наблюдается несогласие. D2sr залегает под углом 10°, а D2bs - 35°.
8)На юго-западе изучаемой территории в районе реки Чернавка
на контакте отложений бейской свиты живетского яруса среднего отдела девонской системы D2bs и ойдановской свиты франского яруса верхнего отдела девонской системы D3od наблюдается несогласие. D2bs залегает под углом 35°, а D3od – 18°.
1.4 История геологического развития
В геологической истории района, включающего юго-западную часть Чебаково-Балахтинской впадины и ее горного обрамления (Кузнецкий Алатау и Батеневский кряж) можно выделить четыре структурных яруса или этажа, соответствующих определенным этапам тектонического и геодинамического развития.
Первый, нижнепротерозойский структурный ярус представлен глубокометаморфизованными и сложнодислоцированными отложениями пихтерекской и кульчазинской толщ. Они сложены мраморами, кварцитами, гнейсами, метабазитами и метакоматиитами, которые выступают в тектонических блоках и, скорее всего, представляют собой реликты зеленокаменных поясов архей-раннепротерозойского фундамента праплатформы.
Второй, рифейский структурный ярус включает линейно дислоцированные вулканогенно-терригенно-карбонатные свиты, прорванные многочисленными интрузивными телами габброидного состава.
Предполагается, что базальная нижнерифейская белоиюсская свита, содержащая покровы метабазальтов с прослоями кремнистых сланцев, филлитов, карбонатных пород, сформировалась в глубоководных условиях и представляет собой фрагмент коры океанического типа.
Вулканогенно-осадочные толщи среднерифейской полуденной серии (сыннигская, тюримская и арамонская свиты), сложенные базальтами, андезито-базальтами, риодацитами, риолитами и ассоциирующими с ними турбидитами, кремнистыми сланцами и карбонатными породами, несут черты формирования в обстановке незрелой островной дуги (Гребенщикова, 1988).
Отложения верхнерифейских кульбюрстюгской и литвинской свит характеризуют различные обстановки накопления. Для кульбюрстюгской свиты, сложенной преимущественно продуктами вулканических извержений базальтового и трахибазальтового состава, грубообломочными и, реже, карбонатными осадочными породами, характерна резкая смена фаций и мощностей, что наряду с повышенной щелочностью вулканитов и молассоидным типом осадочных накоплений позволяет предполагать её формирование в условиях зоны тыловых рифтов.
Литвинская свита имеет выдержанное строение и состав и сложена известняками и доломитами с прослоями фосфатсодержащих силицилитов, глинистых и кремнистых сланцев, реже, песчаников, гравелитов и конгломератов. Подобная ассоциация морских и прибрежно-морских осадков характеризует скорее всего обстановки континентального шельфа.
В конце позднего рифея в результате коллизии произошло закрытие рифейской океанической структуры и образование шарьяжно-складчатоглыбовой области. Предшествующий вендскому времени перерыв в осадконакоплении отличается развитием аллитовых и ферриаллитовых кор выветривания, формирующихся за счет сложнодислоцированных рифейских толщ в условиях влажного и жаркого климата.
Третий структурный ярус сложен породными комплексами венда и кембрия. Они дислоцированы в одном плане, расчленены разломами на отдельные блоки. Предполагается, что вендское осадконакопление происходило в эпиконтинентальных озерно-морских бассейнах и лагунах с повышенной соленостью вод, что привело к формированию пестро цветных, нередко фосфатоносных и баритоносных пород.
В раннекембрийское время происходит трансгрессия морского бассейна и накопление в раннем и среднем кембрии мелководных терригеннокарбонатных толщ (тунгужульская, колоджульская, усинская, ефремкинская, безымянная свиты). Кембрийские отложения характеризуются пестротой состава, быстрой сменой фаций, незначительными площадями распространения и содержат покровы базальтов (колоджулъская, ефремкинская свиты).
В позднекембрийское и раниеордовикское время в регионе проявились интенсивные складчатые, шарьяжные и блоковые дислокации, сопровождающиеся внедрением многочисленных интрузий "пестрого" состава. Эта тектоно-магматическая активизация частично может быть увязана со скучиванием сиалических масс в результате закрытия Палеоазиатского океана, а частично с заложением и развитием Уйбатской континентальной рифтовой структуры. Именно с процессами континентального рифтогенеза связывают формирование кошкулакской свиты, в составе которой присутствуют субщелочные вулканические породы базальтового, трахитового и трахидацитового состава.
В течение ордовикского и, возможно, силурийского периодов район существовал в условиях континентального рифтогенного режима при преобладании блоковых вертикальных движений. Проявление в указанном регионе в ордовикское время щелочного (нефелиновые сиениты) и карбонатитового магматизма косвенно подтверждает такое предположение.
С раннего девона начинается принципиально новый этап (четвертый структурный ярус), который характеризуется интенсивными тектоническими движениями и активной вулканической деятельностью. В наземных условиях начались мощные излияния основных лав. Одновременно в мелководных водоемах накапливались красноцветные молассы, содержащие минералыиндикаторы (гипс, отпечатки галита) эвапоритовых обстановок седиментации.
Данная территория - одно из немногих мест на земном шаре, где сохранились остатки псилофитов (риниофитов) - первых наземных растений. В мелководных бассейнах существовали водоросли (строматолиты), филлоподы, ракоскорпионы. Разрезы вулканогенно-осадочных толщ нижнего девона, называемые быскарской серией, сильно отличаются друг от друга даже на незначительном расстоянии. На территории полигона находилось несколько центров вулканических извержений, которые являлись поставщиками лавового и пирокластического материала: базальтов, трахиандезитов и их туфов, трахириодацитов. Эти же породы, впоследствии перемытые, служили материалом для пород терригенного ряда, слагающих нижнематаракскую, придорожную и, отчасти, марченгашскую толщи.
Вулканизм проявлялся в раннем девоне неравномерно. На юго-западе полигона, например, вначале преобладали извержения эскплозивного характера и происходило формирование мощных толщ туфов и игнимбритов трахиандезитового состава (придорожная толща). Завершается этот отрезок времени обильными трещинными излияниями базальтовых лав с образованием покровов (марченгашская толща). Эта пестрая картина осложняется силловыми телами долеритов и, в гораздо меньшем количестве, трахириодацитов.
Следует отметить, что все вулканиты быскарской серии очень близки по времени накопления. Проявления вулканизма на территории полигона относятся к эмсскому веку раннего девона. Такой возраст их надежно доказан псилофитами, встреченными по всему разрезу в песчаниках и алевролитах красноцветной молассовой формации. В последние годы на основании установленной непрерывности разреза, находок флоры и спор к быскарской осадочно-вулканогенной серии предлагается относить терригенные толщи толтаковской и аскизской свит.
В Южно-Минусинской впадине накопление молассовой формации перемежалось редкими морскими трансгрессиями (рифовые известияки таштыпской свиты).
В последуюшем в геологической истории района наступает перерыв, включающий блоковые движения и складчатость. Этот перерыв, вызванный поднятием территории и ей денудацией, продолжался весь эйфельский век и известен в литературе под названием предживетского перерыва.
Начиная с живетского века, на территории Минусинских впадин преобладают морские условия. Бассейн был мелководный, возможно, первоначально пониженной солености. В бейское время здесь господствует теплое мелкое море с нормальной соленостью, населенное бентосной фауной (брахиоподы, кораллы, мшанки и др.). Предполагается, что море проникало с юга, из Южно-Минусинской впадины и Тувы.
В позднем девоне морской бассейн отступает. Осадконакопление происходило в субаквальных условиях, в мелководных обширных озерах и лагунах. Климат был аридным, жарким, способствующим накоплению красноцветных, преимущественно терригенных пород. В кохайское время площадь моря несколько увеличивается, затем снова сокращается. Условия осадконакопления в ойдановское и тубинское время были, таким образом, примерно близкими. Наличие барита и прослоев гипса в отложениях тубинской свиты свидетельствует о солоноватоводных условиях. В тубинской свите часто можно видеть знаки ряби, трещины усыхания, что указывает на чрезвычайную мелководность бассейнов.
В течение первой половины раннего карбона на территорию распространилась морская трансгрессия, сменившаяся в визе континентальными условиями осадконакопления (угленосный комплекс) в обширных пресноводных, либо солоновато водных озерных бассейнах, о чем свидетельствуют находки плауновых растений.
Накопление быстрянской, алтайской и самохвальской свит происходило в морских условиях. Морской бассейн наступал с севера, со стороны Томь-Колыванской зоны. Характерным для карбона является прекращение режима красноцветного осадконакопления, хотя тектонический план по сравнению с верхним девоном не претерпел значительных изменений. Среди нижнетурнейских отложений известны континентальные и мелководно-морские генетические типы пород, а также накопления застойных впадин, содержащие залежи фосфоритов и флюорита. Более молодые доугленосные, а также угленосные отложения визейского века и моложе на территории полигона размыты полностью. После карбона территория испытывала складчато-блоковые движения, поднятия и денудацию, в результате чего отложения конца палеозоя, мезозоя и дочетвертичного кайнозоя на территории полигона не сохранились.