Одной из основных проблем ценообразования нефтяного рынка является его непрозрачность. Это касается в первую очередь как оценки фундаментальных факторов – баланса спроса и предложения, так и внебиржевых цен. Даже в случае бирж, хотя данные о ценах и объеме торгов общедоступны, состав участников и их позиции являются закрытой информацией. Кроме того, слишком большая зависимость мировых цен от котировок двух маркерных сортов в последнее время вызывает все большую озабоченность. Непрозрачность и неэффективность рынка является одной из самых главных причин его высокой волатильности.
Низкая точность данных и оценок баланса спроса и предложения
Из-за нехватки данных промышленные запасы реально оцениваются только для стран ОЭСР, на долю которых приходится свыше половины мирового потребления нефти. Ясно, что получаемые оценки обладают низкой степенью точности.
Непосредственное сравнение наблюдаемых данных с оценками, полученными на основе баланса спроса и предложения, показывает, что во втором случае имеет место завышение реальных значений. Неудивительно, что и оценки различных агентств также существенно отличаются друг от друга.
Биржевой рынок: хеджирование или спекуляции?
Одной из основных целей развития биржевого рынка деривативов декларируется создание эффективных инструментов хеджирования. Есть, однако, целый ряд объективных причин, препятствующих осуществлению этой благородной затеи. Во-первых, среди биржевых игроков доминируют производители нефти. Так, почти половина всего спроса на нефть приходится на транспорт. Торговля фьючерсами является делом рискованным и дорогим, требующим высокой квалификации, поэтому реально позволить себе такое удовольствие могут только достаточно крупные структуры. Значительная доля НПЗ и сбытовых структур контролируется крупными вертикально интегрированными компаниями, в принципе заинтересованными в росте цен на нефть. Для независимых НПЗ важное значение имеет не цена на нефть, а маржа переработки, при этом последняя в среднем не очень сильно зависит от конкретного уровня цен. Таким образом, по данным CFTC, на долю крупных производителей приходится более трех четвертей всех операций с фьючерсами на сырую нефть на NYMEX.
Наконец, многие независимые исследования показывают, что производители хеджируют крайне незначительную часть своих рисков, связанных с колебаниями цен на нефть. Гораздо большее внимание они уделяют спекуляциям на рынке – игре с целью получения прибыли. Косвенных подтверждений спекулятивного характера биржевой торговли более чем достаточно. Это и более высокая волатильность ближних фьючерсов по сравнению с дальними, и то, что на два ближайших контракта приходится около 75% объемов торгов, и низкая ликвидность опционов, и рост объемов торгов с волатильностью и т.д.
Интересно, что в некотором смысле нефтяные компании действительно заинтересованы в высокой волатильности цен, поскольку она увеличивает фундаментальную стоимость и рыночную капитализацию компании. Дело в том, что стоимость нефтяных месторождений представляет собой, по сути, сложный опцион (т.н. реальный опцион), связанный со стратегией инвестирования (выбор объемов и момента вложений, переход от разведки к разработке и эксплуатации, консервация-расконсервация скважин и т.п.). А стоимость любого опциона, как известно, увеличивается с ростом волатильности базового актива.
Заключение
На начало XXI века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.
Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые темпы роста за период 1970—2002 гг. составили порядка 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается.
В эволюции системы цен экспертами выделяется четыре периода. Первый – до 1947 года; второй – 1947–1971 годы; третий – 1971–1986 годы; четвертый длится с декабря 1985 года по настоящее время.
В настоящее время существует четыре площадки общемирового уровня, на которых осуществляется торговля углеводородным сырьем. Это (в порядке уменьшения объемов сделок): Нью-Йоркская Nymex, Американская Intercontinental Exchange (ICE), Сингапурская Singapore Exchange Limited (SGX), Токийская TOCOM. В 2004 году было объявлено о создании еще одной нефтяной биржи – Иранской – Iranian Oil Bourse. Активно обсуждается и возможность создания Российской нефтяной биржи (REBCO). Но говорить всерьез об их потенциальном влиянии на ценообразование на мировом рынке нефти не приходится, заявления об их создании имеют политический, чем экономический характер.
ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась.
С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973—1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти — Великобритании, Норвегии — роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2003 г. доля стран — ее членов — на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%.
Хотя СМИ зачастую утверждают, что двукратное повышение цен на нефть в период с 2004 до 2006 года связано не с фундаментальными причинами, а с психологическими, такими как очередной ураган или торнадо, смена кабинета министров, на взгляд автора в действительности есть два обстоятельства, приводящие к росту цен. Первое – надвигающиеся в ближайшие 10 лет падение мирового производства нефти, второе – резкий рост потребности в нефти из-за быстрого развития Китая и Индии.
При сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные компании располагают необходимыми ресурсами для финансирования инвестиций в основной капитал. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется. Однако любые фискальные ужесточения могут обернуться либо необходимостью заимствований за границей, либо провалами в инвестировании развития отрасли.
Действующая в отношении нефтяного комплекса система регулирования играет негативную роль. Особенно опасны непредсказуемая политика квотирования экспорта, неопределенная курсовая политика, устойчиво растущие цены на услуги монополистов. Но наибольшую дестабилизирующую роль в нефтяном комплексе в настоящее время играет экспортная пошлина, произвольно и непредсказуемо устанавливаемая правительством. При изъятии дополнительных доходов нефтяного сектора государство вправе использовать лишь стабильные налоги - роялти (взимаемый с учетом условий добычи) и налог на прибыль. В определенных условиях допустим налог на сверхприбыль, складывающуюся в результате роста мировых цен на нефть.
Основные черты реформы налогообложения нефтяного комплекса выглядят следующим образом:
- налог на ВМСБ сокращается до 2% или отменяется вовсе, отменяется и акциз на нефть;
- экспортные пошлины либо отменяются, либо устанавливаются законодательно по жесткой формуле, привязывающей их ставки к мировым ценам на нефть;
- обосновывается и вводится налог на сверхприбыль, возникающую от высоких мировых цен на нефть;
- облегчается налогообложение инвестиций. Действующие льготы по налогообложению капиталовложений безусловно сохраняются.
Список использованных информационных источников
1. Горина Г. А. Ценообразование //Москва, 2006 г.
2. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2009.
3. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2008. - № 9.
4. Кириллова Н. "Рынок топливно-энергетической продукции России" // "Внешняя торговля", №10 – 12, 2007 г.
5. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2010. - № 9.
6. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2007. - № 9.
7. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2009.
8. Коммерсантъ, BusinessGuide (Нефть и газ)
9. «Россия в глобальной политике», №1 Январь-Февраль 2007
10. BP Statistical Review of World Energy 2008
11. World Energy Outlook 2007
12. OPEC Annual Statistical Bulletin 2009
13. http://www.akdi.ru
14. http://www.bp.com
15. http://www.federalreserve.gov
16. http://www.ipe.uk.com
17. http://www.nymex.gov
18. http://www.russianoil.ru – Интернет-портал «Русская нефть»
19. http://www.ifs.ru – Сайт Института Финансовых Исследований
20. http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/2011/oil/default.stm
[1]BP Statistical Review of World Energy 2006