Среди редкоземельных есть три "родственника", обнаруженные в минерале, найденном в 1787 году вблизи шведского города Иттерби. Чтобы не путать, им дали имена: иттербий, тербий и эрбий.
Очень "труднодоступным" оказался диспрозий. Его так и назвали, использовав это греческое слово. Получить другой металл - гольмий - еще сложнее. Не зря он ценится в несколько сотен раз дороже золота. Так же дороги тулий, лютеций, о которых вообще мало что пока известно.
И все-таки редкоземельные элементы очень нужны промышленности. Самые маленькие радиоактивные приборы, например рентгеновские, можно сделать, используя тулий и лютеций. "Семейства" этих металлов - отличные "дворники" в сплавах. Они очищают их от вредных примесей.
В радиотехнике тоже необходимы РЗЭ. Добавить их в краски - будут светиться. Лучшее оптическое стекло не обходится без таких металлов.
Лет 15 назад ни у нас, ни за границей редкоземельные элементы почти не использовались. Совсем недавно их получали только из монацитовых россыпей в США, Бразилии, Индии. Такие россыпи возникли от разрушения глубинных магматических пород, которые состояли из щелочных минералов. Редкоземельные элементы можно найти во многих месторождениях: будь то апатиты, железные руды или клады цветных металлов.
Редкий чудо-камень изумителен не только по своей красоте. Нет на земле материалов, которые бы не отступили перед твердостью алмазных граней. Об этом главном свойстве алмаза знали древние люди. По-арабски слово "алмас" и означает "твердейший".
Чаще всего драгоценные кристаллы - крохи. Они весят от сотых до десятых частей карата. А карат равен одной восьмой грамма.
Вот и хотели раньше сплавить на огне крупинки алмазов, чтобы создать большие кристаллы. В 1649 году взялись за это дело флорентийские академики. Получили. ничего. Чудо-камни сгорали.
Минуло почти полтора столетия. Английский химик Тен-нан снова решился сжечь великую драгоценность. Только спрятал ее в плотно закрытый золотой футляр. Когда исследовал следы "ничего", понял, что алмаз - просто чистый углерод. Самый твердый драгоценный камень оказался близким родственником обычного угля и мягкого графита.
Где же добывают алмазы мира? Еще недавно ответ был один - в Южной Африке. Именно там почти столетие назад играл с друзьями на берегу реки Оранжевой сын фермера Даниэля Якобса. Подобрал случайно красивую гальку, принес домой. Потом ее подарили знакомым фермера. Галька попала в руки минералога Атерстона. Ученый определил: это алмаз. С него и началась алмазная монополия далекого от нас континента.
Африканские кристаллы вынуждена была покупать и Россия. После Великой Отечественной войны многие страны объявили алмазы стратегическим сырьем и перестали их продавать ей.
Но российские ученые уже знали, что горные породы Якутии очень похожи на африканские. Знали и о случайных находках драгоценных камней на сибирских реках. В августе 1949 года геологи нашли на реках Вилюе и Чайке маленькие невзрачные кристаллы, а через пять лет обнаружили богатейшие месторождения, около которых вырос город Мирный. Россыпи чудесных кристаллов есть и в районе старейшей сокровищницы - на Урале.
Где же добывают почти все алмазы мира? Теперь ответ на этот вопрос иной: в России и Южной Африке.
По неведомым лесным чащам и моховым болотам еще в Х-ХП веках бродили поморские горщики. Они искали "узорочное каменье". На Беломорском прибрежье однажды разглядели диковину диковин - тонколистовой камень. Назвали его "слудинкой", или "слюдьей". Точнее названия не придумаешь. Ведь "слудиться" на древнем поморском наречии означало "слоиться".
Наши предки вместо стекол закрывали окна прозрачными листами слюды. В ХУ1-ХУП веках весь мир покупал мусковит - диковинную слюду из Московии. Однако к началу XXвека о русском тонколистовом камне позабыли. Просто не находили ему применения. Всего несколько десятков тонн слюды понадобилось царской России в 1913 году. Да и ту привезли из-за границы. И это в век промышленного развития, когда ученые уже знали о чудесных свойствах тонких пластинок: они не пропускают электрический ток, не боятся высоких температур, защищают от влаги. Поэтому радиоэлектроника и электротехника - главные потребители слюды.
Нигде в мире нет таких кладовых "сдудинки", как в России. Главные из них расположены в Восточной Сибири. Немногие страны обладают подобными богатствами. Большие залежи руд имеются лишь в Индии, Бразилии, Канаде, США и Африке.
В наши дни для изоляции используют и новое сырье - вермикулит. Он по своим свойствам во многом подобен слюде. Да и рождаться мог за ее счет.
Недавно российские геологи нашли в Карелии Ковдорекий клад вермикулита и, предположив, что он образовался в результате изменения слюд, решили искать глубже. Пробурили первую скважину и нашли слюду.
Слово вермикулит происходит от латинского слова " верми-кулюс", что означает "червячок". Такой камень расслаивается не на пластинки, а на длинные нити, похожие на червей. Их используют для изоляции в турбинах, самолетах и кораблях.
Издавна знали о месторождениях вермикулита на Урале. Обнаружили подобные клады на Дальнем Востоке, в Сибири и Казахстане.
В наше время эти полезные ископаемые добывают каждый год многими десятками тысяч тонн.
Священнослужители Индии носили белоснежные одежды. Им не страшен был никакой огонь. Эти одежды вызывали трепет у простых людей.
Создавали священную ткань из камня. Вернее, из его шелковистых волокон. Древние греки делали долговечные фитили. Опять-таки из этого камня. В средние века несгораемыми каменными порошками даже лечили. Их принимали внутрь, надеясь таким образом "потушить" жар болезни.
Именно несгораемость и дала камню его имя - "асбест". По-гречески - "негоримый". А затем о нем почему-то забыли.
И очень удивились ученые мужи Лондонского Королевского общества, когда в 1676 году к ним пришел китайский купец. Торговал он платками. Попросил разжечь печь. Бросил платки в огонь и вынул их совершенно целыми. Вот тогда снова вспомнили об асбесте. Соорудили в 1715 году в Англии фабрику бумаги, которая не горит. При Петре Iи в России делали асбестовые изделия близ Невьянского завода на Среднем Урале. Только называли асбест по-русски "куделькой" и л и " горным льном".
А когда изобрели паровые установки и паровозы, асбест стал лучшим защитником от постоянного пламени и перегрева.
В наше время почти все отрасли промышленности, связанные с высокими температурами, нуждаются в незаменимой "кудельке". Это атомное, автомобильное и химическое производство, это и крыши, которые делают на всякий случай из негорючего асбошифера.
Большая часть всех мировых запасов асбеста "спрятана"]в недрах России: Урал, где есть город Асбест, Восточная Сибирь, Тува, Казахстан и недавно открытая огромная кладовая на севере Бурятии.
Более 300 000 т каменных волокон добывают ежегодно во всем мире, треть всей мировой добычи "горного льна" принадлежит России. Много его получают и в Канаде. Известны крупные месторождения также в Африке, Родезии и Южно-Африканской Республике. США 90 % этого полезного ископаемого привозят из-за границы.
О сере и ее свойствах люди знали давно. Недаром алхимики средних веков думали, что все металлы состоят из этого твердого светло-желтого вещества и жидкой серебристой ртути, только смешанных в различных количествах. Они мечтали найти смесь, из которой можно приготовить золото.
В наблюдательности алхимикам не откажешь. Действительно, в природе сера взаимодействует со всеми металлами, только не с золотом и платиной. Многие рудные клады содержат в себе этот химический элемент. Правда, как и золото, его предпочитают добывать в самородном виде или из солей.
Она очень необходима химической промышленности. Производство искусственных волокон, резины, лекарств для человека и растений - вот где в основном используется теперь сера.
В земной коре ее сравнительно много. Запах серных газов можно почувствовать не. только вблизи действующих вулканов, но и около таких давным-давно потухших, как Эльбрус.
Самородную серу добывают в Украине, Поволжье и Средней Азии, например в пустыне Каракумы. Много ее в кратерах вулканов Камчатки и Курильских островов. Есть вулканическая сера в Японии, Чили, Перу.
Наибольшее количество ценного химического сырья добывают США, Италия и Япония. Недавно были открыты большие месторождения в Польше. В наше время все больше и больше извлекают серу попутно и из сульфидных руд или после переработки горючих полезных ископаемых.
Человеку нужен для питания хлеб. "Хлебом насущным" для химической промышленности является сера.
Эти черные камни по форме напоминают шары. Железными самородками считали их некоторые - ученые в начале XIXвека. Не догадывались они, что в таких камнях прячется " большой обманщик". Он светится в темноте; попадая в кипящую воду, превращается в пар. Пар сразу вспыхнет и перейдет в густой белый дым. Называли его "светоносцем". Так переводится с греческого слово "фосфор". Он-то и скрывался в черных шарах - фосфоритах.
Рождались такие образования на илистом дне морей. Первичным их источником нередко были остатки другого минерала-"обманщика". Тот не любит круглых форм. Встречается в игольчатых и пластинчатых кристаллах, в шестигранных пирамидках. Предпочитает самые разные цвета: зеленоватый, желтый, розовый. Поэтому "обманщику" присваивали имена драгоценных камней. Он был аквамарином, турмалином и хризолитом. Однако в конце XVIIIвека удостоился, наконец, заслуженного названия. Стал апатитом. Если перевести с греческого - "обманчивым". Рождение этого минерала связано с магматическими процессами.