Другой ключевой вопрос реструктуризации кредитных организаций - это привлечение к оздоровлению кредитных организаций стабильных финансовых институтов на самой ранней стадии с последующим опционом на их выкуп у государства без аукциона. Такая практика существует в США. В России этому могут помешать на данном этапе опасения Банка России, вкладчиков, кредиторов и акционеров проблемного банка, что привлеченный банковский институт попытается вывести привлекательные активы и клиентов, не оказав действенной помощи. Заинтересованность банков участвовать в санации не вызывает сомнения: это позволит им за относительно скромные вложения на первом этапе участвовать в бизнес-планировании этого процесса, досконально знать весь банк, исходя из этого, и уже потом принимать решение о его окончательной покупке или продаже своей доли на аукционе.
Итак, два наиболее актуальных, по моему мнению, рыночных метода стимулирования слияния и присоединения кредитных организаций - это снижение доли государства в капитале банковского сектора и «вырезание» проблемных долгов у банков. Оба метода с той или иной активностью применяются в целях государственного стимулирования и решения других задач. Первый - через продажу доли государства в
частных коммерческих банках и приватизации государственных кредитных учреждений; второй через санацию банков. Но они требуют дальнейшего совершенствования в соответствии с опытом развитых финансовых рынков.
3.3 Рейдерство в банном секторе
Финансовый кризис привнес "остроты ощущений" в процесс М&А-сделок одной из наиболее "интеллигентных" отраслей России - банковского сектора.
К сожалению, именно здесь получили наибольшее распространение самые циничные и грязные методы конкурентной борьбы, которые были однозначно классифицированы деловым сообществом как "рейдерские".
Следует отметить, что на высокую вероятность рейдерских атак в отрасли "финансы, кредит, страхование" указывали результаты недавно проведенного исследования российских отраслей экономики на предмет "рейдпригодности" в период кризиса.
Именно тогда банковский бизнес попал в опасную группу риска, в первую очередь по критериям "экономическое неблагополучие" и "распыленность капитала".
Уступать печальную "пальму первенства" таким отраслям, как "услуги населению" и "розничная торговля и общепит", ему позволили лишь благополучные до поры до времени "отметки" по показателю "ликвидность активов".
(Известно, что большинство банков защищает самые ценные активы в виде недвижимости, например, 'выводя" их на отдельные юридические лица, никак не связанные с банком.)
Вместе с тем по-прежнему незащищенным остался самый ценный актив любого банка - его клиенты.
Именно на отъем этого актива через последовательное уничтожение другого важнейшего банковского актива, именуемого как "доверие", и нацелились рейдеры.
Анализ более тридцати случаев подобных атак позволяет сформулировать следующие выводы.
К сожалению, все вышеописанное выглядит очень пессимистично.
Более того, тот факт, что с конца ноября прошлого года подобная практика не стала повторяться, - не должен успокаивать.
До настоящего момента действовал тезис о том, что "любая паника лучше всего гасится деньгами!". Причем все это время деньги предоставлял ЦБ РФ, тратя на эти нужды золотовалютные резервы.
Но практика последнего времени свидетельствует в пользу того, что "всем" помогать больше не будут. Отзывы лицензий у банков "Электроника", "Московский залоговый банк" и "Московский капитал", в отношении которых также были отмечены факты информационных атак, свидетельствуют именно об этом.
Отсюда, обострение конкурентной борьбы между банками обязательно приведет к повторению информационных атак и появлению новых "жертв".
К сожалению, в пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что о результатах расследований атак октября-ноября 2008 года НИЧЕГО не известно. Другими словами, у истинных заказчиков и выгодоприобретателей рейдерских атак на банки появляется соблазн повторить эту практику вновь.
Возникает вполне резонный вопрос: "А можно ли защититься от такого информационного рейда?"
Постараемся разобраться.
К сожалению, следует сразу отбросить в сторону надежды на то, что в обозримом будущем в России появятся "безотзывные депозиты" либо правоохранительные органы смогут выявлять истинных заказчиков информационных атак. По всей видимости, этого просто не произойдет, хотя бы в силу того, что не произошло за предыдущие 15-20 лет.
Соответственно, надеяться следует только на собственные силы. А значит, нужно начать разрабатывать и реали-зовывать собственную программу того, что необходимо сделать в случае, если "завтра-война".
Первое и главное, что необходимо сделать, - достичь понимания вкладчиков, что в случае даже самого неблагоприятного для них исхода свои гарантированные 700,0 тыс. рублей они все равно получат. Пусть не в банке, так через АСВ.
Актуальность данного тезиса подтверждается практикой - львиное большинство "паникеров" снимало с депозитов суммы в разы и десятки раз меньшие гарантированного АСВ минимума, напротив, "вкладчики-миллионеры" не расторгали договоры почти никогда!
Безусловно, следует сформировать и "подушку ликвидности".
Как показывает практика, за первые дни/неделю вкладчики изымают не менее 10,0% всех размещенных на депозитах средств. Да, возможно, это значительные денежные объемы, на которых можно было бы заработать. Но эти размещенные в краткосрочных, быстрореализуемых активах средства позволят не допустить "обвала" банка.
Ну и последнее.
Хорошо было бы не только заранее сформулировать тексты внятных пресс-релизов для СМИ с описанием того, что "все под контролем". Хорошо бы достичь взаимопонимания с прессой (возможно, на основе юридически оформленных договоренностей), что "в случае чего" следует публиковать заметки не на основе слухов и догадок, а только после получения комментариев и официальной позиции из банка. Несмотря на кажущуюся "сложность достижения" последней рекомендации, следует помнить, что большинство СМИ реально "зависимы" от рекламных бюджетов банков региона, поэтому заинтересованы в "большей прозрачности" своих взаимоотношений с банками.
В заключение отметим, что бояться распространения "банковского рейдерского опыта" на прочие отрасли и даже на родственные банковской -страховую, инвестиционную, брокерскую и т.д. - все-таки не стоит. И дело здесь вовсе не в нерасторопности рейдеров. Дело лишь в том, что только в банковском бизнесе возможна ситуация, когда клиент, разместивший депозит и согласовавший все условия по договору, тем не менее может отказаться от своих обязательств в любой момент, не неся при этом бремени оговоренных санкций. И любой суд в случае чего будет на его стороне.
Ни в одной отрасли хозяйствования подобные причины - "передумал, просто срочно нужны деньги" - невозможны.
Показатель | Примечание |
Банки, подвергшиеся атаке | Более 30, в основном - региональные. Вот некоторые из них: • Далькомбанк, • "Северная казна", Татфондбанк, • "24.ру", • Поволжский немецкий банк, • Уральский банк реконструкции и развития, • Свердловский губернский банк, 9 ряд региональных подразделений Банка Москвы, • "Возрождение" |
Суть атаки | 1. Клиенты начинают получать сообщения о неблагополучности обслуживающего их банка и "советы" забрать оттуда свои деньги; 2. "Примеры проблем' банка активно обсуждаются в интернете и в блогосфере; 3. Статьи формата "Что случилось с банком X?" появляются в местных СМИ; 4. Банк начинают "атаковать" обеспокоенные вкладчики; 5. Банк начинает ограничивать выдачи наличных из кассы, производит задержки платежей; 6. Количество "приходов" денежных средств клиентов в банк значительно снижается, "расходов' - напротив, катастрофически растет. Самые важные нормативы ликвидности нарушаются; 7. Вынужден давать свои комментарии представитель местного ГУ ЦБ РФ; 8. Банк начинает работать "на выход": все поступающие средства от кредитов, ценных бумаг, валюты и т.д. направлять не на развитие, а на "расшивку" картотеки платежей, которая формируется к этому времени в размере до 20,0-30,0% от всей ресурсной базы |
Информационные каналы, поддерживающие атаку | Наиболее активны - ICQ-рассылка, SMS-рассылка, спам по электронной почте, форумы и блоги в интернете. Дополнительно применяются личные телефонные заонки, статьи в местной прессе |
Целевая группа атаки | 8 первую очередь - частные вкладчики и крупнейшие клиенты - юридические лица |
Продолжительность атаки | Не более семи дней |
Стоимость атаки | "Базовый" пакет: 9 20 спам или ICQ рассылок - 100,0-150,0 тыс. рублей; • 5 SMS-рассылок - 100,0 тыс. рублей; • активность в блогосфере - 15,0-30,0 тыс. рублей. "Дополнительный" пакет: • услуги call-центра по обзвону клиентов -от 100,0 тыс. рублей; •статьи в местной прессе -от 100,0 тыс. рублей |
Откуда могла быть получена информация о клиентах банков, подвергшихся атаке | В принципе требуемый охват аудитории будет достигнут и уже только силами спамеров (у них - свои базы), и активностью в блогосфере. Вместе с тем, если требуется большая "адресность", го необходимую информацию о телефонах организаций можно получить через покупку и обработку многочисленных баз, украденных у ФНС, ГИБДД, сотовых операторов и т.д. Стоимость их, как правило, не превышает 2,0-10,0 тыс. рублей. Следует помнить и о том, что в любом банке доступ к информации о телефонах/адресах клиентов имеют как минимум службы: • ОПЕРУ, • по работе с клиентами, • IT-подразделение. Соответственно, получить актуальную базу, всего лишь взаимодействуя с сотрудниками этих служб, - вполне реально. Как известно, смена места работы с наличием "своей базы клиентов' - обычный "атрибут" в банковском бизнесе |
Кому эта атака теоретически могла быть выгодна | Только наиболее сильным игрокам местного рынка. Причем, несмотря на то что "первыми" бросаются в глаза именно госбанки, далеко не всегда клиентура предпочитала именно их. Как правило, в сторону госбанков перенаправлялся в основном поток частных вкладчиков. Наиболее же "лакомый кусок" - в виде крупных корпоративных клиентов - уходил в частные коммерческие банки, в которых идо этого имел положительный опыт сотрудничества (как известно, крупные компании одновременно работают не менее чем с тремя-пятью разными банками) |
Эффективность атаки | Как несложно подсчитать, при затратах даже в 300,0-400,0 тыс. рублей "большие неприятности" можно доставить практически любому банку. Если же потратиться дополнительно на "тяжелую артиллерию" - в виде call-центра и СМИ, - банк может и вовсе "лечь на лопатки" |
3.4 Пример процессов М&А в банковской сфере