где Ктл - коэффициент текущей ликвидности; Узс —удельный вес заемных средств в пассиве баланса, доли единицы.
Следует отметить, что источник, приводящий данную методику, не дает информации о базе расчета весовых значений коэффициентов. Тем не менее следует учитывать, что в России иные темпы инфляции, чем на Западе, циклы макроэкономики, а также другие уровни фондо-, материало-, энерго- и трудоемкости производства и производительности труда, отличное от западных стран налоговое бремя на товаропроизводителей. В силу этих обстоятельств невозможно механически (без соответствующих корректировок) использовать приведенные выше значения коэффициентов. Однако саму модель с числовыми значениями, соответствующими российским условиям, можно использовать. Для этого необходимо, чтобы учет и отчетность обеспечивали достаточно представительную информацию о финансовом состоянии предприятий.
Рассмотренная двухфакторная модель не обеспечивает всестороннюю оценку финансового состояния компании. Поэтому возможны значительные отклонения прогноза от реального положения дел в компании. Для получения более точного прогноза в практике США принимают во внимание уровень и тенденцию изменения рентабельности продаж, так как данный показатель существенно влияет на финансовую устойчивость фирмы. Это позволяет одновременно сравнивать показатель риска банкротства (Ct) и уровень рентабельности продаж. Если первый показатель находится в безопасных границах, а уровень доходности продаж достаточно высок (более 10%), то вероятность банкротства незначительна.
Несостоятельность (банкротство) — состояние, при котором оборотные активы предприятия значительно ниже его краткосрочных обязательств (текущих пассивов). Изучение платежеспособности с этих позиций позволяет выявить коэффициенты для прогноза банкротства компании (счет «Z» Альтмана). Индексы кредитоспособности были предложены известным западным экономистом Э. Альтманом. В 60-е гг. XX в. Э. Альтман обследовал широкий круг компаний США, половина из которых разорилась в 50-е гг. XX в., а половина работала успешно. Было изучено 22 коэффициента, из которых выбрано только пять. Они оказались наиболее полезными для прогнозирования возможного банкротства. На основе пяти показателей было построено многофакторное регрессионное уравнение. В общем виде индекс кредитоспособности (Z) имеет вид:
(99)где К1, К2, К3, К4 и К5 — соответствующие финансовые коэффициенты, определяемые по формулам:
(100) (101) (102) (103) (104)Критическое значение индекса (Z) рассчитано по данным статистической выборки и составляет 2,675. С этой величиной сравнивают расчетное значение индекса кредитоспособности для конкретного заемщика. Это позволяет судить о возможном банкротстве (в ближайшие 2-3 года) одних компаний (Z < 2,675) и достаточно устойчивом финансовом положении других (Z > 2,675). По пяти-факторной модели Альтмана спрогнозировать банкротство на один год можно с точностью до 90%; на два — до 70; на три — до 50% (табл. 8.1).
Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток — его можно использовать только в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку акционерного капитала.
Таблица 8.1
Вероятность банкротства исходя из значений счета «Z» Альтмана
Счет «Z» Альтмана | Вероятность банкротства |
Менее 1,8 | Очень высокая |
1,8-2,7(2,675) | Высокая |
2,8-2,9 | Возможная |
3,0 и выше | Очень низкая |
В странах с развитой рыночной экономикой применяют и другие модели прогнозирования банкротства, учитывающие влияние внешних для фирмы факторов.
В России влияние внешних факторов, определяющих банкротство, значительно выше. Поэтому количественные значения Z, указывающие на вероятность банкротства, будут отличаться от западных стандартов.
Для выявления приведенных выше величин необходимо наличие информации за ряд лет о финансовом состоянии предприятий, признанных банкротами. Расчет индекса кредитоспособности в законченном виде возможен лишь для акционерных обществ, эмитирующих свои акции на фондовой бирже (особенно это касается К4 — формула (103)). Однако большинство акционерных обществ создано в России за последние пять-шесть лет, поэтому представительная информация о рыночной стоимости их акций отсутствует.
Отсутствие данных о курсе акций акционерной компании не является непреодолимым препятствием для применения пятифакторной модели, поскольку определить рыночную стоимость акций возможно, использовав известную формулу:
(105)Из формулы (105) следует, что курсовая стоимость акции прямо пропорциональна сумме дивиденда и обратно пропорциональна ставке ссудного процента (например, по депозитным счетам).
Для устранения неопределенности в отношении курсовой стоимости акции отдельные ученые-экономисты предлагают использовать модифицированную модель Альтмана, которая имеет следующий вид:
(106)где K4 — балансовая стоимость акций/заемные средства.
В формуле (106) изменяют только стоимость акций с рыночной на балансовую, что влечет за собой и модификацию числовых значений коэффициентов.
Известны и другие критерии для оценки вероятности банкротства. Так, британский ученый Таффлер предложил в 1977 г. четырехфакторную модель, при разработке которой использовал следующий подход.[44]
На первой стадии (с помощью компьютерной техники) были вычислены 80 соотношений по данным платежеспособных и разорившихся компаний.
На второй стадии на базе использования статистического метода (анализа многомерного дискриминанта) была построена модель платежеспособности для различных компаний и определены частные соотношения, которые наилучшим образом характеризуют деятельность двух групп компаний (на базе коэффициентов платежеспособности). Такой выборочный подсчет соотношений между параметрами является типичным для определения таких ключевых показателей, как прибыльность, наличие чистого оборотного капитала, уровень финансового риска, ликвидность активов и др.
Объединяя эти показатели и сводя их воедино, модель платежеспособности Таффлера воспроизводит точную картину финансового состояния компании. Типичная модель для анализа компании, акции которой котируются на фондовых биржах, имеет вид:
(107)где X1 — операционная прибыль (£ШГ)/текущие обязательства; Х2 — текущие активы / общая сумма обязательств (13%); Х3 — текущие обязательства / общая сумма активов (18%); Х4 — отсутствие интервала кредитования (16%) (проценты в скобках указывают на пропорции модели); Со, С1, С2, С3 и С4 — коэффициенты; X1 — измеряет прибыльность; Х2 — состояние оборотного капитала; Х3 — уровень финансового риска; Х4 — уровень ликвидности.
Для усиления прогнозной роли моделей западные ученые-экономисты предлагают трансформировать Z-коэффициент в РAS5-коэффициент (Performance Analysis Score), который позволяет отслеживать деятельность компании во времени. Изучая РЛ5-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить период снижения и повышения деловой активности компании. РAS-коэффициент — это относительный уровень деятельности фирмы, рассчитанный на базе ее Z-коэффициента за определенный период времени (например, за год) и выраженный в процентах (от 1 до 100%). Например, РAS-коэффициент, равный 50%, указывает на то, что деятельность компании оценивают удовлетворительно. PAS-коэффициент, равный 10, свидетельствует о том, что только 10% компаний находятся в худшем положении (негативная ситуация).
После подсчета Z-коэффициента для конкретной фирмы можно трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности. Иными словами, если Z-коэффициент может характеризовать рисковую ситуацию для компании, то PAS-коэффициент выражает историческую тенденцию и текущую деятельность с прогнозом на ближайшую перспективу.
Позитивной стороной приведенного подхода является его способность сочетать ключевые характеристики Отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса в единое представительное соотношение. Так, компания, получившая большую прибыль, но слабая с позиции ликвидности баланса, может быть сопоставлена с менее прибыльной фирмой, но баланс которой более уравновешен с позиции его ликвидности. Таким образом, вычислив РAS-коэффициент, можно оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и соответственно условия сделки (например, возможность приобретения ее акций).
Данный подход основан на принципе, что целое более привлекательно, чем сумма составляющих его элементов.
Отдельные исследователи предлагают использовать в качестве механизма предсказания банкротства цену компании. На ранней стадии банкротства начинается незаметное (особенно если не налажено специальное наблюдение) снижение этого показателя под влиянием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. К последним можно отнести ухудшение ситуации на рынке капитала.