1.Следуя общему направлению, заданному в развитых странах, Центральный банк России предоставлял значительные объемы ликвидных средств коммерческим банкам для сохранения жизнеспособности банковской системы. По итогам первых месяцев 2009 г. можно сделать вывод, что с этой задачей ему удалось справиться. Однако следует отметить, какой "ценой" это было сделано. Значительные объемы полученных от Центрального банка рублевых средств были направлены коммерческими банками на валютный рынок и вывезены из страны, что привело к рекордному оттоку капитала со стороны корпоративного и банковского секторов в конце 2008 - начале 2009 г.
2.Специфическим направлением денежно-кредитной политики для России (по сравнению с развитыми странами) стала поддержка валютного курса рубля на первом этапе острой фазы кризиса (до начала 2009 г.). Как следствие, международные резервы страны сократились с уже упомянутых 598 млрд. на начало августа 2008 г. до 426 млрд. дол. на начало января 2009 г.. В январе 2009 г. монетарные власти фактически позволили валютному курсу рубля существенно упасть (см. табл. 2), что статистически проявилось в существенном замедлении темпов сокращения валютных резервов с середины января 2009 г.
Вопрос о необходимости сдерживания обесценения рубля во второй половине 2008 г. остается дискуссионным. С одной стороны, изначально оказывалось давление на Центральный банк с целью позволить валютному курсу существенно упасть, при этом считается, что издержки разового обесценения ниже, чем постепенного (в том числе с позиций расходования международных резервов). С другой стороны, необходимо учитывать ряд важных в российских условиях соображений. Во-первых, это значительный объем внешней задолженности в абсолютном выражении. Пусть в относительном выражении бремя внешнего долга было не столь существенным, но при резком падении валютного курса оно могло вырасти до критических величин (как это произошло в 1999 г.). Во-вторых, вариант со значительным обесценением национальной валюты был вполне реальным (отчасти это подтвердило и дальнейшее развитие событий) в условиях резко снизившегося уровня доверия внутри национальной экономики и наличия склонности к хранению активов в иностранной валюте. Тем самым открывалось пространство для роста спекулятивного спроса на иностранную валюту. Таким образом, вариант с постепенным снижением валютного курса следует признать обоснованным, но при этом нужно заметить, что Центральному банку не удалось реализовать его в полной мере, а издержки этого варианта были увеличены в результате отказа от применения валютных ограничений.
Общий результат денежно-кредитной политики в условиях кризиса складывался из действия двух упомянутых направлений. Здесь необходимо отметить, что вплоть до начала 2009 г. под влиянием продажи иностранной валюты Центральным банком происходило сокращение денежной массы (на 17,5% 20 с 1 сентября 2008 г. по 1 февраля 2009 г.). Таким образом, монетарный эффект от поддержания курса национальной валюты перекрывал эффект от поддержки ликвидности коммерческих банков. Нельзя назвать успешным и эффект от денежно-кредитной политики с точки зрения воздействия на выпуск: по итогам I квартала 2009 г. реальный ВВП в России сократился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объемы производства промышленной продукции снизились в январе - апреле 2009 г. на 15%, инвестиции в основной капитал — на 15,8% 21.
Тем не менее следует отметить ряд положительных фактов с точки зрения реакции денежно-кредитной политики на кризис. Во-первых, эта реакция была достаточно оперативной, и во главу угла была поставлена задача спасения банковской системы и поддержки экономики, а не борьба с инфляцией. Во-вторых, были введены в действие новые, нетрадиционные инструменты предоставления ликвидности, в том числе, например, беззалоговые кредиты коммерческим банкам. В-третьих, появилось пространство для усиления реакции национальной экономики на изменения процентной ставки, что в перспективе может способствовать развитию трансмиссионного канала денежно-кредитной политики, связанного с процентной ставкой. Важной предпосылкой для позитивных изменений в денежно-кредитной политике посткризисного периода должно стать усиление роли финансовых рынков в экономике, но с учетом тех возможных рисков их развития, которые проявились в экономиках США и ЕС, а также негативного российского докризисного опыта, когда основу на этих рынках составляли иностранные инвесторы. Повышению эффективности денежно-кредитной политики будет способствовать формирование национальных финансовых рынков с опорой на отечественных инвесторов.
С точки зрения выбора режима денежно-кредитной политики представляется, что таргетирование какого-либо одного показателя в условиях значительного уровня внешней открытости вряд ли приведет к успешным результатам, поэтому было бы целесообразно установить некоторые допустимые диапазоны отклонений основных макроэкономических показателей, на которые может воздействовать денежно-кредитная политика, со сменой акцентов между ними в зависимости от текущих условий. Речь идет об относительно ограниченном режиме дискреционной денежно-кредитной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наш взгляд, в российских условиях в числе подобных показателей должен находиться и валютный курс — в силу значительного влияния его изменений на национальную экономику по широкому спектру направлений (от воздействия на экспорт до определения цены ряда финансовых активов).
ЛИТЕРАТУРА
1. "Бюллетень банковской статистики" № 2—3, 1998, с. 31.
2. Tullio G.,IvanovaN. The demand for money and currency substitution in Russia during and after hyperinflation: 1992-1996. "Экономический журнал Высшей школы экономики", т. 2, № 2, 1998, с. 163.
3. Xейфец Б. А. Решение долговых проблем. Мировой опыт и российская действительность.- М, ИКЦ "Академкнига", 2002, с. 92).
4. сборник МВФ "International Financial Statistics".
5. "Бюллетень банковской статистики" (разные выпуски) (Помилка! Неприпустимий об'єкт гіперпосилання.www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=BBS).
6. Смыслов Д. В. Иностранный капитал на фондовом рынке России. "Деньги и кредит" № 1, 2008.
7. Некипелов А. Риски денежно-кредитной политики и современные финансовые кризисы. "ЭкономикаУкраины" № 2, 2009.
8. http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/inter_res_08.htm&pid=svs&sid=mra.
9. Некипелов А. Д. Стабилизация или стерилизация? "Независимая газета" от 24 ноября 2006 года.
10. Данные Министерства экономического развития Российской Федерации (Помилка! Неприпустимий об'єкт гіперпосилання.www.economy.gov.ru).
11. http://www.cbr.m/smistics/cre^http://ww.cbr.ra/statistics/credit_sMistics/MS.asp?
12. http://ww.cbr.m/statistics/print.aspx?file=credit_sMistics/inter_res_08.htm&pid=