Обращение в Конституционный суд Российской Федерации.
От решений федеральных арбитражных судов в большинстве случаев зависит, сможет ли налогоплательщик защитить свои права как более слабая сторона в налоговых правоотношениях. В совокупности акты высшего судебного органа арбитражной юрисдикции служат средством обеспечения единообразного применения законодательства при разрешении налоговых споров. Решения Конституционного суда РФ имеют иную природу и значение, выработка его правовых позиций осуществляется в процессе интерпретации конституционных норм. Специальные положения и выводы Конституционного суда РФ, в частности о виновной ответственности, порядке взыскания санкций, бремени доказывания и другие, прочно вошли в практику арбитражных судов.
При наличии сомнений в конституционности акта законодательства о налогах и сборах налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в Конституционный суд РФ. Это право основано на том, что обязанность по уплате налогов является конституционной. В соответствии со ст.125 Конституции РФ Конституционный суд проверяет конституционность применяемого или подлежащего применению закона по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
В ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах Конституционный суд РФ дает толкование конституционных норм и формулирует основные принципы налогообложения. Если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, он объявляет их несоответствующими Конституции РФ. Граждане и их объединения вправе обращаться в Конституционный суд РФ с жалобой о признании неконституционным закона или отдельных его положений, если: этим законом нарушены их права и свободы и этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.
Таким образом, налогоплательщик вправе обращаться в Конституционный cyд лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.
Опыт разрешения налоговых споров в административном, судебном арбитражном и конституционном порядке обнаруживает, что часто налоговые проблемы возникают именно из-за применения норм к ситуации, связанной с налогообложением. В принципах, изложенных в части первой НК РФ, сконцентрированы "дух и буква" налогового законодательства. Следуя аналогии, что Конституционный суд РФ выявляет "дух и букву" Конституции РФ, правоприменители (судебные и налоговые органы) должны четко понимать конституционность любой подлежащей применению налоговой нормы и с учетом данного обстоятельства выявлять не только вопросы права, но и факты в каждом конкретном споре.
Глава 2. Особенности рассмотрения налоговых споров в суде
2.2. Анализ типичных налоговых споров
Значительная часть споров по налогу на добавленную стоимость касается разрешения вопроса о правомерности применения налогоплательщиком права на налоговый вычет. Нередко налоговый орган или суд отказывают в реализации налогоплательщиком такого права, если приходят к выводу, что в его действиях имеются признаки недобросовестности.
Исходя из судебно-арбитражной практики рассмотрения данной категории дел, налогоплательщику может быть отказано в праве на вычет по мотиву его недобросовестности или в случае признания налоговой выгоды необоснованной. В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, связанные с оценкой необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, подлежат доказыванию в суде налоговым органом, налогоплательщик же в опровержение доводов налогового органа обязан доказать ее обоснованность.
Например, по делу № А60-6375/2007-С5 суды пришли к выводу о необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, исходя из оценки доказательств, подтверждающих факт отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных мощностей, складских помещений, необходимых для исполнения договорных обязательств [(3)].
По другому делу № А60-1149/2008-С6 на основании доказательств, представленных налоговым органом, суд также пришел к выводу, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, при этом исходил из следующего [(4)]. Заключенный налогоплательщиком договор подряда и документы, подтверждающие выполнение подрядчиком работ и их оплату, содержали противоречивые сведения; организация-подрядчик не обладала лицензией на выполнение ремонтных работ; организация не находилась по юридическому адресу, фактическое местонахождение не установлено; в спорный период сдавало «нулевую» отчетность, НДС со спорной операции в бюджет не уплачивался; кроме того, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц учредителем и директором организации-контрагента налогоплательщика значился Третьяков В.В., являющийся директором еще 597 юридических лиц.
Вместе с тем необходимо отметить, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязательств (непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности, неуплата налога в бюджет, ненахождение организации по юридическому адресу и др.) сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Для того чтобы прийти к выводу о необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, необходима взаимосвязь и совокупность целого ряда факторов.
Так, в деле № А60-8735/2007-С5 суд решил, что в действиях налогоплательщика имеются схемы незаконного возмещения НДС из бюджета, при этом исходил из следующих обстоятельств: открытие расчетного счета для проведения одной операции при наличии иных расчетных счетов; осуществление расчетов участниками сделок в один день в одном банке, при этом движение денежных средств начинается со счета ООО «К» и заканчивается зачислением на счет ООО «К»; особая форма расчетов (векселя), согласованность участников сделок; отсутствие источника возмещения НДС, взаимозависимость лиц [(5)].