Смекни!
smekni.com

Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения (стр. 2 из 5)

Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает воз­растающую заинтересованность человечества в их обособлен­ном, всесторонне согласованном и эффективном правовом регу­лировании.

По содержанию к данной категории принадлежат отноше­ния по: определению юридического статуса и правового режи­ма природной среды в целом и ее составляющих элементов; изу­чению и контролю ее физического, химического, биологичес­кого состояния (мониторинг); использованию всеми допустимы­ми способами природных ресурсов; преднамеренному преоб­разованию природы; воспроизводству природных объектов; охране — поддержанию природной среды в благоприятном со­стоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно связан­ные с воздействием на окружающую природу человека и чело­веческой жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по предотвращению и устранению вредных стихий­ных влияний на людей, на общество со всеми его материальны­ми и духовными ценностями.

Международные экологические правоотношения харак­теризуются традиционными элементами структуры — субъ­ектами, объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с ними в международных экологических правоотноше­ниях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физичес­кие лица, действующие на международной арене.

Объектами международных экологических правоотноше­ний являются природная среда в целом, составляющие ее эле­менты, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранения. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жиз­недеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.

Взаимные права и обязанности участников международ­ных экологических правоотношений образуют обширную об­ласть юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и пред­метам природоохранной деятельности.

В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и око­лоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объ­екты. В том числе:

Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхнос­ти земного шара. Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на земле океана — Атлантический, Индий­ский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Не относятся к Мировому океану изолированные моря, находящиеся внутри материков, например, Каспийское море.

Материки, которые составляют основное и непосредствен­ное жизненное пространство для развития человечества. Тра­диционно этим понятием охватывается весь природный ком­плекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и живот­ный мир. Однако за последние годы происходит дифференциа­ция природных объектов в сфере международно-правовой ох­раны и постепенно получают самостоятельное признание в ка­честве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые про­водят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим про­странством. Состав газов атмосферного воздуха является отно­сительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивает­ся одна из основных физиологических потребностей живых ор­ганизмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все материальное пространство, лежащее за пре­делами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бес­конечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровне развития про­изводительных сил, который обусловливает процессы проник­новения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное косми­ческое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделя­ются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств — внутригосударственные природ­ные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдик­цией или контролем, принадлежат природные богатства мате­риков на территории отдельных государств, богатства, находя­щиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных природных объ­ектов определяется внутренним правом каждой страны. В соот­ветствии с нормами внутреннего права решается вопрос о соб­ственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооператив­ным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владе­ния, распоряжения и пользования природными объектами. В правовом регулировании использования и охраны внутриго­сударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаи­модействие норм внутреннего и международного права. Обыч­но выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутрен­него права и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне нацио­нальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исклю­чительного суверенитета отдельных государств, относятся в ос­новном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарк­тида, часть атмосферы Земли и космос. Правовой режим меж­дународных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господ­ствовало молчаливое признание интернациональных природ­ных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой стра­ны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребнос­тям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действии в отно­шении международных природных объектов.

Так, правовая охрана Мирового океана, его ресурсов и мор­ской среды обеспечивается сложной системой конвенций, согла­шений, договоров глобального и регионального характера.

Загрязнение нефтепродуктами, другими производствен­ными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 г. была подписана в Лон­доне международная конвенция по предотвращению загрязне­ния моря нефтью. Действие Конвенции было ограничено срав­нительно небольшой площадью запретных зон и не охватывало всей акватории океана. Такая охрана оказалась недостаточной. В 1973 г. Конвенция 1954 г. была заменена Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов. Конвен­ция 1973г. касается не только нефти, но и других перевозимых вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор), обра­зующихся на судах в результате их эксплуатации. В приложе­ниях к основному тексту изложены международные стандарты допустимых сливов. Установлено, что каждое судно обязано иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механиз­мы и прочая оснастка соответствует правилам предотвращения загрязнения моря. Выполнение этого требования контролиру­ется путем специального инспектирования при заходах судов в порты. К нарушителям применяются строгие санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954 г., ее действие распростра­няется на всю акваторию Мирового океана. Для некоторых осо­бо чувствительных к загрязнению районах (Балтийское, Сре­диземное, Черное моря) установлены повышенные требования. Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновни­ка загрязнения, обязано сообщить об этом своему правительст­ву, которое, в свою очередь, доводит об этом до сведения того государства, под чьим флагом плавает нарушитель, даже если он находится вне пределов национальной юрисдикции.

Кроме Конвенции 1973 г., вопросам охраны Мирового океа­на от загрязнения посвящено большое число других правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбро­сами отходов и других материалов (из любых источников), при­нятая на межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г., Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников, расположенных на суше, подписанная на конференции западноевропейских государств в Париже 4 июня 1974 г.; Международная конвенция о вмешательстве в откры­тое море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Конвенция о создании между­народного фонда для возмещения ущерба от загрязнения неф­тью от 18 декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о вмешательст­ве в открытое море в случаях загрязнения моря веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г. (Лондон) и другие.