Валютные выплаты за рубеж физическим лицам разрешены лишь на строго определенных основаниях (например, оплата за обучение в иностранных учебных заведениях). Переводы на зарубежную дилинговую компанию в разрешительный список, конечно же, не включены.
Недавние (2001 г.) изменения в валютном законодательстве несколько ослабили государственный контроль. Теперь резиденты России (физические лица) могут без особых разрешений ЦБР открывать за рубежом банковские счета. Однако не везде и не для любых целей. Счета можно открывать только в определенных странах (участники ФАТФ и ОЭСР) и только для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
На эти счета можно переводить деньги из России. В частности, разрешено переводить до 75 тыс. долл. в год для покупки зарубежных ценных бумаг (как на свой счет, так и на счет, скажем, брокера).
Эти послабления предоставляют определенное поле для маневра, но не дают юридически чистой возможности расчетов с зарубежной дилинговой компанией. Валютные контракты не являются ценными бумагами, так что положение насчет 75 тыс. к нашему случаю вообще не относится. Ведение операций на рынке ФОРЕКС очевидным образом относится именно к предпринимательской деятельности, так что резидент не может вести ее через свой зарубежный счет. Правда, государство не ведет непрерывного контроля над операциями по зарубежному счету, но налоговый орган в любой момент может потребовать предоставления выписок по счету (по закону он уведомляется о факте открытия счета).
Наконец, открыть счет в зарубежном банке, во всяком случае, для мелкого трейдера, вообще не так-то просто. В массовом порядке счета россиянам открывают лишь прибалтийские и, пожалуй, кипрские банки. Однако эти страны не входят в разрешительный список ЦБР, так что открытие там счетов без особого разрешения ЦБР с точки зрения российского права незаконно.
Тем не менее в действительности российскими трейдерами довольно широко практикуется как прямое перечисление денег на зарубежную компанию под тем или иным предлогом ("на обучение", "на покупку ценных бумаг"), так и открытие зарубежных счетов, в основном в Прибалтике.
В этом разделе мы рассмотрим некоторые распространенные организационные варианты предоставления услуг валютного дилинга российским клиентам.
Услуги валютного дилинга могут предлагаться российским клиентам настоящей (если можно так выразиться) иностранной компанией, специализирующейся именно на этой деятельности в своей стране. Такая компания имеет все необходимые лицензии у себя дома (например, в США - лицензию FCM), а российские клиенты для нее - лишь дополнительный рынок. Впрочем, компания может изначально создаваться в расчете прежде всего на российских клиентов (например, российскими эмигрантами в США), но все равно базироваться именно за рубежом и там же иметь лицензии, офис, штат и т.п.
Юридически компания не ведет никакой деятельности в России. Клиент осуществляет операции с валютами через систему удаленного доступа к счету (по сети Интернет) или отдавая указания дилеру по телефону.
Все расчеты с клиентами осуществляются в только безналичном порядке: клиент перечисляет деньги на счет компании со своего валютного банковского счета, и туда же получает заработанные средства со счета компании. Вопросы законности (с точки зрения российского права) открытия клиентом счета или проведения операций по нему компанию не касаются и не интересуют.
В России компания может продвигать свои услуги, скажем, при помощи интернет-сайта на русском языке. Она может быть представлена и российским партнером, но он в этом случае имеет лишь статус "представляющего" (introducing representative), то есть дает потенциальным клиентам только информацию о компании-дилере (за что и получает комиссионные), не имея при этом права заключать договоры от ее имени, принимать деньги и т.п.
Вариант на ту же тему. Услуги могут предлагаться российским клиентам компанией, зарегистрированной в одной из офшорных юрисдикций. В данном случае мы имеем в виду достаточно серьезные (не "бумажные") компании, обычно учрежденные резидентами развитых стран. В зависимости от специфики своей деятельности, компания может иметь лицензии либо в тех развитых странах, где она фактически действует (например, лицензию FCM в США), либо в стране своей регистрации (например, игорную лицензию в Белизе).
Как правило, для такой компании Россия тоже является лишь одним из рынков сбыта ее услуг. Характер представительства в России, расчетов и управления счетом аналогичен тому, что рассматривался в предыдущем разделе.
Как уже упоминалось, единственный полностью легальный вариант организации настоящего валютного дилинга в России - через банк.
Банк может создавать и стационарные дилинговые центры, оборудованные соответствующими терминалами, и предоставлять удаленный доступ к счетам по сети Интернет. Банк может предоставлять услуги дилинга самостоятельно либо через отдельную дилинговую компанию (или даже сеть компаний). Однако при этом валютные счета клиентов открываются и ведутся именно банком. Дилинговая компания, однако, может осуществлять управление банковскими счетами своих клиентов на основании доверенности от клиента и инструкций, получаемых от него по системе удаленного доступа.
Внесение денег на счет и снятие их со счета может осуществляться клиентом как безналичным переводом, так и в наличной валюте (через кассу банка).
Российские предприниматели, не имеющие в своем распоряжении банковской лицензии, но желающие организовать подлинный валютный дилинг, обычно создают для этой цели иностранную компанию с целью вынести содержательную деятельность за пределы российской юрисдикции.
Как правило, это офшорная, то есть безналоговая компания. Страна ее регистрации в данном случае практически не имеет значения, так как об использовании налоговых договоров и т.п. речи не идет. Гораздо большее практическое значение имеет местонахождение счета компании (он вовсе не обязан быть в той же самой стране, где компания учреждена).
Однако зачастую для улучшения представительности бизнеса создается, вместо офшорной или дополнительно к ней, компания в налогооблагаемой юрисдикции, например в США или Великобритании. Такая компания выполняет чисто имиджевые функции и предназначена лишь для того, чтобы произвести впечатление на клиентов. Лицензирования по месту регистрации компании, разумеется, не производится: это катастрофически утяжелило бы схему почти без создания реальных преимуществ. Более того, зачастую доходы такой неофшорной компании, полученные от дилинга, не включаются в ее отчетность, подаваемую по месту регистрации, так как в противном случае с них пришлось бы уплатить налоги. Разумеется, это незаконно, но если счет компании открыт за пределами страны ее регистрации, то "поймать за руку" нарушителя для налоговых органов этой страны практически не представляется возможным.
Что касается счета компании, будь она офшорная или неофшорная, то надо сказать, что для такого рода операций с клиентами открыть его в первоклассном западном банке практически невозможно, если только в одной из развитых стран не ведется реальный бизнес и не получена лицензия. Ввиду этого счет компании обычно открывается в Прибалтике.
В России создается (зарегистрированное или незарегистрированное) представительство иностранной компании с целью привлечения клиентов. В принципе, для избежания налоговых последствий в России полномочия такого представительства должны быть как можно более узкими. На практике, однако, широко распространено заключение в таком представительстве договоров дилинга от имени компании и даже прием денежных средств, в том числе валюты. Последнее, разумеется, абсолютно противозаконно. Легальная форма расчетов с клиентами - только безналичными переводами через зарубежный счет.
Клиенты ведут свои операции с помощью системы удаленного доступа. При этом с технической точки зрения местонахождение самого сервера, на котором ведутся операции, не имеет значения. Он может находиться как в России (обычно это так и есть), так и за рубежом. Однако, как упоминалось выше, его местонахождения может иметь значение для целей налогообложения (а также и для имиджа).
Усовершенствованный вариант схемы 4. Крупным недостатком предыдущего варианта является сомнительность правового и налогового статуса представительства иностранной компании в России. Официально компания может вести деятельность в России, только если ее представительство аккредитовано и зарегистрировано. Это подразумевает выплату пошлины за аккредитацию (порядка 1000 долл. в год), а также, разумеется, ведение бухгалтерии, налоговую отчетность и т.п. Это не всегда оправдано, так как ведение содержательной деятельности предполагается именно за рубежом. Более того, доходы, полученные компанией от операций с российскими клиентами (даже через зарубежный счет), в принципе могут быть отнесены российскими налоговыми органами к доходам, полученным через зарегистрированное представительство и, соответственно этому, могут быть обложены налогом.
Чтобы избежать правовой неопределенности, зарубежная компания отказывается от "личного" присутствия в России. При этом она передает функции по привлечению клиентов российскому партнеру, подобно тому, как это делается в схемах 1-2. (Отличие лишь в том, что в данном случае зарубежная компания обычно контролируется теми же российскими предпринимателями, что и ее "партнер".) Российская и иностранная компании связаны договорными отношениями. При этом российская компания не должна заключать дилинговых контрактов от имени иностранной (это придало бы ей статус зависимого агента и, соответственно, постоянного представительства, см. выше), но может осуществлять, в том числе за плату, разного рода вспомогательные функции, например обучение работе с терминальной программой.