Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя Российской Федерации 3 (стр. 3 из 9)

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдаю­щихся деятелей культуры, за выступления в защиту демок­ратии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трак­туемым патриотизмом, вследствие чего зачастую станови­лись невозможными воссоединение семей, изменение граж­данства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (п. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изме­нить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обой­тись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе (ныне дей­ствует Закон о гражданстве Российской Федерации, приня­тый 28 ноября 1991 г. №1948-1). Ни при каких обстоятельствах гражда­нина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для при­обретения гражданства.

1.3 Суверенитет народа.

Эта категория относится к числу обязательных исход­ных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе ре­волюционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разрабо­танное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использова­но в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следова­тельно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие "суверенитет нации", которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания наци­онального государства. По своей природе и скрытому смыс­лу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонацио­нальное государство не станет закреплять "право" на раз­рушение своего единства. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позво­лить себе быть однонациональным, без риска вызвать наци­ональную рознь. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единственный и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со сто­роны кого бы то ни было. Однако это не означает, что лю­бая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным час­тям населения, а российскому народу в целом.

В конституционной теории развитых стран понятия "на­ция" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о "националь­ном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа".

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и сво­бодами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе предста­вить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людь­ми — здесь коренится и определенная возможность манипу­лирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя но­сителем суверенитета только в отдельные периоды обще­ственного развития — лучше, когда это происходит в кон­ституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чре­ватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никог­да не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суве­ренитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт­ных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализа­ции принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета; народ вправе оказать сопротивле­ние любой попытке насильственного свержения конститу­ционного строя. Захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону". Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры.

Осуществление власти народа происходит в двух фор­мах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум – это осуществляемое путем тайного голо­сования утверждение (или неутверждение) гражданами про­екта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Другая форма непосредственного волеизъявления наро­да — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кан­дидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периоди­ческие выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являю­щееся составной частью (институтом) конституционного права.

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно фор­мируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выборным органам.

Народное волеизъявление служит базисом деятельнос­ти всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно опреде­ляет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля на­рода остается системообразующим фактором также для ис­полнительной и судебной властей, поскольку они формиру­ются выборными представительными органами или выбор­ным главой государства. Это, разумеется, косвенная форма выражения воли народа.

Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов и обес­печения независимости судов. Введение для этого бюрокра­тического "народного контроля" или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов. В то же время отсутствие пря­мой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупот­реблениям. Спе­цифика судебной системы позволяет обеспечивать незави­симость и правильность работы судов через кассационное апелляционное и надзорное обжалование приговоров и ре­шений, а также через ответственность за исполнение при­говоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочис­ленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат вхо­дят армия, правоохранительные органы, специализирован­ные учреждения во многих областях. Контроль за деятельно­стью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны играть средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демок­ратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата — важная сторона народовластия.