Смекни!
smekni.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2 (стр. 98 из 154)

С созданием ЕС постепенно происходили интеграция западноев­ропейского финансового рынка и формирование единого финан­сового пространства со второй половины 90-х годов. Ранее декларированный общий рынок ссудных капиталов в ЕЭС не был фактически создан, национальные финансовые рынки разобщены, за исключением вторичных. Что касается выпуска иностранных облигационных займов, то в каждой стране действовали националь­ные правила и традиции. Важную роль в формировании единого западноевропейского рынка капиталов сыграли введенные ЕС при­нципы: 1) унификация разрешения на банковскую деятельность; 2) свобода предпринимательства при условии взаимной информации; 3) контроль органов надзора страны происхождения. Для создания единого рынка ценных бумаг национальные фондовые биржи ЕС объединены единой межбиржевой системой обмена информацией. Любые предприятия ЕС могут свободно покупать и продавать ценные бумаги, а брокеры — свободно оперировать на любой бирже. Эти меры направлены на увеличение капитализации фон­довых бирж и более успешную конкуренцию с внебиржевой торгов­лей ценными бумагами. Важный шаг к унификации фондовых рынков — создание федерации бирж ЕС и принятие с 1990 г. европейской котировки («Евролист»), которая включает ценные бумаги 250 первоклассных компаний ЕС. Они котируются на бир­жах 15 стран ЕС по правилам каждой из них. Это означает, что инвестор (например, американский) может одновременно купить ценные бумаги автомобильных компаний Пежо, Фиат, Даймлер-Бенц на одной бирже (одним поручением, с единым сроком по­ставки), в одной валюте с единым комиссионным вознаграждением. Для формирования единого финансового пространства в ЕС были постепенно преодолены различия: 1) национального регулирования биржевых операций (допуск ценных бумаг на биржу, ставки налого­обложения, требуемая информация и др.); 2) роли бирж и объема их операций; 3) роли институциональных инвесторов — страховых компаний, пенсионных фондов и др., осуществляющих операции с ценными бумагами.

Единый западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг стал венцом экономической интеграции в ЕС.

Инструменты операций мирового рынка ссудных капиталов. Эти инструменты различны, среди них банковские казначейские и ком­мерческие векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты, облигации, акции. Еврокоммерческие векселя (векселя в евровалю­тах) выпускаются сроком на 3—6 месяцев с премией 0,25% к курсу евродолларовых депозитных сертификатов. На еврорынке широко распространены депозитные сертификаты — письменные свидете­льства банков о депонировании денежных средств, удостоверя­ющие право вкладчика на получение вклада и процентов. Евробанки выпускают депозитные сертификаты от 25 тыс. долл. и выше сроком от 30 дней до 3—5 лет и размещают их среди банков и частных лиц, которые могут реализовать их на вторичном рынке. Обращающиеся срочные депозитные сертификаты прода­ются брокерами или передаются по индоссаменту. Стимулируя приток вкладов в евробанки, они как мультипликатор кредитных ресурсов способствуют расширению еврорынка. Хотя процент по депозитным сертификатам ниже, чем по евродолларовым депози­там, их легко продать (учесть) за наличные на вторичном рынке. В 80-х годах новым инструментом операций на международных кредитных рынках стали евроноты — краткосрочные обязательст­ва с плавающей процентной ставкой, а также различные регулярно возобновляемые кредитные инструменты с банковскими гаранти­ями. С 1984 г. выпускаются евровекселя — векселя в евровалютах.

Инструментом операций рынка еврокапиталов являются цен­ные бумаги, в основном облигации разных видов (с фиксирован­ной или плавающей процентной ставкой, конвертируемые в акции; облигации, на которые можно купить другие облигации или ак­ции). Акции не получили распространения на рынке еврокапиталов, так как, во-первых, инвесторы предпочитают вкладывать капитал в известные им национальные компании; во-вторых, от­сутствует международный вторичный рынок евроакций. Ино­странные акции обращаются лишь на тех национальных рынках капиталов, где это разрешено законодательством.

Новые финансовые инструменты возникли в 80-х годах в ре­зультате обострения конкуренции банков на мировом рынке. Что­бы привлечь клиентуру и увеличить свои прибыли, участники мирового кредитно-финансового рынка — банки, фондовые бир­жи, специализированные кредитно-финансовые институты — со­здали гибрид разных финансовых документов, в том числе долго­вых инструментов, ценных бумаг, гарантированных активами бан­ков, инструментов хеджирования. К ним относятся аннулируемый форвардный валютный контракт, владелец которого может его аннулировать при наступлении срока погашения; предельный фор­вардный валютный контракт, при наступлении срока которого обмен валют производится в установленных в контракте пределах их курсовых колебаний; «своп» с нулевым купоном, обменивае­мым на купон с плавающей процентной ставкой; своп «цирк» в форме комбинирования валютного и процентного свопа; «своп-цион» — сочетание «свопа» и опциона; цилиндрический опцион — комбинированный валютный опцион продавца и покупателя; пер­пендикулярный спрэд, основанный на использовании опционов с одинаковым сроком, но с различной ценой; двойной спрэд — комбинация двух опционов «колл» и двух опционов «пут» с не­сколькими сроками исполнения; календарный спрэд — купля-продажа опциона одних и тех же ценных бумаг с разными сроками погашения. Сформировался рынок финансовых фьючерсов, фина­нсовых опционов и «своп». Банки заключают срочные соглашения о будущей ставке с целью компенсации убытков от изменения процентных ставок по депозитам сроком до года на суммы от 1 млн до 50 млн долл. Такие форвардные банковские сделки служат альтернативой биржевым фьючерсным и опционным опе­рациям с финансовыми (кредитными) инструментами.

Новые финансовые инструменты динамично развиваются. Опе­рации с ними в основном сосредоточены в мировых финансовых центрах. Они предназначены преимущественно для страхования валютного и процентного рисков участников международных эко­номических отношений. При этом используется новейшая ком­пьютерная технология для получения информации и быстрого перевода денежных средств.

Мировой кредитный и финансовый рынок, в том числе ев­рорынок, играет двоякую роль — позитивную и негативную. С одной стороны, аккумуляция и перераспределение денежных средств в мировом масштабе стимулируют развитие произво­дительных сил, мирохозяйственных связей, концентрации, цент­рализации капитала, интернационализации внешнеэкономической деятельности стран. С другой стороны, деятельность еврорынка способствует обострению противоречий воспроизводства. Особен­ности международных валютных, кредитных, финансовых опера­ций (автономность, быстрота оформления, неподконтрольность национальным органам) делают их фактором нестабильности ва­лютной и денежно-кредитной систем, экономики в целом.

Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капита­лов, которое зависит от фазы цикла, колебания процентных ста­вок, направления экономической политики страны, влияет на на­циональную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов могут вызвать нестабильность национальной экономики, затруд­няют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на наци­ональные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рын­ки оказывают влияние на платежный баланс. Например, отлив долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требований к американским банкам. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, осо­бенно евровалютные, служат своеобразным передаточным меха­низмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной поли­тики одной страны на другую.

Практикуются выпуски ценных бумаг с дополнительными стра­ховыми условиями. В их числе: двухвалютные облигации, по кото­рым номинал и выплата процентов номинированы в одной валюте, а погашение — в другой валюте, что позволяет проводить процент­ный арбитраж на двух рынках; долговые обязательства «прыг-скок», позволяющие инвестору переключаться с одного на другой вид ценных бумаг; индексируемые долговые обязательства, сумма платежа по которым зависит от индекса цен определенных товаров, конвертируемые облигации, обмениваемые на акции эмитента по курсу, выбираемому их владельцем; конвертируемые облигации с премией по опциону «пут», что позволяет владельцу ценных бумаг продать их по цене выше номинала; еврооблигации с номинацией в валютной корзине ЭКЮ, оплачиваемые (включая процент) либо в ЭКЮ, либо в любой из 12 валют. С 1999 г. выпускают ценные бумаги, номинированные в евро вместо ЭКЮ. Синтетические финансовые документы создаются на основе нескольких сделок (напри­мер, облигация с фиксированной ставкой процента в сочетании со «свопом» с плавающей ставкой становится синтетическим финан­совым документом с плавающей ставкой процента).

Используется перекрестное (кросс-) хеджирование одного фи­нансового документа при помощи другого финансового докумен­та на основе котировок другого рынка или индекса.

Проблема контроля за деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и еврорынка. Мировой рынок ссудных капиталов, особен­но его важнейший сектор — еврорынок, находится вне сферы национального и международного контроля. Особенность еврорын­ка состоит в отсутствии резервных требований по депозитам и кре­дитам (за исключением отдельных стран), а также лимитов на размер процентных ставок. Это способствует неконтролируемому движению огромных масс ссудного капитала, минуя государствен­ные границы и регламентацию, вызывая внезапное вторжение «го­рячих» денег на национальные рынки ссудных капиталов, или «бег­ство» капиталов, увеличение спекулятивных операций.