Смекни!
smekni.com

Рынки облигаций (стр. 2 из 2)

Практика свидетельствует, что до выпуска необеспеченных средне- и долгосрочных инструментов эмитенты проходят как минимум два этапа — размещение краткосрочных обеспеченных бумаг (с обеспечением в виде облигаций Минфина или других активов) и переход к выпуску более долгосрочных бумаг с частичным обеспечением.

При этом сохраняет свое действие сразу несколько факторов, препятствующих массовому выходу российских эмитентов на рынки капиталов. Во-первых, эта возможность останется уделом немногих крупных банков, поскольку лишь они могут рассчитывать на получение достаточно большой суммы средств, а выпуск в объеме нескольких миллионов долларов коммерчески невыгоден (издержки включают в себя оплату due diligence, комиссии андеррайтера и платежного агента, регистрационный сбор). Во-вторых, государство с открытием рынка ГКО для нерезидентов создает новый конкурирующий канал привлечения рискового капитала. В-третьих, выпустив свои долги на международные рынки, российские банки вынуждены будут считаться с постоянным изменением оценки своего рейтинга, на который будет оказывать влияние не только эффективность работы самого банка, но и характеризующаяся постоянными перепадами ситуация на рынках долговых обязательств «суверенных» и корпоративных эмитентов стран «третьего мира».

Зарубежная практика свидетельствует о том, что облигационный выпуск удается продать быстрее, если прибегнуть к эмиссии конвертируемых облигаций. «Перевертыши» — конверсионные долговые облигации могут быть обменены на обычные акции. Конверсионная привилегия — право держателя облигации обменять ее на акции в определенной пропорции в любой момент в течение определенного срока. Основной чертой конвертируемой облигации является курс конверсии, т. е. цена акций, по которой эмитент взял обязательство обменять облигации на акции. Обычно этот курс на 15—25 процентов превышает существующий в момент эмиссии.

Пример

Акции продаются на бирже по курсу 40 ам. долл. Корпорация выпускает конвертируемые облигации и гарантирует инвестору право принять у них облигации в обмен на акции по курсу 50 ам. долл. за штуку, т. е. 20 акций за облигацию со стандартным номиналом 1000 ам. долл.

Естественно, что в первый период после выпуска здравомыслящий инвестор таким правом не воспользуется — переплачивать за акции по сравнению с рыночным курсом бессмысленно. Но если облигации выпущены на длительный срок, во всяком случае достаточный, чтобы курс мог вырасти, например, до 60ам. долл., то можно их не конвертировать, а предложить на продажу.

Эффективность выпуска конвертируемых облигаций состоит в следующем: банк увеличивает капитал, не имея потери контроля над собственностью; банк выпускает ценную бумагу, инвестиционная привлекательность которой позволяет соединить лучшие свойства акции (возможность роста рыночной стоимости — курса акций) и облигаций; дает гарантированный и стабильный доход и сохранность капитальной стоимости. Кроме того, банк создает фундамент, основу для будущих эмиссии акций, что немаловажно в связи с требованием роста уставного капитала банка. Западный опыт показывает, что конверсионная привилегия позволяет быстрее продать выпуск, снижает цену займа и обеспечивает привлечение капитала на условиях более приемлемых для банка, чем продажа акций при их эмиссии.

В условиях инфляции неплохим вариантом обеспечения маркетабельности облигаций является выпуск облигаций, номинированных в золоте.