Смекни!
smekni.com

Международные финансовые рынки и их основные операции (стр. 3 из 5)

Особенности выхода российских инвесторов на международный финансовый рынок

Экспорт капитала из России давно уже привлекает пристальное внимание экономистов, политиков, государственных деятелей, как у нас, так и за рубежом. Долгое время основная часть финансовых ресурсов утекала из страны по нелегальным или полулегальным каналам, но в последние годы стали набирать обороты легальный вывоз капитала. Одна из, целей этого процесса - расширение масштабов и географии деятельности крупнейших корпораций, их проникновение на ключевые финансовые рынки. Об этом, в частности, свидетельствует ряд недавних сделок, в рамках которых крупные отечественные компании стали собственниками иностранных предприятий.
Процесс легального вывоза капитала из России продолжается. По данным ЦБ РФ, за 2004 год из страны было вывезено более 15 млрд. долл. Возврат вывезенных ранее средств составил 12 млрд. долл., в результате накопленные российские капиталовложения за границей выросли до 7,5 млрд. долл. Такие темпы роста говорят о том, что отечественные капиталы не только идут за рубеж во все больших масштабах, но и все дольше там задерживаются.14
Однако в полной мере оценить смысл и значение этого явления, необходимо внимательно всмотреться в структуру экспорта российского капитала. Свыше 98 процентов капиталовложений, осуществленных инвесторами за границу в рассматриваемый период, составили прочие инвестиции. Более половины из них - торговые кредиты. Другой важной группой, по методологии Госкомстата, стали прочие кредиты, в которых доминировали кредиты на срок до 180 дней, составившие 12 процентов всех инвестиций. Еще треть капиталовложений пришлась на банковские вклады - форму инвестиций, которую можно считать наименее производительной с точки зрения долгосрочных интересов российской экономики. По сути, эти деньги просто выводятся из оборота внутри страны с целью сохранения и получения стабильного, пускай и относительно скромного дохода.
Весьма показательно, что 3/4 инвестиционного дохода, полученного отечественными инвесторами в указанный период, выпало на долю прочих капиталовложений. Оставшиеся 22% дохода принесли накопленные за рубежом прямые инвестиции. В отраслевом аспекте доход распределился следующим образом: 82,5% принесла внешняя торговля, 16,5% - промышленность (из них 8,5% - черная металлургия, 4,6% - нефтедобыча).
Около трети всех капиталов отечественного происхождения, накопленных за границей, составили прямые инвестиции. Если учесть, что еще в начале года доли прямых и прочих инвестиций были примерно равны, становится ясно, что любой дисбаланс в пользу кредитной составляющей оттока капитала заметно ухудшает структуру накоплений. Так было и в 2004 году: положительное сальдо вывоза отечественного капитала за рубеж почти полностью сформировалось благодаря прочим инвестициям, в результате их накопления удвоились, а аналогичный показатель прямых инвестиций остался неизменным. Одна из основных форм прямых российских инвестиций за рубежом - взносы в капитал в виде денежных средств, на них приходится более 10% всех накопленных капиталовложений. В структуре накопленных прочих инвестиций играют торговые кредиты, кредиты на срок менее 180 дней и банковские вклады.
Доля портфельных инвестиций за рассматриваемый период в вывозе капиталов из России была минимальной, а ее роль в накоплениях вообще ничтожной из-за того, что возврат данного вида капиталовложений резко превысил их отток за рубеж.14
Российские инвесторы предпочитают владеть либо крупными пакетами акций иностранных компаний, либо выступать в качестве кредитора, сохраняя эффективное право голоса, контроль над вложенными средствами или гарантии их возврата. Доверие к статусу миноритарного акционера остается низким. Именно поэтому почти все приобретения отечественных инвесторов в последнее время подразделились на два вида. Либо речь шла о выкупе контрольного или 100%-ного пакета акций иностранной компании, способной стать важным звеном в производственно-сбытовой цепочке российской корпорации, ориентированной на мировой рынок (например, покупка «ЛУКОЙЛом» американской компании «Гетти Петролиум»). Либо российский инвестор покупал значительный пакет акций в рамках создания стратегического союза с западным партнером с целью объединения средств и усилий для финансирования крупных перспективных проектов (как это сделали «Норильский никель» и южноафриканская «Голд Филдс Лимитед»).
Если рассматривать российские инвестиции за рубежом с точки зрения отраслевой структуры, то более половины российских инвестиций направляются в промышленность, при этом капиталовложения в нефтедобычу составили треть капиталов вывезенных за рубеж. Среди других отраслей промышленности заметные объемы инвестиций поступили в цветную и черную металлургию. Имели место вложения в химию и нефтехимию, машиностроение и металлообработку. Остальные отрасли оказались вне сферы интересов отечественных инвесторов.
Структура российских инвестиций в промышленности очень похожа на структуру встречных иностранных капиталовложений в отечественную промышленность. Так как иностранцы вкладывают деньги в России в наиболее развитые отрасли, где оперируют крупнейшие российские компании, получается, что отечественные инвесторы вкладывают за границей капиталы в те отрасли промышленности, которые являются предметом их основной деятельности на родине. Таким образом, расширение географии деятельности ведущих отечественных компаний, их выход на ключевые рынки сбыта происходят прежде всего по линии их специализации. Проникновение в принципиально новые направления бизнеса и диверсификация сфер деятельности пока не являются приоритетными для российских инвесторов.
О справедливости подобного предположения свидетельствует и структура инвестиций, накопленных в промышленности. Нефтедобыча аккумулировала 18% всех российских капиталовложений за рубежом, цветная металлургия -17,6%, машиностроение и металлообработка - 4,3%. Треть накоплений в нефтедобыче и 96% накоплений в цветной металлургии (а точнее, в никель-кобальтовой промышленности). Накопления в черной металлургии, наоборот, уменьшились из-за отрицательного баланса движения капитала.
В структуре отечественных инвестиций в непромышленных секторах за рубежом также просматриваются определенные параллели с притоком иностранного капитала в Россию, но здесь сходство менее очевидно. В частности, на долю торговли и общественного питания приходится 28% накоплений, из них почти 18% составляет внешняя торговля. Более 5% приходится на транспорт, точнее, на его морскую составляющую, внутренний водный транспорт (перевозка в судах) и магистральные трубопроводы. Другой важный объект российских инвесторов - сфера финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения. На данный сектор приходится треть всех вложений, положительное сальдо за 2004 год составило 1,3 млрд. долл. Примечательно, что все накопления в этой сфере сформировались в данный период.
Анализ видовой структуры накопленных российских инвестиций за рубежом показал, что во всех ключевых отраслях промышленности доминируют прочие инвестиции (доля составляет не менее 78%). Прямые инвестиции превалируют только на транспорте, торговле, общественном питании и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка. Этот факт заставляет задуматься о том, почему в отличие от других секторов экономики в промышленности, которая традиционно является капиталоемкой, отечественным инвесторам не удается добиться хотя бы равновесия между прямыми и прочими инвестициями.
Было бы неверно рассчитывать на то, что отечественные инвестиции за рубежом сразу приобретут стабильный и стратегически выверенный характер. Государственная политика в этом направлении четко не сформулирована, сегодня основной задачей является привлечение иностранных инвестиций в Россию, а не экспансия нашего бизнеса за рубеж.
Российские капиталовложения за границей остаются частной инициативой отдельных хозяйствующих субъектов, регулируются их внутренними целями и задачами и по большей части представляют собой разрозненные попытки проникновения отечественного бизнеса на перспективные рынки.14
Судя по данным Госкомстата, к таким рынкам отечественные инвесторы относят США и Великобританию. Положительное сальдо движения отечественных капиталов в каждую из этих стран составило около 1,3 млрд. долл. В США почти все капиталовложения пришлись на банковские вклады за данный период, хотя их вряд ли можно назвать адекватным способом закрепления на целевом рынке.6
Среди ключевых получателей инвестиций из РФ есть и две оффшорные
зоны: Кипр и Британские Виргинские острова. Здесь капиталовложения
почти полностью состоят из торговых кредитов.
Вместе США, Великобритания, Кипр и Британские Виргинские острова аккумулировали свыше 70% капиталовложений, вывезенных из РФ в 2004 году, а также более половины всех накоплений. В числе других адресатов инвестиций из России в рассматриваемый период была целая группа оффшорных территорий (остров Мэн, Гибралтар, Люксембург и т.д.).
Значительная доля оффшоров в оттоке и накоплениях инвестиций за рубежом свидетельствует о том, что 1/3 всех легально вывозимых средств направляется их владельцами за границу в целях получения налоговых льгот и дальнейшего инвестирования средств от лица иностранных компаний.
Доля стран бывшего СССР в капиталовложениях из России в указанный период едва превысила - 6,5%, а в накоплениях - 9%. Даже со скидкой на относительную дешевизну активов в ряде государств СНГ (которая может занижать реальную стоимость осуществленных капиталовложений) становится ясно, что отечественные предприниматели не рассматривают своих ближайших географических соседей в качестве деловых основных партнеров. На самом деле нынешняя роль этой группы стран в качестве реципиентов инвестиций из России практически тождественна аналогичным показателям всего лишь одной оффшорной территории - Британские Виргинские острова.
Но Россия осуществляет не только отдельный вывоз капитала за рубеж, но и занимается интенсивным его привлечением.
В последние годы инвестиционный климат в России начал улучшаться. Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний.
В 2004 году государство провело аукцион по продаже акций российской компании НК "ЛУКОЙЛ", и как ни странно интерес к данному аукциону был со стороны иностранных компаний, имеющих определенные виды на наш рынок сырья.
Помимо ConocoPhillips, интерес к покупке госпакета акций НК "ЛУКОЙЛ" проявляли другие зарубежные компании. Об этом заявлял журналистам глава МЭРТ РФ ГерЧтн Греф. Он отметил, что во время предпродажной подготовки госпакета акций компании в Россию, помимо представителей ConocoPhillips, приезжали и представители других компаний. При этом министр заявил, что ему неизвестно, подали ли эти компании заявки на участие в аукционе. "Одно дело - интересоваться, другое - платить деньги", - подчеркнул Г.Греф. ConocoPhillips подала заявку на участие в конкурсе по продаже 7,59% акций НК "ЛУКОЙЛ", принадлежащих государству. Американская компания рассматривается как наиболее вероятный покупатель госпакета. Российский фонд федерального имущества (РФФИ) 30 августа 2004 года начал принимать заявки на участие в аукционе по продаже госпакета акций ОАО "ЛУКОЙЛ". На торги было выставлено 7,59 % акций ОАО за 1 млрд. 928 млн. долл. Аукцион был открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене имущества. Прием заявок заканчивался 27 сентября 2004 года. Сам аукцион был проведен 29 сентября. Согласно бюллетеню РФФИ, на аукцион было выставлено 64 млн. 638 тыс. 729 акций компании общей номинальной стоимостью 1 млн. 615 тыс. 968 руб. 22,5 коп. Нормативная цена выставленных акций составила 36 млрд. 758 млн. 503 тыс. 314 руб. Шаг аукциона (величина повышения начальной цены) составляет 6 млн. долл.15
Помимо "ЛУКОЙЛА" АФК Система выручила 1,5 млрд. долл., разместив 16,5% своих акций на Лондонской бирже. В марте Coca-Cola за 500млн. долл. купила компанию Мултон, второго в России производителя соков. В апреле европейская сеть Dixons подписала опцион на приобретение сети магазинов электроники "Эльдорадо" за 1,9 млрд. долл. В мае сеть универсамов "Пятерочка" продала 30% своих акций иностранным инвесторам почти за 598 млн. долл.
Мотивы всех сделок схожие: российским компаниям нужны масштабные инвестиции на развитие и авторитетные иностранные партнеры.
Российская редакция журнала Forbes в своем июньском номере отнесла ОАО «Уралкалий» к числу российских компаний, которыми активно интересуются иностранцы. Ссылаясь на анонимный источник, это уважаемое издание сообщило, что крупнейшее в России калийное предприятие «ведет переговоры о продаже 25% своих акций международной корпорации ВНР Billiton с опционом на продажу еще 25% по итогам 2005 года».
Предполагаемая сумма сделки - «до $1,7 млрд». Версия сопровождается вполне убедительным «бэкграундом»: производство за 2004 год увеличилось на 30%, корпоративная структура предприятия упорядочивается, капита-лизация компании резко выросла - ее стоимость в РТС к весне достигла $1,2 млрд. Кроме того, предполагаемая сделка вполне логично вписывается в ряд уже свершившихся покупок акций российских компаний иностранцами.11
Вслед за журналом Forbes такое же предположение обнародовала и
ежедневная газета «Бизнес» (ИД «Секрет фирмы»).
На «Уралкалии» эту информацию, можно сказать, не комментируют. Разговоры о возможной продаже этого березниковского предприятия ведутся с мая 1998 года. Именно тогда впервые появились утверждения, якобы готовящейся сделке Дмитрия Рыболовлева с канадцами. Широко распространенная накануне годового собрания акционеров ОАО «Сильвинит», эта информация в итоге, как известно, не подтвердилась. После этого слухи о продаже «Уралкалия» начали возникать регулярно. Однако всерьез об этом заговорили лишь года два назад (речь снова шла о канадцах), когда компания устами тогдашнего гендиректора Максима Широкова заявила о своих намерениях довести объемы добычи калия до 7 млн. т. в год, а также построить еще одну шахту. Реализация таких грандиозных планов без внешних инвестиций невозможна. Называлась даже предполагаемая сумма сделки - $1 млрд. Одним из признаков того, что она не исключалась, можно считать решение Рыболовлева о продаже банка «Урал ФД», который в итоге приобрела ПФП-группа. В отношении же акций «Уралкалия» никаких изменений тогда зафиксировано не было.
Не исключено, что та сделка не состоялась по совершенно не зависящим от ее участников причинам - скажем, сложившаяся на тот момент в стране политическая конъюнктура не только не благоприятствовала иностранным инвестициям в Россию, но и серьезно угрожала им. Теперь вот заговорили об австралийцах (штаб-квартира ВНР Billiton находится в Мельбурне). Цены опять же подросли. Что, впрочем, вполне объяснимо: «Уралкалии» становится все более интересным для инвестиций объектом, а главное - все более понятным для иностранцев. На протяжении последних лет березниковские калийщики регулярно приглашают к себе представителей ведущих зарубежных инвестиционных компаний, банков, потребителей, предприятий-«смежников» и т. д.
«Уралкалию» нужно привлечь $2,5 млрд. Инвестиции будут
осуществляться, в первую очередь, за счет заемных средств. Так, полученные
от Европейского банка реконструкции и развития $65 млн будут
использованы на выкуп «Уралкалием» у партнеров их 50%-ной доли в
проекте «Балтийский балкерный терминал», а также на реализацию
программы расширения производственных мощностей.
При этом решение об оптимальной форме привлечения капитала руководством «Уралкалия», насколько известно, еще не принято. Способы же могут быть различными - начиная с получения банковского кредита и заканчивая продажей доли акций в уставном капитале. Не исключено, что нынешний собственник «Уралкалия» морально уже готов - разумеется, на выгодных для себя условиях - разделить бремя хозяйствования на этом уникальном предприятии с неким крупным инвестором. Кроме того, бизнес-интересы Дмитрия Рыболовлева сегодня уже не исчерпываются одним только калием. Есть еще алмазы, биотехнологии... Наконец, в России для бизнеса сохраняются существенные политические риски. Присутствие крупных иностранных компаний в числе совладельцев их существенно снижает. Примером этому можно считать альянс ТНК-ВР. «Уралкалии» является сейчас настолько привлекательной компанией, что наблюдатели ее «продавали», «продают» и будут «продавать» вне зависимости от истинных намерений владельцев.