Смекни!
smekni.com

Глобализация. Портрет в финансовом интерьере (стр. 1 из 2)

В.М. Соколинский, профессор кафедры "Экономическая теория", И.О. Фаризов, профессор кафедры МЭО Института стран Азии и Африки при МГУ

Мы живем в мире, который с каждым днем становится все более взаимозависимым, и, возможно, в один прекрасный день мы окажемся в "мире без границ".

Микаэль П. Тодаро, профессор Университета г. Нью-Йорк

Глобализация: экономическое содержание, формы проявления, воздействующие факторы

На рубеже веков внимание человечества обращено ко многим кардинальным переменам. Речь идет не только о повороте большинства стран в сторону рыночной модели развития. Современный мир вступил в эпоху глобализации.

Что же представляет собой данное явление?

Понятие "глобализация" характеризуется следующим:

элементы межнационального, межстранового переплетения охватывают не только сферу экономики, но и социальную, политическую, духовную сферы (например, область культуры, мировоззренческих устоев);

в структуре экономики происходят качественные сдвиги; ведущим звеном предпринимательской деятельности становится не производственный, а финансовый комплекс;

система международных экономических отношений, деловых связей стала опираться на мировую информационную сеть (что качественно преобразило систему принятия решений, дав возможность проводить операции в режиме "реального времени");

корпорационный капитал стран, созревая до уровня транснациональных форм, в значительной мере уходит из-под влияния национальной экономической политики; монополизация данным капиталом средств массовой информации позволяет оказывать мощнейшее обратное воздействие на государственные институты.

Является ли новый этап развития интернационализации необратимым процессом? Строго говоря, схожие элементы "ускорения" сотрудничества развитых стран в истории уже наблюдались, однако они не становились столь неизменными. Вслед за активизацией межстранового воздействия факторов производства нередко наступали периоды попятного движения, усиления автаркизма, замкнутости (например, накануне и в годы двух мировых войн). В современных условиях уровень интернационализации характеризуется качествами, нивелирующими возвратные тенденции.

Под влиянием глобализации мировая экономика приобретает новые черты.

Национальные экономики остаются уникальными и специфичными, но связи между ними становятся более унифицированными, стандартизированными (в отношении принятия общих "правил игры").

Исчезает четкое разделение на национальные и внешнеэкономические факторы развития. В значительном объеме задействованных сил начинает присутствовать интернациональный аспект.

Все в большей степени формируется международное производство, продукт которого является итогом не только международного перемещения факторов производства (капитала, технологий и информации, рабочей силы и др.), но и работы "единого мирового конвейера".

Центр тяжести в деятельности ТНК переносится со снижения индивидуальных издержек производства на использование преимуществ глобализации. Подобная стратегия постепенно становится доступной не только транснациональным, но и другим национальным компаниям.

В каких же формах реализуется процесс глобализации?

Отметим, что данное явление остается еще не до конца изученным. Полная систематизация, структуризация - дело предстоящего времени. Однако наиболее важные функциональные блоки можно отметить уже сейчас (см. схему 1).

В связи с тем, что для экономических процессов характерна неравномерность, степень глобализации, отраженная в рамках обозначенных блоков, проявляется дифференцированно.

Сегодня уже очевидно: на рубеже двух веков роль лидирующего звена экономической глобализации закрепилась за финансовой сферой. Именно здесь процесс продвинулся количественно и качественно наиболее далеко. Так, например, ежедневный международный трансфер капитала оценивается в 2 трлн. долл., годовой оборот рынков государственных облигаций в два раза превышает объем мирового ВВП. См.: Зевин Л. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов//Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 38.

В чем же основы повышенного динамизма в финансовой составляющей процесса глобализации? Обозначим в этой связи три основных аспекта.

Во-первых, новые информационные технологии обеспечили создание системы финансовых центров. Благодаря этому значительно снизились не только трансакционные затраты по реализации финансовых сделок, но и необходимое для них время.

Во-вторых, произошло формирование нового инструментария финансового рынка - механизмов хеджирования и управления рисками. Характеризуя данный параметр, отметим: на финансовом рынке, как известно, высока степень неопределенности (прежде всего - в отношении курсов валют и ценных бумаг). Повышенная рискованность стала основой введения новых инструментов - так называемых производных ценных бумаг - деривативов (derivatives).

Данный вид бумаг принадлежит ко "второму поколению", имеющему более высокую "самостоятельность" по отношению к материальной сфере экономики. Это и позволило использовать их для более масштабных спекулятивных операций. Как отмечают некоторые западные аналитики, спекуляция на курсах валют превратилась в наиболее выгодную рыночную операцию. В итоге валютно-финансовая сфера все больше стала отделяться от реальной (т.е. производственной) экономики, а финансовый рынок получил возможность, по сути, самостоятельного существования. К примеру: за последние 20 лет ежедневный объем сделок на мировых валютных рынках возрос с 1 млрд. долл. до 1 200 млрд. долл. (увеличение в 1200 раз!), в то время как объем торговли товарами и услугами увеличился за этот же период всего на 50%. См. Глобализация и Россия ("круглый стол")//Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 5.

В-третьих, финансовые институты получили возможность более широкой деятельности, что в значительной степени обусловлено наблюдаемым в мире процессом дерегулирования банковской деятельности. Он выразился в расширенной приватизации активов, в снижении налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, в формировании сети офшорных банков, функционирующих в льготном режиме.

В процессе дерегулирования были сняты ограничения на проведение банками и другими финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций: инвестиционные банки получили возможность заниматься коммерческим кредитованием, коммерческие банки - страхованием, торговлей фьючерсами, опционами и т.д. В результате возникли финансовые холдинги или т.н. "супермаркеты", предлагающие клиенту полный набор услуг в области финансового посредничества. Именно эти финансовые холдинги стали доминировать теперь на мировом финансовом рынке. Данная либерализация, произошедшая в развитых странах в 80-90-х годах ХХ в., явилась ответом на усиление конкурирующей ситуации на рынке банковских услуг.

Обратимся теперь к вопросу о причинах развития глобальных процессов в экономике. Рассмотрим ту совокупность воздействующих факторов, которые придали мировой экономике новые нюансы развития. Уместно при этом построить своего рода причинно-следственную цепочку обстоятельств.

1. Вторая половина 70-х годов минувшего века обозначена в истории тем, что в мировой экономике произошел постепенный отказ от модели регулирования, основанного на кейнсианских рецептах. Связано это было с произошедшим в начале упомянутого десятилетия мировым энергетическим кризисом, поставившим барьер ряду сложившихся в развитом мире технологических и экономических процессов. Помимо этого в конце 60-х годов ряд крупных корпораций стал подключать некоторые развивающиеся страны к экспортной стратегии - для обслуживания западных потребительских рынков. В итоге степень конкуренции в отдельных отраслях промышленности резко возросла, условия производства существенно ужесточились. Все это побудило правительства ведущих западных стран отказаться от ориентации в первую очередь на социальные цели развития общества и повернуться к стимулированию национального бизнеса.

Как известно, социальные цели решаются в обществе преимущественно путем перераспределения доходов. При ослаблении перераспределительных потоков выигрывает класс предпринимателей. Оценивая данный процесс в мировой экономике, следует сказать: уплотнение экономического пространства (за счет конкуренции) заставило повернуть экономический механизм в развитых странах Запада к либерализации.

2. Расширение волны либерализации дало импульс формированию транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ). Данное обстоятельство во многом совпадало с установками государственных институтов: в условиях растущего международного соперничества крупный национальный капитал превращался в мощное средство конкурентоспособности национального государства. Именно поэтому крупные корпорации могли периодически пользоваться определенным покровительством.

3. Торговые заказы крупных корпораций на производство дешевой экспортной продукции в НИС (новые индустриальные страны), предназначенной для потребительских рынков в западных странах, обусловили еще одну перемену в мировой экономике, которую можно обозначить как "новое международное разделение труда". Фирмы целого ряда так называемых старых отраслей стали закрывать свои производства, демонтировать и перевозить промышленное оборудование в развивающиеся страны, где можно было продолжать работу в более благоприятных условиях. В итоге такого перемещения производства (энергично развернувшегося уже в середине 70-х годов и продолжающегося поныне) степень взаимосвязи между национальными экономиками заметно возросла, что явилось ярким свидетельством процесса глобализации.