Необходимо подчеркнуть, что установление режима валютной обратимости - исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.
Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.
В России новое валютное законодательство находится в стадии становления. Основой валютного законодательства РФ является Закон РФ от 10 декабря 2003г. №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.
Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.
3. Конвертируемость национальной валюты, характеристика ее типов.
Понятия «обратимость», «конвертабильность», «конвертируемость» - абсолютно синонимичны. Употребление любого из них подразумевает не резкую смысловую окраску и нагрузку, а зависит исключительно от вкуса и стиля автора или редактора. Лет 50 назад в научно-литературном обороте более привычным было использование термина «обратимость». В настоящее время в силу общей моды на заимствование иностранных слов и выражений почти повсеместно употребляется термин «конвертируемость». Режущее слух слово образование «конвертабильность» придумали российские коммерсанты, хотя вместо него вполне можно использовать простое русское слово «обмен».
Итак, что же такое обратимость валют в ее нынешнем понимании? Типичным можно считать следующее определение профессора Гарвордского университета Хабера: «То, что сейчас подразумевается под полной обратимостью, относится к ситуации когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу - постоянному или меняющемуся». В зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует множество разновидностей и вариантов режима обратимости.
Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.
Обратимость валюты не есть чисто техническая категория возможности ее обмена. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:
1) Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.
2) Расширение возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом.
3) Стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость производства к меняющимся условиям.
4) Подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству.
5) Возможность осуществления расчетов в национальных деньгах.
6) Возможность ограниченной денежной эмиссии национальной валюты в мировой финансовый оборот без каких-либо значительных последствий для данной страны.
7) На уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.
В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты: США, ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские Острова. это преимущественно либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. Даже Франция и Италия не достигли еще полной конвертируемости, сохраняя некоторые ограничения по движению капиталов и кредитов и требования о сдаче экспортных поступлений.
Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и факторов производства в масштабах мирового рынка. Экспортер имеет возможность превратить валютную выручку в собственные национальные деньги. А это необходимо для поддерживания нормального денежного обращения внутри страны. Аналогично решается проблема для импортера товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте – национальная валюта обменивается на требуемые средства платежа.
Таким образом, проблема конвертируемости валют возникает, когда осуществляются международные расчеты и платежи. Обратимость валюты –это категория чисто денежного обмена. Но реальное осуществление этого на первый взгляд технически простого процесса требует создания целого ряда предварительных условий.
«Открытость» национальной экономики, непосредственно вытекающая из режима обратимости, может иметь для страны определенные негативные последствия. Колебания валютных курсов могут нанести убытки экспортерам или импортерам. Открытая рыночная экономика зависит от колебаний мировых цен, процентных ставок. Избежать влияния факторов конъюнктуры мирового рынка невозможно (если не отгородится от него искусственно). Поэтому при переходе к обратимой валюте страна должна учитывать вероятные потери и разрабатывать меры по защите от негативных колебаний конъюнктуры мирового рынка.
Понятие конвертируемости валюты (денежной единицы) страны имеет в современной экономической теории размытые рамки, которые формально классифицированы, в частности, Международным валютным фондом создавшим за послевоенную историю нормативные дефиниции «свободно конвертируемой валюты», «ограниченно конвертируемой валюты» и «неконвертируемой валюты».
Сразу же необходимо оговориться, что понятие именно «свободно конвертируемой валюты» в жаргонном употреблении чаще всего подразумевает экономическое понятие «валюты свободно-конвертируемой по текущим операциям». Оно означает возможность свободной конвертации средств в национальной валюте в другую валюту (как правило, одну из клиринговых мировых валют) по текущим операциям — торговым (экспорт-импорт) и операциям предполагающим импорт прибыли полученной на капитал размещенный в данной стране.
При этом допускается возможность существования ограничений по изыманию (основного) капитала. Такого рода ограничения различной степени строгости существуют во всех экономиках (даже индустриально развитых стран) кроме Японии и США. При этом незначительность таких ограничений, а также отсутствие применения их на практике позволяют говорить о том, что определенная группа индустриально развитых стран имеет полную конвертируемость по своим валютам. То есть иностранцы могут продать активы номинированные в национальной валюте страны, изъять свои средства из уставных фондов предприятий-резидентов и полученную национальную валюту конвертировать в любую другую с целью вывода капитала из страны.
Международный валютный фонд — единственная организация, в ст. VIII устава которой формализировано понятие конвертируемости валюты, определяет национальные валюты стран как «свободную конвертируемые» применяя принцип именно возможности конвертации по текущим операциям. VIII статью МВФ ратифицировали в настоящее время 118 стран. Большинство из них со специальными оговорками, касающимися возможности сохранения в ряде национальных законодательств нормативных ограничений на импорт капитала, как правило, не применяемых на практике. Такого рода оговорки в отношении каждой из стран были рассмотрены МВФ.