Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна Д'Арк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми. Может быть, еще и поэтому именно эту святую французы так любят и считают покровительницей своей страны.
Непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких "налоговых бунтов"). Одним из самых знаменитых стало "бостонское чаепитие".
Причина этих событий в том, что ранее Англия ввела для жителей колоний налог на покупку чая. Поначалу американцы не очень этим огорчились, так как многие из них наловчились привозить из Голландии чай контрабандой и за счет этого уклоняться от уплаты налога (примерно так работают сегодня российские "челноки"). Но затем англичане приняли закон, согласно которому "легальный" чай можно было ввозить в колонии без уплаты пошлины. В результате этот чай оказался даже дешевле, чем контрабандный, что лишило американских "челноков" дохода, но зато гарантировало англичанам получение чайного налога. Бостонцы потребовали, чтобы корабли, привезшие "чай с налогами", ушли обратно в Англию, но британский губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон заявил, что корабли останутся в порту, пока бостонцы не уплатят британской казне сумму налога, причитающуюся за этот чай. И тогда 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили.
В ответ на это британские власти закрыли бостонский порт для всех кораблей, что, в свою очередь, стало сигналом для всеобщего восстания североамериканских колонистов против владычества Британии. Результатом стали потеря Британией этих своих колоний и рождение независимого государства - Соединенных Штатов Америки.
Эти и многие подобные события в конце концов заставили государственных деятелей и ученых задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.
В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии. И это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым. В чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует, и потому по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира. Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.
Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г.Джорджем. Он полагал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может "убыть" и ее от налогообложения не скроешь). Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.
Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.