Смекни!
smekni.com

Фантом в теории налогообложения о кривой Артура Лаффера (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ФАНТОМ В ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (о кривой Артура Лаффера)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВЫВОДЫ


ВВЕДЕНИЕ

В работе рассмотрено два основных направления стимулирования экономики посредством налоговых инструментов (варьирование налоговых ставок на базе постулатовЛаффера и ускоренная амортизация плюс налоговые инвестиционные льготы), сделан вывод, что кривая Лаффера неприменимая к общему показателю - части налогов в ВВП и необходимо учитывать структуру налоговыхпоступлений (от юридических и физических лиц).

Во всех странах налоги и налоговая политика являются важнейшими инструментами развития экономики. Причем если главным традиционным инструментом этой политики были налоговые ставки, то в последние полвека они дополняются также различного рода целевыми налоговыми льготами. К ним следует отнести ускоренную амортизацию, инвестиционный налоговый кредит, частичный вычет из облагаемой прибыли затрат на инвестиции, на НИОКР и др.


ФАНТОМ В ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (о кривой Артура Лаффера)

Как показывает экономическая практика, целевые налоговые льготы оказались гораздо более действенным средством стимулирования инвестиционной деятельности по сравнению с налоговыми ставками. Однако многие страны все еще отдают приоритет именно налоговым ставкам, считая их самым гибким инструментом налогового регулирования.

Такая политика имеет под собой теоретическое обоснование, выдвинутое А. Лаффером, профессором экономики Университета Южная Каролина (США). Путем анализа экономических процессов, происходивших в 70-е годы XX в., Лаффер, пытаясь ответить на вопрос, всегда ли повышение налоговых ставок ведет к росту поступления налогов, пришел к выводу, что между ними существует некая зависимость. Ее подтверждает график, получивший в науке название "кривая Лаффера" (см. рисунок 1).

Рис.1. Кривая Лаффера

Согласно выдвинутой Лаффером теории, кривая достигает точки максимума, когда уровень налогообложения является оптимальным. При дальнейшем увеличении налогообложения поступления начинают падать. Одновременно с этим чистый доход у налогоплательщика уменьшается, что приводит к ослаблению деловой активности и массовым уклонениям от уплаты налогов. Среди ученых есть много приверженцев данной теории. Так, по мнению доктора экономических наук Е. Балацкого, "...в настоящее время представители западной экономической науки довольно критически оценивают концепцию кривой Лаффера. На этом фоне чрезвычайно контрастно смотрятся многочисленные работы российских экономистов, посвященные подробному изучению геометрических свойствэтой кривой. Достаточно сказать, что в трудах отечественных исследователей возникло уже само понятие точек Лаффера".

Отметим, что всегда есть искушение получить в руки "палочку-выручалочку", с помощью которой можно было бы разрешить трудные проблемы, в том числе и в экономике. Но варьирование налоговых ставок на основе кривой Лаффера отнюдь не обеспечивает рост инвестиционной активности и поступлений налогов, а наоборот, отдаляет и запутывает решение этой задачи.

Лауреат Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Дж. Стиглиц полагает, что "кривая Лаффера вообще "высосана из пальца", а безумства Рейгана со снижением налогов, осуществленным с ориентацией на нее, привели к огромному бюджетному дефициту США".

Если говорить конкретнее, то, по теории Лаффера, налоговые ставки могут увеличиваться до тех пор, пока относительная величина чистой прибыли (прибыль после уплаты всех налогов) превышает норму среднего депозитного процента. В противном случае становится невыгодным вкладывать капитал в развитие производства и инновации. Капитал начинает перетекать в банковскую сферу, рост экономики замедляется, и в результате налогооблагаемая база сужается. Экономика попадает в так называемую налоговую ловушку.

Насколько изложенный постулат справедлив и работает ли он в современных условиях? Представляется, что это чисто умозрительный вывод. Может, он и был отчасти справедлив в первые годы после Второй мировой войны, однако в дальнейшем инвестиционная активность, структура финансирования инвестиционной деятельности и налоговые сборы в развитых странах определяются уже совсем другими факторами. Если в середине XX в. в индустриально развитых странах в общих инвестициях на собственную прибыль приходилось более 50%, на заемные средства - от 25 до 30%, на амортизационные отчисления - от 20 до 25%, то к началу XXI в. доля прибыли сократилась примерно до 5-10%, доля заемных средств - до 12-15%, амортизационных - возросла до 60-70%.

Все существующие сегодня в мире системы налоговых мероприятий, воздействующих на инвестиционные процессы в экономике, условно можно разделить на два вида - экстенсивные (пассивные) и активные целевого назначения.

К пассивнымметодам стимулирования инвестиционной деятельности относится простое снижение ставок по налогам, таким как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, социальные и подоходные налоги и т. д. Недостаток этих методов заключается в следующем: снижая ставки налогов, государство заранее предоставляет налогоплательщикам "подарок" в виде дополнительной прибыли или дохода, надеясь на их добрую волю, на сильную конкуренцию, на то, что денежные средства пойдут на инвестиции. Если же у налогоплательщиков такой воли нет, а конкуренция не столь уж сильна, то дополнительных инвестиций не будет. Так, статистические наблюдения, проведенные в США и странах Западной Европы, показали, что только треть из дополнительной прибыли (дохода) налогоплательщики тратят на инвестиции, а остальное идет в основном на их личное обогащение.

Следовательно, в тех случаях, когда государство просто снижает налоги и не стимулирует инвестиционную деятельность посредством целевого льготного налогообложения, можно смело говорить, что от такой налоговой политики выигрывает самая богатая прослойка общества (предприниматели), ибо они 70% остающейся в их распоряжении дополнительной прибыли от снижения налогов тратят на личные потребности, и только 30% "работают" на общество. Чтобы подкрепить этот тезис, приведем слова Дж. Стиглица о том, что "простое снижение налогов предназначено не для стимулирования экономики, а для передачи денег тем, у кого их и так достаточно много".

К активным методамцелевого налогового стимулирования инвестиционной деятельности относятся:

- политика ускоренной амортизации;

- частичный вычет из облагаемой прибыли затрат на инвестиции - от 10 до 50% ее суммы, с дифференциацией по отраслям и направлениям развития. Чем более технологичен производимый продукт и выше степень его обработки, чем больше содержится в нем квалифицированного труда, тем обычно выше будет процент налоговой льготы;

- вычет из облагаемой прибыли до 100% инвестиционных расходов в течение 3-5 лет, если проекты по ним являются приоритетными для развития экономики;

- предоставление инвестиционного налогового кредита, позволяющего вычитать из суммы начисленного налога на прибыль 10-50% от суммы инвестиционных затрат;

- полный вычет из облагаемой прибыли всех затрат на проведение НИОКР плюс дополнительный поощрительный вычет в виде бонуса до 20% от сумм, направленных на эти цели;

- самое активное использование налоговых льгот целевого назначения для предприятий, работающих в экономически отсталых и дотационных регионах, а также для вновь создаваемых малых и средних предприятий и холдингов;

- полное освобождение малых предприятий (с годовым оборотом меньше определенной величины и численностью занятых ниже 50-100 чел.) от налога на прибыль в случае ее реинвестирования.

То, что ускоренная амортизация ставится на первое место среди других целевых налоговых льгот, связано с ее огромным влиянием на инвестиционную деятельность и ускорение модернизации производства. Во многих индустриально развитых странах в общих инвестициях на амортизационные отчисления приходится в среднем 60-65%. Их эффективность проявляется следующим образом.

Во-первых, хозяйствующие субъекты получают дополнительные денежные средства, которые, в отличие от чистой прибыли, не отягощены налогом.

Во-вторых, амортизационные отчисления, в отличие от прибыли и заемных средств, служат самым стабильным источником финансов, так как на них гораздо меньше сказываются спады производства, повышение ставок по кредитам, изменение цен и т. д.

В-третьих, амортизационные отчисления — это собственные средства предприятий, и в случае отказа от заемных средств они позволяют экономить на выплате процентов, что в целом повышает эффективность производства.

В-четвертых, наличие амортизационного фонда и необходимость использовать его по целевому назначению сами по себе дисциплинируют предпринимателя, заставляют его расходовать эти деньги на расширение и модернизацию производства; контроль со стороны государства за целевым использованием амортизационного фонда устраняет соблазн потратить их на другие цели.

В-пятых, при заметно ускорившихся темпах технического прогресса в мире серьезную роль играет фактор времени: деньги, полученные сегодня, "стоят" гораздо дороже тех, что будут получены спустя 2—3 года. Ускоренная амортизация позволяет предпринимателям получать дополнительные финансовые средства в первые годы использования основных фондов, создавая для них значительные преференции по отношению к конкурентам.

Если указанные целевые налоговые льготы применяются активно, то у предпринимателей отпадает необходимость уклоняться от уплаты налога на прибыль.

Важное достоинство стимулирования инвестиционной деятельности с помощью перечисленных активных методов заключается в так называемом обратном финансировании: предприниматель получает дополнительные финансовые средства не извне, а из собственной прибыли благодаря сокращению выплат налога или, в случае амортизационных отчислений, - переводу ее в размере увеличенной амортизации в издержки. Данные изменения в налоговой политике можно охарактеризовать как своего рода революцию в налогообложении.