Смекни!
smekni.com

Вопросы по истории экономики (стр. 1 из 9)

1. Предмет курса "История эконом учений" Ист. эк. учений - это ист. эк. взглядов, объединенных в системы.(были концепции, кот. в учения не объединились, ПОЭТОМУ ИСТ. ЭК.УЧЕНИЙ - ПОНЯТИЕ БОЛЕЕ УЗКОЕ, чем ист. эк. м ы с л и , но некот.ученые, напр, англ. БЛАУГ, считают все эти понятия тождественными). Основа ист. эк. учений – ист. политэкономии. Первые попытки сист. эк. знания. - в др. Греции и Средневековье.Однако они не сложились в научные системы. Эк. знания стали самост. отраслью в 16-18 ст., в эпоху меркантилизма. М. был не столько научным учением, сколько практической политикой. М. интересовался определением сути богатства, поощрением экспорта.

Начало науки положил Адам Смит. дальше появились критики Смиита. В частн. его уч. Сисмонди. Потом возник утопический социализм. В конце 19 в форм. неоклассическое напр, с ним связано появление микроэкономики. В 30-х гг. 20-го - кейнсианство, с ним связано появление макроэкономики.

2. Методы анализа истории эк. учен. а)историч., он же хронологич.б) логич.в) объединенный с анализом соц-эк. условий, в кот. форм. эк. взгляды.г) основан на анализе эволюци и концепций д) метод мотивационный или классовый (Маркс). Совр. авторы предл. разделить на 3 этапа: дорыночный, нерегулируемого рынка и эк. уче-ния рег. (соц-ориентированного) рынка. Не кот. пытаются отр. роль идеологии в эк. теории. Ноб. лаучеат Морис Алле считает, что эк. - не наст. наука, так как ее исходный материал связан с интересами и идеологией.

3.Задача курса ист. эк. учен. Понимание и развитие совр. эк. теорий. Преподавание ист. эк. мысли началось в конце 19 в. Первое фундамент. иссл. - Шумпетер,1954. Нужно изучать ист. чтобы понимать. например, почему развитые страны в своей эк. политике перешли от кейнсианских рецептов кнеоклассическим теориям.

4.Эк мысль древнего Востока(Египет, Месопотамия,Индия, Кит)

В произв. древ. авт. отражены эк. вопросы, кот. регламентировали хоз. деятельность. Это документы, в основном, нормативного характера. Эк. знанию там (впрочем, как и любому другому) свойственны догматизм, априорность, даже символизм. С $ тысячелетия до н. э. начались: статистика, учет и анализ хоз. деят.,менеджмент=управление (отдельным хоз. и государством).

Д р е в н и й Е г и п е д : дошли до нас произведения гос. чиновников: организация+управление гос. хозяйством, про отношения собственности, рабовладение, товарно-денежные отношения. Были зем. кадастры учитывался скот, проводились переписи населения.

М е с о п о т а м и я: в отл. от Египта, быстро развивается частная собств. и тов.-ден. отношения, усиливается соц. расслоение общества. Законы "Кодекс Хаммурапи" 18 в. до н. э. : аренда, найм, ростовщичество. Защищает собственность, в частности, царя, храма, госслужащих и воинов.

Д р е в н я я И н д и я: трактаты буддийские и брахманистские. Буддизм проповедует отказ от собственности для достижения нирваны как «вершины» счастья и спасения. Рабство - помеха нирване, долговая кабала - страшное горе. Родоначальник людей - Ману. В "Законах Ману" эк. рассматривается как сфера деятельности касты вайшья. Идеалом был эк. независимый хозяин. "Артхашастра" - трактат о гос.упр. и гос. доходах (состоят из налогов, штрафов, из доходов от торговли, кот. отдаются царю за то, что он охраняет страну).

Д р. К и т а й: В 4-3 ст. до н. э. возникли философские и

полит. учения, в рамках кот. развивалась и эк. мысль. Ведущее напр. к о н ф у ц и а н с т в о: вечный и неизменный порядок иерархия отношений. Правитель должен сокращать свои расходы и заботиться о людях: Уменьшить налоги, разделить гос. богатство по справедливости чтобы правителя не свергли. Полное подчинение централизованной власти. Конф. считали, что земледелие - основное занятие, поэтому поддержка ремесел и торговли вредна для гос. Д а о с и з м - современник конфуцианства ("дао" - закон) - закон подразумевается как природное движение всего сущего.Все соц. зло - следствие нарушения этого закона. Кит. эк. мысль выражена в трактате неизв. авторов "Гу-ань-цзи":"Рынок - это то, из чего узнают про порядок и беспорядок в гос". Трактат рекомендует создать гос. фонды, в кот. правитель должен накапливать половину урожая для стабилизации цен на хлеб. Рекомендована нормированная эмиссия денег. Отрицательное отношение кпротекционизму ремеслам: считается, что осн. источник благ - с\х.

5.Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

Их идеи легли в основу всей эк. науки. начало эк. взглядов отн. к раннему рабовладельческому обществу ( 10-4 в до н. э)

Ксенофонт среди множества книг, написал "Домострой", где, в частности, искал путь преодоления противоречий в рабовладельческом обществе, вызванных способом производства, где рабы - говорящий инструмент. Пришел к выводу, что своб должны упр, рабам – физ. труд. Был сторонником нат. хоз. как более надежного. Считал с\х главным. Ввел понятие меновой ценности: естественная ценность – потребительская, но для того, кто, например, не умеет играть на флейте, она становится ценностью только тогда когда он ее продаст. Осуждал ростовщичество.

Платон много написал в виде диалогов Сократа, основное -"Государство" и "Законы". Предложил концепцию идеального гос. Считал, что гос., кот. состоит из богатых и бедных - это, по сути 2 гос.: гос. богатых и гос. бедных. Неравенство вытекает из самой природы людей поэтому оно непреодолимо: принцип построения гос. – разделе- ние труда. Но каждый должен получать по способностям. Делит население на: философов кот. упр гос.; воинов и тех, кто занимается хоз. деятельностью. Философы и воины не должны иметь собственности, из содержит гос. Рабы - говорящие орудия.

Аристотель - самый выдающийся мыслитель античности, ученик Платона. Так же, как Платон, создал проект наилучшего гос. Основа его - средний класс. Землевладение – гос.+частное. Осн. производства - рабский труд (рабство - естественное явление, а рабам быть рабами по природе своей не только справедливо, но и полезно). Ввел слово "экономика": искусство получения благ необходимых для жизни и для гос. Разграничил богатство для потребления и богатство для накопления. Дал анализ развития торговли и денег.

6.Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)

Рим возник как город в 8 в до н. э., как империя охватившая Средиземноморье - в 3 в. Трактат "Земледелие" Катона-старшего: для всех государств в то время главная проблема - земледелие. Советует сурово обр. с рабами: сеять между ними вражду, кормить и одевать в зав. от их работы и поведения. Каждый раб должен полуать "урок", т. е. объем работы.( Это было до восстания рабов под руководством Спартака.)

Варрон, 1 в н. э. Трактат "О с\х". Считал доходность хозяйств зависящей только от качества почв, ну и иногда от выгодного месторасположения (близко к сбыту). отметил низкую эффективность рабского труда.

Колумелла, трактат с тем же названием. После восстания Спартака выгоднее стало ...сдавать землю, особенно удаленную от сбыта в городах, в аренду и нанимать свободных!

В 1 в. н. э. в условиях глубокого эк., полит. и морального кризиса возникло христианство. Оно осуждало деление на богатых и бедных, соц. неравенство, ростовщичество, предлагало делить блага по труду. В 4 в. - Августин Блаженный придумал формулу: "кто не работает, тот не должен есть" - вместе с другими христианскими постулатами ее потом присвоили большевики, не ссылаясь на источник, поскольку вели борьбу и с христианством тоже.

7.Эк. мысль средневековья(Саллическая правла, Капитулярий о виллах). В 5-17 века эк. мысль не выделилась еще в самост. область Эк. преимущ аграрная. В трактатах – практ. рекомендации. По распоряжению короля франков Хлодвига в 5 в. сделали запись обычаевого права "Саллическая правда". Там отрапжен и эк. строй франков в период распада родовых отношений и возникновения имущественного неравенства. Уже разграничены понятия движимого и недвижимого имущества. Движимое можно закладывать и передавать по ниаследству старшему сыну. За убийство раба надо платить компенсацию его хозяину, т.к. раб - имущество. В 9 в. после падения государства

франков "Саллическая правда" потеряла значение. "Капитулярий о виллах" Карла Великого (или его сына Людовика Благочестивого), начало 9 века н. э. - регламентация управения вотчиной. Земя – собств. хозяина вотчины, население - в основном его крепостные. "Хорошие мастера" - ремесленники - также живут в имении. Хозяйство натуральное, оброк сдается тоже натурой, создаются продовольственные запасы.

8. Эк мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век). Фома канонизирован уже через 50 лет после смерти, теолог. Выступал за централизацию власти ("происходит от Бога") и признавал соц. иерархию ("Одни должны обр. землю другие строить дома а часть, будучи свободна от хлопот, должна посвятить себя духовному труду"). Признавал необходимость частной собств. Обмен (торговля) должен происходить без обмана и ради общей пользы. Цена справедлива, когда учитывает к-во вложенного труда. С другой стороны, превышение цены справедливо если учитывает возможный убыток продавца от продажи. Осуждал ростовщичество.

Проблема денег: 14 век, Франция трактат Николы Орема "Трактат о происхождении, природе, юридической основе и изменениях денег". Ист. эк. мысли Украины: "Русская правда" 11-12 ст., свод за-

конов древнего права. защищает право на землю и креп. крестьян князей и знати, их же право брать налоги и ренту. В "Повести временных лет" Нестор Летописец рассматривает доходы Киевского двора:

доходы от хозяйствования, дань и сборы с населения, штрафы, пошлины на суд и торговлю, военная доб. Полное отделение ремесла от земледелия. Одинаково важны физ. и ум. труд. "Поучение детям" Владимира Мономаха. "Галицко-Волынская летопись", 13 ст.

9.Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.

В Зап. Евр. зародился в 15 в., наиб. распр. в 17. Предусловия: распад. феод., зарожд. капиталистических отношений., развитие. кап. типа производства, ускоренное возникновение мировых рынков после великих геогр. открытий, потребность в больших партиях товаров обусловила превр. мастерских в мануфактуры. торг. капиталл стал осн. формой кап. огромные кап. сосредоточились у купцов и монополистов.