Смекни!
smekni.com

Некоторые проблемы развития государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере (стр. 2 из 2)

Тем не менее, ГК РФ предусматривает, что законом может быть введена обязательная регистрация движимости (наглядный пример – регистрация автотранспортных средств). Следовательно, для осуществления контроля за передвижением денежных средств по банковским каналом существуют правовые основания.

Острейшими остаются вопросы вывода за границу государственных активов, распродажи национального богатства. И здесь именно банк видится той ступенью, на которой процессы разворовывания национального достояния можно четко отследить и пресечь. Очевидно, что перемещения денежных средств, опосредующие вышеназванные процессы, происходят через банковские счета.

Если бы на основании поступающей от банков информации удалось своевременно отследить направления движения денежных средств и субъектов, которые их перемещают, можно было бы своевременно принять меры по пресечению негативных процессов.

Безусловно, важно учитывать и возможный конфликт интересов – банк не заинтересован в предоставлении государству необходимой информации, т.к. это чревато, помимо всего прочего, потерей клиента. Разрешение этого конфликта видится в создании таких институциональных норм, действие которых делало бы невыгодным для банка уклонение от сотрудничества с государством (вплоть до лишения лицензии за непредоставление информации).

В Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” сказано, что за нарушение установленного порядка выплаты наличных денежных средств на допустившие их предприятие, банк или иную кредитную организацию федеральным органом налоговой полиции налагаются штрафы.

Однако, как свидетельствуют мночисленные факты, на практике реальных и серьезных последствий за непредставление банком в налоговые органы соответствующей информации не происходит.

Многие кредитные организации зачастую формально проводят проверки хозяйственных органов по вопросу соблюдения ими кассовой дисциплины и оставляют без должного внимания информацию налоговых органов о выявленных ими в ходе проверок нарушениях порядка ведения кассовых операций налогоплательщиками. В результате налоговые органы лишаются возможности реализовать свое право применения административных и финансовых мер воздействия к юридическим лицам, нарушающим требования, касающиеся кассовых операций, а федеральные органы налоговой полиции – информации, позволяющей им вести работу по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений.

В частности, инспекция МНС России по г. Петрозаводску (Республика Карелия) в соответствии с указанным порядком, направила в 1999 году и 1 квартале 2000 года в кредитные учреждения 15 материалов о фактах установленных нарушений правил наличного денежного обращения для их подтверждения, однако на период проверки Счетной палатой Российской Федерации (май-июнь 2000 г.) ни один из этих материалов кредитными организациями не был рассмотрен.

Территориальными налоговыми органами в Липецкой области в 1998 году в соответствии с установленным порядком в кредитные учреждения были направлены 28 материалов о выявленных ими нарушениях порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью на сумму 837,3 тыс. рублей для решения вопроса о применении штрафных санкций. Однако на период проверки Счетной палатой Российской Федерации (май 1999 года) из кредитных организаций поступило только 8 материалов на сумму 192,3 тыс. рублей.

Псковским региональным филиалом АКБ "СБС-АГРО" в ходе аналогичных проверок были выявлены серьезные нарушения порядка работы с денежной наличностью на сумму, превышающую 4 млн. рублей, однако материалы в налоговые органы для принятия решений о взыскании штрафных санкций не направлялись.

Подобные факты установлены Счетной палатой Российской Федерации еще в целом ряде регионов.

Приведенные факты свидетельствуют в первую очередь о неисполнении коммерческими банками возложенных на них обязанностей, а также их незаинтересованности в осуществлении государственного контроля за исполнением своими клиентами установленных правил работы с наличными деньгами, поскольку от них всецело зависит финансовое благополучие самих банков.

Более того, в ходе проверок Счетной палатой Российской Федерации установлены случаи, когда самими коммерческими банками в нарушение указания Банка России от 12 ноября 1996 г. № 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения" предоставлялось право коммерческим организациям расходовать выручку, поступающую в их кассы при наличии неисполненных налоговых обязательств. В частности Малоярославецкое отделение № 2573 Сбербанка России (Калужская область) предоставило такое право 41 предприятию - недоимщику, задолженность которых на период проверки Счетной палатой Российской Федерации (май 1999 г.) перед бюджетами всех уровней составляла 51,2 млн. рублей. Аналогичное право предоставлял своим клиентам ОАО "КАБ ПСКОВБАНК" (Псковская область).

Контроль за работой кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью возложен на территориальные учреждения Банка России. Ими проводится определенная работа в этом направлении. Однако эта работа носит преимущественно разъяснительный характер и как свидетельствуют материалы проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, не обеспечивает выполнение требований по соблюдению действующих правил работы с денежной наличностью.

Осуществляя надзорные функции за деятельностью коммерческих банков, территориальные управления Банка России не в полной мере используют возможность применения процедур, определенных статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которой предусмотрено, что кредитная организация в случаях нарушения нормативных актов и предписаний Банка России может быть оштрафована на сумму до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, либо ограничена в проведении отдельных операций на срок до шести месяцев.

Очевидно, что такое положение дел не в последнюю очередь определяется отсутствием четкого и эффективного механизма взаимодействия между налоговыми органами, федеральными органами налоговой полиции и кредитными учреждениями и механизма обеспечения реальной (а не декларируемой) ответственности на всех уровнях.

Действительно, если бы в вышеописанных случаях непредставления банками в налоговые органы надлежащих материалов незамедлительно бы подключались федеральные органы налоговой полиции, с перспективой постановки вопроса о возбуждении уголовного дела, количество кредитных организаций, халатно относящихся к требованиям налоговых органов, не было бы таким многочисленным.

В настоящее время практически вне государственного контроля находится оборот наличных денег у одного из основных его субъектов - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Несмотря на то, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации индивидуальные предприниматели приравнены к юридическим лицам, а Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлена административная ответственность этой категории хозяйствующих субъектов за нарушение правил наличного денежного обращения, нормативными актами Банка России не предусмотрен контроль со стороны коммерческих банков за соблюдением порядка обращения наличных денег у индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем именно здесь обращается основная масса наличных денег. До 70 % и более в структуре кассовых оборотов многих коммерческих банков составляет выдача наличных денег индивидуальным предпринимателям.

Все вышесказанное позволяет заключить, что финансовый контроль в кредитно-банковской сфере объективно является важнейшей функцией государственного управления этой сферой, реализация которой позволяет обеспечить успешную реализацию государственной денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.

В качестве объекта государственного финансового контроля в банковской сфере видятся процессы формирования и использования кредитными учреждениями финансовых ресурсов по уровням и звеньям экономики в целом и регионов, связанных с:

осуществлением собственных налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и перечислением соответствующих платежей клиентов,

обслуживанием налично-денежного оборота;

формированием и обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга РФ, долга субъектов федерации, муниципального долга;

управлением государственными ценными бумагами и операциями с ними;

обслуживанием счетов Федерального казначейства;

любой деятельностью кредитных учреждений, в капитале которых государство принимает участие;

финансово-хозяйственной деятельностью Банка России и его структурных подразделений, образованием и использованием его прибыли;

деятельностью Банка России в рамках исполнения им своих бюджетных полномочий.

В целях повышения ответственности кредитных организаций за осуществление операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчетов с ними, а также за осуществление операций с наличными средствами, целесообразно внести дополнения в действующий Закон “О банках и банковской деятельности” (в ред. Федерального закона от 08.07.99 N 136-ФЗ); конкретно - добавить в ст.20 в перечень оснований для отзыва лицензий обнаружение неоднократных злоупотреблений с бюджетными средствами и наличными деньгами.

Представляется также, что полноценная интеграция в систему налоговых отношений федеральных органов налоговой полиции как инструмента выявления, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, в том числе, в кредитно-банковской сфере, должна стать одним из ключевых направлений развития системы государственного финансового контроля, причем их правоохранительные полномочия в обязательном порядке должны дополняться и в полной мере сочетаться с функциями субъекта налогового контроля.