TheFinancialTimesот 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»
10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности, поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках». Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России ) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».
За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.
13 октября 2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А.Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.» Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен».
ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года обнародовала: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей». Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг. В обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы $50 млрд.
Председатель Правительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП. Министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год. Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к БК РФ, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов). В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал
Заключение.
Для России период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., стал десятилетнем самого бурного роста за всю ее историю - объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Вследствие значительного увеличения объема выпуска, сопровождавшегося существенным повышением реального курса рубля (что было обусловлено главным образом ростом цен на энергоносители и сырье), номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз - больше, чем в любой другой крупной стране мира. За это десятилетие резко улучшились многие другие экономические и социальные показатели. Высокими темпами росли совокупная производительность факторов производства и реальная заработная плата, существенно сократилась доля безработных и бедных. На фоне значительного профицита счета текущих операций наблюдавшийся раньше масштабный чистый отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком. В результате международные резервы достигли почти 600 млрд долл. США (по этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии).
Заметно изменилась к лучшему ситуация в сфере государственных финансов. Несколько лет подряд бюджет сводился с профицитом, а государственный долг был почти полностью погашен. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13% ВВП. Положение с инфляцией было не столь простым, но на протяжении большей части прошедшего десятилетия она снижалась — с 85% в конце 1998 г. до однозначных значений в середине 2007 г. С этого времени из-за стремительно растущих мировых цен на продовольственные товары и энергоносители на фоне быстрого увеличения денежного предложения в России инфляция выросла до 15%. но уже в конце 2008 г. она вновь стала снижаться в результате резкого падения цен на энергоносители и сырьевые товары и прекращения роста денежной массы.
Почему же глобальный кризис оказал столь сильное негативное влияние на Россию?
В условиях высоких темпов роста, безусловно, повышались риски, связанные с возможным падением цен на нефть и газ. Однако обычное снижение цен на нефть, по всей вероятности, было бы сопряжено просто с замедлением роста, а не с глубокой рецессией, которая имеет место в настоящее время. Масштаб и скорость снижения цен на нефть, начавшегося в июле 2008 г., были большими, чем в любой предыдущий период. Последствия этого стали более серьезными из-за существенного снижения цен на другие экспортируемые сырьевые товары.
Финансовые потрясения, в том числе резкое ограничение доступа развивающихся стран к международным рынкам капитала, также носили исключительно жесткий характер. Значительное сокращение мирового спроса в IV квартале 2008 г. привело к сильному сжатию мировой торговли и негативно сказалось на объеме и ценах российского экспорта металлов и природного газа. Влияние этих внешних шоков на российскую экономику усугублялось наличием внутренних проблем, в том числе недостаточным доверием к российским банкам и национальной валюте.
Российская стратегия выхода из столь масштабного экономического кризиса должна быть широкой по своему охвату и включать ряд мер налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, призванных поддерживать совокупный спрос и функционирование банковской системы. Как и в других странах, в России лица, ответственные за проведение экономической политики, должны выработать меры, направленные на максимально быстрое воздействие на спрос; минимизацию структурных искажении; укрепление макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости с помощью четкой стратегии своевременной отмены стимулирующих мер; повышение эффективности в долгосрочной перспективе при достижении краткосрочных целей управления спросом. Разработка мер, которые в наибольшей степени отвечают указанным принципам, в том числе нахождение правильного баланса между ними, если такие меры противоречивы, представляет собой комплексную задачу экономической политики в краткосрочной перспективе.