Новым специальным банкам было поручено:
Промбанку - финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) капитального строительства всех государственных предприятий и строительных организаций союзного, республиканского и местного значения;
Сельхозбанку - финансирование (и порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всех видов капитальных затрат предприятий и организаций государственного сектора сельского хозяйства, Трактороцентра и колхозной системы;
Всекобанку - финансирование (в порядке долгосрочных ссуд) всего капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной;
Цекомбанку - финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всего жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков.
Названные банки распространяли свою деятельность на всю территорию страны. За исключением Цекомбанка, который проводил свою работу через местные коммунальные банки, все они имели сети своих филиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования. В тех пунктах, где открытие филиала оказывалось экономически нецелесообразным, обслуживание клиентуры проводилось через учреждения Госбанка на договорных началах. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметь своих уполномоченных при конторах Госбанка. При этом кассовое обслуживание специальных банков осуществлялось Госбанком на основе соответствующих соглашений.
Отмеченные меры преследовали цель сконцентрировать в специальных банках под контролем Наркомфина все средства, предназначенные на капитальные вложения, - бюджетные ассигнования, собственные средства государственных и кооперативных организаций и средства специальных фондов. Схема давала возможность определять "сверку" направления капитальных затрат и следить за выполнением принятых центральными органами решений.
Что касается Государственного банка, то его роль в экономике страны была определена постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г., в котором, в частности, содержались следующие два требования. Госбанк должен был, во-первых, стать общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, во-вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов.
В последующие два десятилетия банки страны совершали свою деятельность, не подвергаясь сколько-нибудь существенным реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в Банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации - Торгбанк.
Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков.
С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.
Спустя некоторое время Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений“. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка.
Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Дело в том, что работники Госбанка на практике нередко решали проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями независимо от состояния их сферы капитальных вложений. В свою очередь работники Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.
Кроме того, принималось во внимание, что Сельхозбанк, не имея достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов, поручал учреждениям Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”.
Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк - на внешнем.
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы - республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908.
В районах, где в связи с незначительными объемами финансирования и кредитования капитальных вложений было нецелесообразно открывать отделения Стройбанка, все необходимые операции выполнялись уполномоченными Стройбанка при отделении Госбанка. Всего было открыто около 800 пунктов уполномоченных Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченного считалось нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию капитальных вложений в данном районе возлагались на договорных началах на отделение Госбанка, выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г. весьма разветвленную сеть - 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР. В свою очередь система Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчинены главные управления союзных республик. На территории автономных республик, областей и краев руководство работой сберкасс осуществляли соответственно республиканские, областные и краевые управления. Непосредственным рабочим звеном в этой системе являлись сберегательные кассы - центральные, кассы 1-го и 2-го разрядов и агентства. Центральные сберегательные кассы руководили работой сберкасс на территории города или района и совершали все виды операций, возложенных на сберкассы. Сберкассы 1-го и 2-го разрядов, а также агентства различались по количеству штатных работников.
Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений - 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: во Франции - Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании - Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ - Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге - Ист - Вест Юнайтед бэнк; в Австрии - Донау банк в Вене.
Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организаций СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.
Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям командно-административной системы управления экономикой. Банки стремились контролировать весь процесс производства обслуживаемых предприятий и организаций, наблюдая за правильностью накопления и расходованием сырья, оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств, формированием и использованием средств на капитальные вложения и т.д.