Смекни!
smekni.com

Применение принципов военных стратегий в современном бизнесе (стр. 1 из 2)

Чтение сочинений Сунь-Цзы и других древних авторов дает нам возможность вдохнуть жизнь в закостеневшие понятия, которые напоминают нам о метафорической, а значит, открытой природе многих используемых в теории менеджмента концепций.

Основное внимание в этой статье будет уделено древней китайской книге «Sun Tzu Ping Fa» («Трактат о военном искусстве Сунь-Цзы»), а не биографии этого военачальника. Отчасти подобный выбор объяснятся тем, что вопрос об авторстве этой книги еще не решен окончательно. Одно из значений трактата заключается в том, что содержащиеся в нем афоризмы оказали влияние на многие поколения китайцев, японцев и других народов Восточной Азии.

Появившись почти что на двадцать два столетия раньше знаменитой работы Карла фон Клаузевица «О войне», «Sun Tzu Ping Fa» является старейшим дошедшим до нас систематическим трудом по теории военного искусства, некоторые из основных идей которого крупнейший военный теоретик XX в. Б. Лиддел Гарт назвал вечными истинами. Кроме того, эта книга отражает внимание, которое китайцы уделяют конкретному и специфическому, их осведомленность о комплексном многообразии и взаимосвязанности мира, их стремление избегать абстрактного и абсолютного, их уважение как к государственной иерархии, так и к природе. Однако многие принципы, изложенные в этом трактате, могут применяться не только в военном деле, но также и в дипломатии, установлении межличностных отношений и формировании стратегии бизнеса.

Многие содержащиеся в «Sun Tzu Ping Fa» принципы на протяжении веков были частью мировоззрения десятков поколений занятых как на военной, так и на гражданской службе китайцев, японцев и представителей других народов Восточной Азии. Вероятно, эта книга впервые попала в Японию в середине VIII в. Ее влияние можно проследить, к примеру, на девизе, начертанном на боевых знаменах Такеда Синген (известного военачальника XVI в.): «Быстрый, как ветер, величественно спокойный, как лес, всепожирающий, как огонь, неколебимый, как горы». Эти слова тождественны словам одного из разделов седьмой главы «Sun Tzu Ping Fa», получившей название «Маневры». Когда жители Азии обсуждают с друзьями свои деловые или личные стратегии, то при этом они нередко используют афоризмы Сунь-Цзы. Китайские книги, посвященные применению идей Сунь-Цзы в сферах бизнеса и менеджмента, охотно раскупаются как в самом Китае, так и в Гонконге, Сингапуре и на Тайване, а сочинение Миямото Мисаси «The Book of Five Rings» («Книга пяти колец») (написанная приблизительно в 1645 г. также под влиянием идей Сунь-Цзы) рекомендуется в настоящее время во всех специализирующихся на подготовке магистров делового администрирования ведущих университетах США.

«Сунь» является родовым именем, а приставка «Цзы» использовалась в древности при уважительном обращении к ученому или добродетельному человеку; таким образом, Сунь-Цзы в современном толковании означает просто «почтенный господин Сунь», оставляя вопрос об идентификации личности самого Сунь-Цзы открытым. Слово ping обычно означает «солдат» или «оружие», a fa — «метод действия». Поэтому в буквальном переводе название «Sun Tzu Ping Fa» будет означать «Военные методы действия почтенного господина Сунь». Последующему применению слов о «военном искусстве» мы, вероятно, обязаны Н. Макиавелли, чья книга «Военное искусство» была издана в 1520 г., и прусскому генералу Карлу фон Клаузевицу, который предпочитал их выражению «военная наука».

Вопрос об авторстве «Sun Tzu Ping Fa» вызывал споры по меньшей мере со времен правления династии Цинь (960-1126 гг. н. э.), когда впервые появился трактат «Семь классиков военного дела», и остается нерешенным по сей день. Согласно традиционной точке зрения, основанной на сведениях из «Shih Chi» (исторической летописи), завершенной вскоре после 100 года до н. э. выдающимся историком Сума Сиень, настоящим именем Сунь-Цзы было имя Сунь-Ву, а книга «Sun Tzu Ping Fa» позволила ему получить аудиенцию у императора Хо-лю из By. Сунь-Цзы, сделавший блестящую военную карьеру, имел двух любимых наложниц, обезглавленных ради демонстрации незыблемости принципов военной дисциплины. Согласно летописи, тринадцать глав «Sun Tzu Ping Fa» были написаны приблизительно в 500 г. до н. э. Однако, если книга действительно была создана одним человеком, то множество хронологических несоответствий, выявленных С. Гриффитом, указывают на то, что она должна была появиться гораздо позднее, в период между 400 и 320 гг. до н. э. К числу этих несоответствий относится возникновение фигуры профессионального военачальника, использование арбалетов и ношение воинами железных доспехов.

Возможно, что трактат писался несколькими авторами в разные периоды времени. Раздел летописи Сума Сиень, посвященный Сунь-Ву, озаглавлен как «Биографии Сунь-Цзы и By Ши» и содержит жизнеописания трех людей: Сунь-Ву, Сунь-Пинь (бывшего потомком Сунь-Ву и жившего почти на сто лет позднее) и By Ши. Все трое были выдающимися военачальниками и авторами военных трактатов. Кроме того, рукопись, дошедшая до наших дней, носит название «Sun Tzu Ping Fa» в комментариях одиннадцати авторов«; при этом комментарии, состоящие из подробных объяснений, уточнения и примеры, взятые из более поздних эпох, даются к каждому предложению или параграфу и намного превосходят по объему исходный текст. Главным комментатором этой книги был Цао Цао (155-200 гг. н. э.), известный государственный и военный деятель эпохи трех династий; по-видимому, он не был единственным автором приписываемых ему комментариев и выполнил их редактирование с целью сокращения чрезмерных подробностей. Именно этот текст дошел до нас вместе с комментариями, и влияние, которое оказывала эта книга, обусловлена как самим ее текстом, так и примечаниями его толкователей.

Основные принципы Сунь-Цзы

В отношении использования военной силы Сунь-Цзы советовал проявлять выдержку и осторожность:

«Правитель не должен объявлять войну в состоянии раздражения, а военачальнику не следует начинать сражение в припадке гнева. Раздражение может смениться удовольствием, а гнев — милостью, однако страна, испытавшая на себе разрушительные последствия войны, не может быть полностью восстановлена, так же как не могут быть возвращены к жизни убитые люди (Sun Tzu Ping Fa, гл. 12).»

Разумеется, целью войны не обязательно является уничтожение сил неприятеля, как это предусматривается теорией К. Клаузевица:

«В ходе войны лучше завоевать вражескую страну целой, чем разрушенной, и пленить армию врага боеспособной, а не разбитой. …Сто побед, одержанные в ста битвах, не являются доказательством военного искусства. Его высшим проявлением будет подчинение вражеских сил без сражения. Наилучшим способом для этого является противодействие стратегии противника; следующим полезным средством является создание угрозы его союзникам; затем идет атака на его войска; наихудшим средством является; нападение на его города» (гл. 3).

Подготовка к войне может потребовать много времени, однако если она началась внезапно, важное значение приобретает быстрота действий:

«Самым важным в войне является победа, а не длительные боевые операции… Поэтому, хотя в быстрой войне можно увидеть много ошибочных действий, в затянувшейся войне нельзя разглядеть признаков искусности военачальников. Еще не было такого случая, чтобы государство выигрывало от ведения длительной войны» (гл. 2).

Создание стратегии, подразумевающей различные виды уловок, хитростей и обманов противника, является неотъемлемым элементом ведения войны. «Война основывается на применении обмана… Поэтому сильный притворяется слабым использование одного средства выдается за использование совершенно другого, близкое представляется как далекое, а далекое как близкое». Принцип обмана тесно связан с принципом осуществления неожиданных действий:«Атаковать неподготовленного противника; нападать в неожиданном для него месте и в неожиданный для него момент времени» (гл. 1).

Взгляды Сунь-Цзы на военную стратегию привели к выработке еще одного ключевого принципа — гибкости и способности к адаптации:

«Построение армии подобно процессу, в результате которого занимает определенное положение вода. Вода не поднимается вверх и стремится к низким местам; построение армии должно быть таким, чтобы избегать столкновения с сильными частями противника и сражаться со слабыми. Движение воды определяется рельефом местности; армия добивается победы в зависимости от поведения противника. Поэтому армия, как и вода, не должна иметь постоянной конфигурации; гениальность командующего проявляется в достижении победы за счет таких действий, которые изменяются в соответствии с изменениями, происходящими у противника» (гл. 6).

Эта концепция адаптивности не должна умалять важности позиционных аспектов стратегии:

«В древние времена искусные военачальники старались надежно расположить свои силы, а затем ожидали, когда противник обнаружит свои уязвимые места. Надежность положения армии зависит от ее командующего, возможность победы зависит от действий противника… Поэтому искусные военачальники располагают армию на прочных позициях и не упускают возможности нанести поражение неприятелю» (гл. 4).

Преимущество на поле боя зависит не только от соотношения численности противоборствующих сторон, но и от того, где, когда и как дается сражение. Создание условий, обеспечивающих победу, является основной обязанностью военачальника:

«Обычно армия, занимающая поле боя первой и ожидающая на нем противника, оказывается в более выгодном положении; неприятельские войска, прибывающие позднее и с ходу вступающие в сражение, часто оказываются ослабленными. Поэтому опытный стратег заставляет двигаться врага и не двигается сам… Если бы я мог с точностью знать расположение неприятеля, прежде чем расположить свои войска (т. е. прежде, чем оно станет ему известно), я бы сконцентрировал свои силы, а он, напротив, распылил бы свои, так что я добился бы десятикратного численного перевеса» (гл. 6).