Традиционный путь снижения уклонения от налогов состоит в совершенствовании законодательства и ужесточении контроля за его соблюдением. Однако, как уже сказано, на каждую меру государства недобросовестный налогоплательщик быстро находит ответную. Принципиального же улучшения не происходит.
Поэтому в последние годы экономисты-теоретики все больше возлагают надежды на институциональные методы борьбы с уклонением от налогов. Институциональные методы снижения уклонения от налогов нацелены на создание в обществе таких условий деятельности субъектов экономики, когда сокрытие объектов налогообложения будет коммерчески невыгодно фирме, или же фирма будет прямо заинтересована платить налоги в силу каких-либо связанных с репутацией честного плательщика преимуществ.
В настоящее время поиск институциональных методов борьбы с уклонением ведется весьма активно в целом ряде стран, включая Россию. В то же время целостная теория (и соответственно - классификация) этих методов еще не сложилась. Институциональные методы идут от практики, во многом они фрагментарны. Тем не менее можно назвать следующие направления, где успех уже наметился:
создание условий, стимулирующих контроль одних субъектов экономических отношений за уплатой налогов другими субъектами;
увеличение роли муниципальных налогов;
создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией;
повышение налоговой культуры.
Приведем наиболее значимые примеры каждого их названных вариантов.
1 . В последние два-три года в России широкое распространение приобрел потребительский кредит. Россияне впервые получили возможность жить по привычной для развитых стран схеме - пользоваться благами сейчас, заплатить же за них можно позже. Однако обязательным условием любого кредита выступает платежеспособность заемщика. Для работающих людей в качестве подтверждения платежеспособности выступает их заработная плата, причем заработная плата официальная, которую можно подтвердить соответствующей справкой с места работы.
С развитием потребительского кредитования работник из пассивного участника махинаций работодателя по уклонению от налогов превращается в добровольного контролера предприятия, на котором работает. Действительно, до тех пор, пока занятый не нуждается в получении кредита, он спокойно соглашается на выплату значительной части зарплаты неофициально, "в конверте", фактически пособничая уклонению от налогов. Но как только ему понадобился кредит, возникает заинтересованность в проведении всей суммы заработной платы "по белому". Например, ЗАО "Воронежская комиссионная площадка грузовых автомобилей" предлагает воспользоваться услугами филиала "Воронежское региональное управление" (г. Воронеж) АКБ "Московский индустриальный банк" и оформить кредит на недостающую сумму. Максимальная сумма кредита рассчитывается исходя из среднемесячного дохода за последние шесть месяцев за вычетом всех обязательных платежей.
К выполнению подобной контрольной функции за уплатой налогов работодателем подталкивает работника и другой механизм. Заработная плата работника выступает объектом для исчисления взносов на пенсионное страхование. Несмотря на то что взносы вносятся сейчас, а пенсия будет выплачиваться через десятки лет, работник уже задумывается о своем будущем. Немногие могут похвастаться накопленной суммой на безбедную старость. Поэтому государство выступает гарантом обеспеченной жизни в преклонном возрасте.
Взносы на пенсионное страхование начисляются на те доходы сотрудников, которые облагаются единым социальным налогом. То есть, укрывая объект обложения от единого социального налога, организация тем самым сокращает сумму для исчисления взносов в пенсионный фонд своих занятых и уменьшает размер их будущей пенсии.
Взносы по пенсионному страхованию уменьшают сумму единого социального налога, которая перечисляется в федеральный бюджет, что также может послужить причиной указания всей суммы заработной платы "по белому" уже по инициативе самой фирмы.
Совершенно очевидно, что расширение потребительского кредита и создание накопительной системы пенсионного обеспечения в перспективе создадут мощное институциональное давление на фирмы в направлении отказа от "черных" схем оплаты труда.
Другой пример перспективных форм "самоконтроля" в сфере трудовых отношений - установление реалистического уровня минимальной оплаты труда. Когда МРОТ из условной, заведомо заниженной величины превратится в показатель, отражающий реальную стоимость жизни, указывать в ведомостях заниженные цифры зарплаты (и не платить налоги) станет невозможным.
Кроме заинтересованных в полной уплате налогов лиц внутри предприятия существуют также и внешние "контролеры" - потенциальные инвесторы.
В настоящее время для России актуальным способом привлечения инвестора является вариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества с участием российской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора.
Успех принятия инвестиционного проекта существенным образом зависит от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора. В данном случае этапу разработки проекта может предшествовать стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, характере выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд других данных.
Анализ инвестиционного проекта касается коммерческой, технической, финансовой, экономической и институциональной выполнимости проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Важно также представить в финансовом разделе правдивую финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Поэтому фирма-реципиент для привлечения инвестора именно к своему проекту не должна занижать показатели, указываемые в налоговой отчетности; у нее возникает стимул полностью указывать реальную прибыль.
Пример известных российских компаний ("Вимм-Билль-Данн", "Вымпелком" и др.), пошедших ради иностранных инвестиций на перевод своего бизнеса преимущественно в "белую" экономику, говорит о значительной силе инвестиционного стимула.
При ведении дел с иностранными предприятиями репутация фирм является немаловажным фактором успеха не только в инвестиционном бизнесе, но и при других видах долговременных взаимоотношений. В целом ряде случаев контракты не будут заключены, если у фирмы плохое реноме. Например, часто репутация оказывает влияние на шансы компании стать поставщиком комплектующих изделий для крупной транснациональной корпорации. В связи с поддержанием авторитета компании даже офшорная деятельность претерпела изменения. В настоящее время вместо офшорных компаний принято открывать "оншорные" фирмы, то есть компании, зарегистрированные в зоне с безупречной налоговой репутацией.
2 . В последнее время усилилась централизация в бюджетной системе России. За прошедшие шесть лет доходы российских муниципалитетов сократились на 23%; доля собственных доходов, в которые входят поступления от налогов на имущество, налога с продаж, местных налогов (включая земельный налог) и неналоговые доходы, составила в 2002 г. 18,7% См.: Чернявский А.В. Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 гг. Аналитический доклад. С. 3, 4. от общего объема доходов муниципалитетов.
Для стимулирования фирмы к уплате налогов, напротив, необходимо сблизить место уплаты налогов с местом их использования, то есть увеличить долю муниципальных финансов в федеральном бюджете, а также публиковать отчет о целевом использовании полученных доходов. Например, если некий район страдает от катастрофического состояния дорог, местные фирмы обычно с бoльшим пониманием относятся к необходимости платить налоги, нацеленные на улучшение транспортной инфраструктуры, которой сами регулярно пользуются, чем к выплате средств в федеральный бюджет.
Расходы, на которые у муниципалитетов не хватает средств, можно переложить на предприятия и поставить во взаимосвязь улучшение социальной среды и уровень налогообложения. Петербургская компания "Илим Палп Энтерпрайз", например, занялась не только модернизацией Котласского комбината в архангельской глубинке, но и пополняет бюджет города на 90% и столько же денег направляет в виде спонсорской помощи детским садам, школам, больницам, обеспечивает теплом и электроэнергией весь город - вдвое дешевле, чем в других городах, а также выделяет средства на здравоохранение, культуру и образование 15 районам, которые поставляют комбинату древесину. И это не благотворительность, а трезвый расчет. Фирма во многом зависит от социального климата на местах. Естественно, что она старается сделать его благоприятным. См.: Капитализм в лесу // Эксперт. 2003. № 11. С. 86-87. Показатель стабильности можно определять по проценту заболеваний, по степени криминализации, по уровню образования, состоянию социальной сферы и т.д.
3 . Разделение плательщиков на недобросовестных и добросовестных и создание для последних благоприятных условий составляет в последнее десятилетие один из лейтмотивов взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками многих стран. В России эксперименты этого рода проводятся, в частности, в сфере таможенных отношений. Фирмы с отличной репутацией получают право пользования "зеленым коридором", т.е. право быстрой и беспрепятственной "растаможки". Коммерческие выгоды от ускорения прохождения таможни в этом случае часто превышают выгоды, которые принесли бы попытки незаконным образом снизить размер ввозных пошлин (например, с помощью занижения стоимости товара). Поэтому в ряде случаев инициаторами подобных схем отношений (добросовестная уплата налогов в обмен на льготный административный порядок) выступают сами фирмы. Так, в частности, в 2001-2002 гг. поступил ряд крупнейших импортеров бытовой электротехники.