12. Теории н/обл-я.
1) Размышл о нал-х. Ксенофонт, Аристотель. 2) Теория обмена. Ср-е века Фома Аквинский. 1 из первых, кот. основ. на возмезд-м хар-е н/обл. Суть в том, что ч/з налог граждане покупают у гос-ва услуги по охране от напад-я извне, поддержанию пор-ка и т.д. Но данная т-рия б/прим-ма токо в усл-х ср-х веков, когда за пошлины и сборы покуп-сь воен и юридич-я защита, т.к. будто бы м/у королем и подданными действ-но закл-ся дог-р. В таких усл-х т-рия обмена явл-сь формальным отраж-м существ-х отнош-й. Осн-е теории начали форм-ся в кач-ве законч-х учений в 17 веке. 3) Атанистич-я. Разнов-ю т-рии обмена явл атомист-я т-я, котор появ-сь в эпоху просвещ-я. Ее предст-лями были фр Ш. Монтескье. Налог – рез-т дог-ра м/у гражд-ми и гос-м, согл котор подданный вносит гос-ву плату за охрану, защиту и иные усл. Никто н/м-т отказ-ся от нал-в, как и от польз-я усл-ми, предост-ми г-вом. Этот обмен выгодный, поскоку неспособное прав-во дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы кажд из них защищал себя самост-но. Налог - цена общ-ва за выгоды и мир гражданам. Т. Гоббс, фр Вольтер, Мирабо. 4) Т-я наслаждения. 1 пол XIX в. Сисмонди сформ-вал теорию н-га как т-ю насл-я, согл котор н-ги - цена, уплачив-я гражд-м за получ-е им от общ-ва насл-я. Ж. Сисмонди в обосн-нии своей т-рии положил т-ю обмена в соврем-м ему вар-те. 5) Т-я н-га как страховой премии, А. Тьер Д. Мак-Куллох. Налоги.- это страх-й пл-ж, котор уплач-ся поддан-ми гос-ву на случай наступл-я к/л риска. Н/пл-ки страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от истинного страх-я, н-ги уплач-ся не чтоб при наст-нии стр-го случая получить возмещ, а чтобы профин-ть з-ты прав-ва по обесп-ю обороны и правопорядка. 6) Класич теория н/обл. (т-я нал-го нейтралитета) имеет более выс теорет-й ур-нь и связ-ся с научной деят-тью А Смита (1723-1790.), Д Рикардо (1772-1823) их последователей. Стор-ки этой т-рии рассм-ли н-ги как 1 из видов гос-х доходов, котор д/ны покрывать з-ты по содерж-ю прав-ва. При этом к/л иная роль (регул-е эк-ки, страховой пл-ж, плата за услуги и др.) налогам не отвод-сь. Даная позиция основ-сь на т-рии р-ной эк-ки, котор разраб-л Смит. В рын-х усл-х удовл-ние индив-х потребн-й достиг-ся предост-м эк-кой свободы. Смит выступал против централиз-го упр-я эк-кой, котор провозгл-ли соц-листы. Он считал что децентр-ция позволяет обеспечить макс-е удовлетв-е потребн-й. Несмотря на то, что рын-я эк-ка не подлежит упр-ю к-л коллект-й волей, она подч-ся строгим пр-лам повед-я. В своей р-те "Иссл-е о природе и причинах богатства народов" Смит подроб анализ-т эти пр-ла, к примеру, стремление свободной конк-ции приравнять цену к изд-кам пр-ва, что оптимизирует распред-е рес-сов внутри отраслей.
Смит считал, что прав-о д/обеспеч-ть разв-е р-ной эк-ки, охраняя право собств-ти. Для выполнения данной ф-ции гос-ву необх-мы соответ-е ср-ва. Поскоку в усл-х р-ка доля прямых дох-в гос-ва (от гос собств-ти) существенно умен-ся, то основным ист-ком покрытия расходов д/ны стать поступления от н-гов. Что кас-ся затрат по финансир-ю иных расходов (строит-во и содерж-е дорог, судебных учр-ний), то они д/ны покрыв-ся за счет пошлин и сборов, уплач-х заинтер-ми лицами. Считалось, что пошлины и сборы не д/ны рассм-ся в кач-ве н-в. 7) Т-я коллек-ных потребл-й. Кон 19-нач 20 вв. Вагнер, Шефле, Нитте. 8) Т-рия жертвы. 20-е гг 20 в. Пигу. На ранних ступенях гос орг-ции начальной формой н/обл м/считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано искл-но на добровол-х началах. Ж/прин-е б/неписаным зак-м и т.о. становилось принудит-й выплатой или сбором. Причем %-я ставка сбора была достаточно определенной. 9) Противоп-ю классицизма кейнсианская т-я, котор б/основана Дж Кейнса (1883-1946 г.г.). Централ-я мысль этой т-рии состояла в том, что н-ги явл-ся главным рычагом регулир-я эк-кой и выступают одной из слагаемых ее успешного разв-я. По мн-ю Кейнса, излож-му в книге "Общ т-рия занятости, % и денег" (36г), эк-кий рост завис от ден-х сбереж-й т-ко в усл-х полной занят-ти. Но полной зан-ти невозможно достичь. В этих усл-х большие сбережения мешают эк-му росту, они не вклад-ся в пр-во и представляют собой пассив ист-к дохода. Чтобы устранить негатив-е посл-вия, излишние сбереж-я д/изыматься с помощью н-гов. 10) Т-я монетаризма в 50-х г М Фридменом основана на количественной т-рии денег. По мнению ее автора, регулир-е эк-кой м/осущ-ся ч/з денежное обращ-е, котор завис от кол-ва денег и банковских %-х ставок. При этом налогам не отвод-ся такая важн роль, как в кенсианских эк-х конц-х. налоги с иными механизмами воздействуют на денежное обращ-е. В частности, ч/з н-ги изым-ся излишнее кол-во денег. В теории монетаризма и кейнсианской н-ги уменьшают неблагоприятные ф-ры разв-я эк-ки. Но если в 1 случае этим ф-ром явл-ся излишние деньги, то во 2 - излиш сбереж-я. 11)Т-я эк-ки предл-я 80-х годах М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером в больш степени чем кейнсианская рассматр-т н-ги в кач-ве 1 из ф-ров эк-го разв-я и регулир-я. Т-рия исходит из того, что высокое н/обл отриц-но влияет на предприним-ю и инвест-ю активн-ть. Поэтому в рамках т-рии предлаг-ся снизить ставки н/обл и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту. Существуют частные теории: 1) т-я соотн-я прямого и косв-го н/обл 2) т-я единого н-га 3) т-я перелож-я н-гов.
13. Т-я единого налога.
Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения16. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.17
Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы - сторонники сельскохозяйственной системы развития общества - считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея "всеобщности земли". Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897 г.г.), выдвигая идею "единого земельного налога", рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и "социального мира"18.
Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"19 некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.
14. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа11.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении12.
Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар13.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о "разумном сочетании прямых и косвенных налогов" даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о "разумном сочетании прямых и косвенных налогов" даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14