 1 из 2)

Астана, 17 сентября 2009 года

Уважаемые члены Межпартийного совета! Правительство Республики Казахстан утверждает, что наша страна успешно справилась с негативными воздействиями мирового экономического кризиса и выходит на этап посткризисного развития.

К сожалению, социальная политика, которая проводится государством, носит пассивный характер, социально-экономические проблемы решаются только с позиции сегодняшнего дня для снижения остроты той или иной проблемы, временного снятия социальной напряженности в обществе. Главная цель социальной политики – создание условий для полной реализации своего человеческого потенциала каждому казахстанцу - отодвигается на второй план или рассматривается как второстепенная цель, на которую в настоящее время не стоит уделять ни внимания, ни ресурсов, т.к. есть более приоритетные, с точки зрения правительства, задачи.

В полной мере это относится и к Антикризисной программе правительства.

В Антикризисном же плане правительства казахстанский народ как его субъект играет пассивную роль, выступая лишь как объект, на который направлены отдельные, весьма расплывчатые обещания сохранения определенных социальных благ. В частности, ни одно из пяти направлений Антикризисного плана не учитывает социальной составляющей, в частности решения проблем занятости населения и повышения его доходов. Единственное, что отмечается в Антикризисном плане – это то, что “Правительство примет все меры по сохранению реальных доходов населения и обеспечит реализацию поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009-2011 годах”.

Всего на реализацию антикризисных мер выделено 19 млрд. долларов, в том числе 10 млрд. долларов из средств Национального фонда Республики Казахстан. На поддержку сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, т.е. сфер, где занята большая часть населения страны, выделено всего 2 млрд. долларов. На развитие производственной инфраструктуры, которая имеет общенациональное значение – 1 млрд. долларов. Остальные средства направлены на поддержку крупного бизнеса и финансового сектора страны.

Кроме того, была оказана прямая поддержка предприятиям добывающего сектора, которые, по сути, принадлежат иностранным компаниям. Так, снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть и другие полезные ископаемые обошлись бюджету страны более чем в 2 млрд. долларов. Были представлены и другие льготы, в том числе и местными органами власти в обмен на обещание сохранить среднюю заработную плату наемным работникам и не сокращать рабочие места. Сразу же после заключения этого соглашения начались их нарушения со стороны добывающих компаний. Так, “Казахмыс” потребовал сократить фонд оплаты труда на 25%, в результате переговоров снижение фонда оплаты труда составило 14%. Это выдается за победу профсоюзов, которых у нас по существу нет, а также воздействия правительства на руководство компании. Тем не менее, произошло нарушение предварительной договоренности, но на это никто из правительства не обратил внимания.

С нашей точки зрения пренебрежение социальными последствиями правительственных решений проводимой им социальной политики является системной характеристикой политики, проводимой нынешним правительством. И, в этой связи, партия “Адилет” считает, что необходимо кардинально пересмотреть приоритеты социально-экономической политики, которая проводится в Казахстане. Тем более что для этого создаются реальные возможности в связи с разработкой новой программы развития страны – программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.

***

В соответствии с полученной от правительства информацией, прямые и косвенные социальные эффекты Антикризисной программы заключаются в:

1. Создании новых и сохранении прежних рабочих мест.

2. Развертывании работ по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры за счет средств республиканского и местного бюджетов.

3. Защите прав дольщиков строящегося жилья.

4. Обеспечении продовольственной безопасности страны.

Давайте остановимся на этих аспектах.

1. Создание новых и сохранение прежних рабочих мест.

По информации правительства, в рамках реализации Дорожной карты создано 257,8 тыс. рабочих мест.Правда, неизвестно, постоянные это рабочие места или временные, что будут делать временно занятые после завершения работы. Мы считаем, что рабочие места, созданные в рамках реализации Дорожной карты, в большинстве своем временные. Что будет в дальнейшем с этими работниками? Скорее всего, они снова пополнят ряды безработных. Следует также отметить, что финансирование “Дорожной карты” осуществляется в рамках утвержденного государственного бюджета. Техническое объединение бюджетных программ в одну (“Дорожная карта”) было объявлено специально разработанной Стратегией региональной занятости.

Подчеркнем, что разработка “Дорожной карты” была осуществлена только после прямого указания Президента РК Н.Назарбаева, чтобы предотвратить массовую безработицу в стране в связи с возможным сокращением занятости в добывающем секторе экономики, свертыванием жилищного строительства и сворачиванием деятельности субъектов малого предпринимательства.

Важно отметить, что уровень официальной безработицы в стране практически не изменился, несмотря на активную реализацию “Дорожной карты”, т.е. социальный эффект заключается в консервации уровня безработицы на прежнем уровне, а не в создании новых рабочих мест.

2. Наличие социальной инфраструктуры.

При наличии программы “Сто школ, сто больниц” мы имеет потребность (по информации правительства) в 853 детских садах. При этом за 7 месяцев 2009 года построено только 7 новых детских садов. Почему нет программы “800 детских садов”?

3. Защита прав дольщиков строящегося жилья.

Правительство, в лице ФНБ “Самрук-Казына” предприняло неординарные методы по спасению дольщиков – выкуп квартир, в том числе и недостроенных. На первый взгляд, все эти меры направлены на поддержку обездоленных дольщиков. В этом направлении партия “Адилет” проводит целенаправленную поддержку дольщиков, оказывая им необходимую правовую поддержку. Вместе с тем, согласно официальным данным, большая часть жилья, которая строится на долевом участии, не имеет собственников. На отдельных объектах – до 70% квартир еще не реализованы.

Решение Фонда недвижимости, который предполагает сдавать в аренду невыкупленные квартиры из расчета 1000 тенге за квадратный метр с последующим выкупом, является нецелеобразным. С одной стороны, установление таких цен не только сдерживает процесс снижения цен на жилье до естественного уровня, но и устанавливает определенную планку на стоимость арендной платы. Аренда двухкомнатной квартиры – 70 тыс. тенге в месяц, превышает среднемесячную заработную плату в целом по Казахстану, почти в 1,5 раза превышает заработную плату работников бюджетной сферы. Было бы наивным предполагать, что таким методом может быть решена наиболее актуальная проблема – обеспечения всех казахстанцев доступным жильем.

Поддержание рынка недвижимости, на что были направлены не только средства Национального фонда, но и пенсионных фондов, по существу свелась к финансовой поддержке фирм-застройщиков и спекулянтов недвижимостью, которые своими действиями привели к ипотечному кризису.

В этой связи, более вероятным предположение, что “ценовое дно” на рынке недвижимости еще не достигнуто, через некоторое время эта проблема снова обострится.

4. Продовольственная безопасность.

Правительство видит решение проблем продовольственной безопасности в рамках Антикризисной программы в развитии АПК и сдерживании роста цен, тем самым, пытаясь обеспечить физическую и экономическую доступность продуктов питания.

При ограниченности финансирования приоритеты развития АПК охватывают практически все сферы развития данной отрасли, таких как развитие тепличных хозяйств, молочно-товарных производств и прочее, всего 11 направлений. При таком подходе, можно быть уверенными, что средства будут распылены и не дадут должного эффекта ни по одному из направлений.

Принятая практика субсидирования сельхозпроизводителей, исходя из размеров посевных площадей, не обеспечивает стимулирования повышения урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе за счет повышения производительности труда, внедрение новых технологий. Целесообразнее кардинально изменить механизм субсидирования сельскохозяйственных производителей, осуществлять поддержку сельхозпроизводителей через установление минимальных закупочных цен, гарантированных государством и обеспечивающих нормальную рентабельность производства.

Мы считаем, что укрупнение хозяйств на основе добровольной кооперации мелких товаропроизводителей является необходимым условием для конкурентоспособного развития отрасли. Только крупные сельскохозяйственные объединения способны предотвратить дальнейшую архаизацию сельского хозяйства, повысить его продуктивность на основе использования передовых технологий и систем машин во всех отраслях растениеводства и животноводства. Добровольная кооперация должна сопровождаться законодательной защитой прав пайщиков.

Сейчас же преобладает практика принуждения к имитации кооперирования мелких хозяйств для увеличения залоговой базы при получении банковских кредитов. Мы считаем, что не приведет к повышению эффективности хозяйствования, не облегчит доступ к кредитам эффективным сельскохозяйственным производителям.

Что касается сдерживания цен, то одним из основных механизмов, судя по информации правительства, является ценовое регулирование в торговле посредством заключения меморандумов. Подобные нерыночные меры не могут в длительной перспективе являться гарантией обеспечения экономической доступности продуктов питания.