Смекни!
smekni.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2 (стр. 4 из 154)

Развитые (передовые, индустриальные) страны отличают высо­кий уровень экономического развития — ВВП на душу населения, многоотраслевая экономика, в которой значительное место зани­мают передовые наукоемкие производства и развитая сфера услуг. Эти страны выделяются высоким качеством технологии, продук­ции, жизни населения. Будучи сосредоточением ТНК, они фор­мируют международное разделение труда, определяют «правила игры» на мировом рынке.

Для большинства развивающихся стран характерен низкий уро­вень производства, отсталая структура экономики, преобладание добывающей и старых, традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, архаичное сельское хозяйство, тяжелейшие условия жизни населения. Эти страны чрезвычайно зависят от конъюнктуры цен на сырьевых рынках. Перед ними остро стоит проблема урегулирования внешнего долга. Развивающиеся госуда­рства занимают зависимое положение в системе международного разделения труда. Что касается постсоциалистических стран, то они находятся на различных ступенях перехода от командно-ад­министративной к рыночной экономике. В некоторых из них, прежде всего в России, причудливо переплетаются черты развитой и развивающейся экономики.

В конце 90-х годов в 183 странах проживало 5885 млн чело­век. 28 стран относились к группе развитых стран с населением 841,5 млн человек. Это — США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия. В 1997 г. МВФ включил в эту группу Гонконг (вошел в состав КНР), Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Израиль. В 1997 г. ВВП в расчете на душу населения в ценах и по паритетам покупательной способности валют 1993 г. составил в развитых странах 21,5 тыс. долл. В 127 развивающихся странах с населением 4635 млн человек ВВП на душу населения равен 3,15 тыс. долл. В 28 странах с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа и бывший СССР) с населением 407,5 млн человек ВВП на душу населения — 3,8 тыс. долл.

Таблица 1.1

ДОЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТРАН В ВВП МИРА

(В ЦЕНАХ И ПО ПАРИТЕТАМ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ

СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ 1993 г.,

В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

Страны

1950

1970

1990

1997

Развитые

65,3

61,2

59,3

52,8

Развивающиеся

27,3

26,6

32,6

43,2

С переходной экономикой*

7,4

12,2

8,1

4,0

* В 1950, 1970, 1990 rr. — страны, входившие в СЭВ.

Источник. Расчеты ИМЭМО РАН; Мировая экономика и международные отношения. — 1998. -№10.—С. 118—119.

Из табл 1.1 видно что в мировом производстве возросла доля развивающихся стран. Однако значительная часть их экономики находится под контролем ТНК развитых государств. Повышение удельного веса развивающихся стран произошло за счет неболь­шого числа преуспевающих стран с доходами на душу населения, намного превышающими средние по группе развивающихся госу­дарств. Это прежде всего восточноазиатские новые индустриаль­ные страны, государства Латинской Америки, ближневосточные нефтеэкспортеры. Возрастание роли развивающихся стран в значительной мере отражает усиление позиций КНР, доля которой в мировом ВВП поднялась с 3,5% в 1950 г. до 10,7% в 1997 г. По этому показателю КНР обошла Японию и занимает второе место в мире после США.

Темп прироста населения в развивающихся странах был сущест­венно выше, чем в развитых. В 1950 г. удельный вес развивающихся стран в численности населения мира составлял 71,4%, в 1997 г. — 78,8%. Соответственно доля развитых государств упала с 22,7 до 14%. В результате, несмотря на опережающие темпы роста ВВП в развивающихся странах по сравнению с развитыми, разрыв в уровнях экономического развития — по ВВП на душу населе­ния — между этими двумя группами государств за последние десятилетия сократился незначительно.

Происходившее до 80-х годов укрепление экономических пози­ций государств, расположенных ныне на постсоветском экономи­ческом пространстве, а также стран Центральной и Восточной Европы сменилось их ослаблением, особенно в начале 90-х годов. Падение доли стран с переходной экономикой в мировом произ­водстве было вызвано как объективными причинами — трудностя­ми системной трансформации, переходом к рыночной экономике, так и субъективными — ошибками и просчетами при проведении экономических реформ. За 1990—1997 гг. доля России в мировом ВВП упала с 3,7 до 1,7%, а в мировой промышленной продук­ции — с 4,6 до 1,8%. За годы реформ по объему ВВП Россия опустилась с 8—9-го на 14-е место в мире, по ВВП на душу населения — с 43-го на 58-е место. При международных сопо­ставлениях нужно иметь в виду, что Госкомстат РФ не полностью учитывает «теневой» оборот. Это занижает позиции России по общему и душевому объему производства и потребления.

Существенные изменения произошли в группе развитых стран. В начале 50-х годов превосходство США над конкурентами было подавляющим. В последующие десятилетия Западная Европа и Япония, оправившись от последствий второй мировой войны, стали опережать США по темпам роста экономики. Произошла известная нивелировка (выравнивание) уровней и условий раз­вития. К началу 70-х годов на смену американоцентризму пришла новая трехполюсная система: США, Западная Европа и Япония. В долгосрочном плане происходит ослабление позиций США. Однако этот процесс идет не прямолинейно. Так, в 90-е годы по темпам роста экономики США существенно опережали своих ос­новных соперников. Лидирующее положение США в мировой экономике опирается на мощный научно-технический потенциал и усиление стратегической роли государства в стимулировании фундаментальных и прикладных исследований, огромные инвести­ционные возможности американских ТНК, создавших обширную «вторую экономику» США за их пределами, а также лидирующее положение доллара в мировой валютной системе. Важным фак­тором развития американской экономики в 80-е годы стало усиле­ние ее социальной направленности — значительное увеличение вложений в человека (среднее и высшее образование, науку, здраво­охранение). В обозримом будущем вряд ли кому-либо из конкурен­тов удастся достичь и превзойти экономический и научно-технический уровень США.

В последнее десятилетие окрепли позиции Западной Европы в связи с развертыванием в этом регионе интеграционных процес­сов вглубь и вширь. Важными этапами на этом пути в 90-е годы стало создание основ единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза ЕС. В Европе формируется единый рынок ссудных капиталов, кредитный и фондовый рынок. Образование Европейского центрального банка, введение евро, бросившего вы­зов доллару, и осуществление единой денежно-кредитной политики ускоряют процесс создания в ЕС целостного хозяйственного комп­лекса и укрепляют положение региона в мировой валютной систе­ме. Вступление в ЕС новых, менее развитых по сравнению с нынеш­ними членами ЕС стран, прежде всего Центральной и Восточной Европы, хотя и приведет на первых порах к немалым трудностям, в конечном итоге будет способствовать изменению баланса сил в пользу Европы.

В послевоенный период на авансцену мировой экономики вы­двинулась Япония, которая до начала 90-х годов развивалась чрезвычайно быстрыми темпами. В экономический лексикон вош­ло выражение «японское экономическое чудо». В его основе лежа­ли сдерживание текущего потребления в пользу накопления; от­носительно низкие военные расходы; экспортно-ориентированная модель развития (экспорт Японии развивался по классической схеме: от трудоемких — к капиталоемким и наукоемким произ­водствам); сильная регулирующая роль государства; стимули­рование конкуренции между мощными финансово-промышленны­ми группами; согласование интересов государства, бизнеса и профсоюзов, широкое использование иностранной технологии и др.

По мере усиления трудностей в экономике, связанных с экс­портом японских товаров вследствие повышения курса иены, обо­стрения конкуренции со стороны товаров из Юго-Восточной Азии, возрастания преград на пути японского экспорта в США и Западную Европу Япония увеличивала экспорт капитала. С 80-х годов задачей ее правительства стало расширение внутреннего спроса. Однако она оказалась неосуществимой. С середины 80-х годов гипертрофированное развитие в стране получили рынки спекулятивных активов (экономика «мыльного пузыря»). Крах на рынке недвижимости и корпоративных акций вызвал в японской экономике глубокую депрессию в 90-х годах.

Крупные изменения происходят на периферии мирового хо­зяйства. Сюда частично «перемещаются» некоторые трудо-, мате­риало- и энергоемкие, а также опасные для окружающей среды производства. Вместе с тем в 80—90-е годы обозначились новые тенденции: наиболее преуспевающие, а также относительно раз­витые развивающиеся страны интегрируются в мировое хозяй­ство посредством специализации на отдельных капитало- и на­укоемких производствах.

В результате усиливается дифференциация развивающихся стран. На первый план вышли новые индустриальные страны (около двух с половиной десятков). В их числе: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (в настоящее время Сянган — прови­нция КНР), которые МВФ относит к категории развитых стран, а также государства АСЕАН — Малайзия, Таиланд, Филиппины и др. В Латинской Америке — Мексика, Бразилия, Аргентина и др. Их особенность — высокие темпы экономического развития вплоть до последних лет. Однако в 1997—1999гг. значительную часть этих стран поразил валютно-финансовый кризис. В резуль­тате они оказались в тяжелом экономическом положении.