Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Глобальные прогностические модели и концепция устойчивого развития
В условиях глобального социально-экономического и экологического кризиса достигнуть необходимого равновесия между экономикой, обществом и окружающей средой возможно лишь при формировании новой экологически безопасной и экономически оптимальной модели развития. Такое моделью признанной мировым, сообществом, является устойчивое развитие.
Понятие устойчивого развития (sustainable development) впервые было упомянуто в международном документе «Всемирная стратегия охраны природы» в 1980 году. Это было логическим продолжением решения экологических вопросов, решения вопросов загрязнения окружающей среды и поиска новых экологичных путей поддержания процесса жизни на нашей планете.
В литературе встречается более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространено из них определение, данное в докладе Брундланд на Конференции ООН, согласно которому устойчивое развитие рассматривается как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений». В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой.
Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), на которой встретились главы и высокопоставленные лица 179 правительств.
Генеральный секретарь конференции М. Стронг, открывая первое его заседание, заявил: «Процессы экономического роста и мощи богатого меньшинства ведут к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер потребления не являются устойчивыми». Эти своеобразные пророчества нашли свое отражение в социально - экономической действительности общества, которые ознаменовалось финансовыми кризисами 1998, 2000 и 2009 года на фоне ухудшающейся экологической ситуации в мире (циклон «Катрин», который уничтожил огромный мегаполис Новый Орлеан, мощнейшее землетрясение и цунами в Юго-Восточной Азии, которое унесло более 200 тыс. жизней, и т.п. многочисленные катаклизмы и техногенные катастрофы..)
В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основополагающие принципы:
· люди имеют право на здоровую и полноценную жизнь в гармонии с природой;
· экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню и самоуничтожению;
· упор на экологию без экономического развития закрепляет всеобщую нищету и социальную несправедливость;
· достижение устойчивого развития невозможно в отрыве от защиты окружающей среды;
· государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем Земли;
· экологические вопросы должны решаться с участием всех заинтересованных граждан;
· мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.
Цель стратегии: не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека. Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно проблематична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов. Однако выживание не является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие «духовности» как наличие целей, отличающихся от простого выживания.
Глобальное моделирование. Попытки прогнозировать будущее всего мира на основе математических моделей и вычислительной техники привели к возникновению нового междисциплинарного направления – глобального моделирования. Основные результаты глобального моделирования следующие:
· технологический прогресс желателен и жизненно необходим, но необходимы также социальные, экономические и политические изменения;
· народонаселение и ресурсы не могут расти бесконечно на конечной планете;
· нам неизвестна емкость среды, то есть неизвестно, до какой степени физическая среда Земли и системы жизнеобеспечения смогут удовлетворять нужды и потребности будущего роста населения; снижение роста уменьшит вероятность превышения допустимого уровня;
· природа будущего глобального устройства мира не предопределена; многое зависит от того, как скоро изменятся существующие нежелательные тенденции;
· цивилизация представляет собой систему, поэтому при приближении к пределу в отношении ресурсов сотрудничество имеет большую ценность, чем конкуренция.
Однако из-за недостаточности информации даже вся сумма глобальных прогностических моделей не дает ответа на главные вопросы, стоящие перед человечеством.
Коэволюция общества и природы. Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.
Многими международными организациями принята следующая формулировка устойчивого развития - «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Как конкретная практическая программа, она зачастую подвергается критике. Критика основывается на необходимости колоссальных финансовых затрата, отсутствии четкой технической программы и достаточно развитых и эффективных технологий, а также единого центра координации всех мероприятий.
В конечном итоге все зависит от каждого человека и от его нравственных качеств. В этом смысле возникла необходимость экологизации человеческого сознания.
В настоящее время в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца ХХ столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее.
Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.
Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой» исключительности, противопоставления человека природе, ресурсы которой рассматриваются как обслуживающий сырьевой придаток.
Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Для экоцентризма характерны такие парадигмы, как ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие прагматического потребительского отношения к природным ресурсам, сбалансированное взаимодействие человека и природы.
Сегодняшняя социально-экономический кризис дает возможность остановиться и трезво взглянуть, провести переоценку ценностей, осознать необходимость перестройки не только социально-экономической архитектуры жизнедеятельности планеты, но и перестроить свое сознание и отношение к окружающему нас миру, для того чтобы найти ответы на острые социально-экономические и экологические вопросы, разработать программу выхода из сложившейся ситуация и немедленно приступить к ее реализации.