Комитент вправе в любое время отказаться от договора комиссии, отменив поручение и возместив убытки комиссионера, вызванные расторжением договора (п. 1 ст. 1003 ГК).
Комиссионер не вправе отказаться от исполнения договора комиссии, кроме случая заключения договора без указания срока (п. 1 ст. 1004 ГК), а также иных случаев, предусмотренных законом и договором.
Пункт 1 ст. 1004 ГК РФ предусматривает лишь то, что комиссионер, отказавшийся от исполнения договора комиссии в одностороннем порядке, обязан возместить все убытки, понесенные комитентом вследствие расторжения договора. В том случае, если комиссионер отказался от исполнения договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, он сохраняет право на возмещение понесенных расходов и получение вознаграждения за сделки, совершенные им до прекращения договора (п. 3 ст. 1004 ГК).
Особый порядок применяется при заключении договора комиссии без указания срока. Такой договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по заявлению как комитента, так и комиссионера с обязательным предварительным уведомлением другой стороны не позднее чем за тридцать дней. Договором может быть установлен и более продолжительный срок для уведомления о расторжении договора комиссии. В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение и возместить понесенные расходы за сделки, совершенные до прекращения договора, а комиссионер обязан принять меры, обеспечивающие сохранность имущества комитента [20, с.572].
12.2. Пример из арбитражной практики по договору комиссии.
Арбитражным судом был рассмотрен иск о взыскании задолженности по договору комиссии.
Иск заявлен ЗАО "Нижлес" к АО "Российский лес" о взыскании задолженности по договору комиссии в сумме 26000 долларов США за отгруженный истцом в адрес ответчика березовый баланс для реализации иностранным покупателям. Истец основывал свои исковые требования на п. 10 Основных условий, утвержденных постановлением СМ СССР от 28.07.88 г. №888, ст. 120 ОГЗ СССР, ст. 999 ГК РФ.
Ответчик иск не признал, так как считает, что договор комиссии не предусматривал отношений по поставке товара и расчетов по поставке. По договору ответчик выполнял обязанности комиссионера по заключению для комитента и за его счет сделок, обязательство ответчиком выполнено, приема-передачи товара от истца к ответчику не было, согласно договору комиссии, расчеты за поставленный товар производятся в течение 14 дней после получения уведомления банка о поступлении платежа на счет ответчика. По мнению ответчика, в связи с непоступлением средств от инофирмы на счет ответчика не наступил и срок исполнения ответчиком обязательств по оплате.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд нашел исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим соображениям.
Ответчик от своего имени заключил контракт с германской фирмой "Техника ГмбХ". При этом как истец, так и ответчик признали, что данный контракт связан с рассматриваемым договором комиссии.
ЗАО "Нижлес" во исполнение договора комиссии отгрузил древесину в адрес иностранных получателей, что подтверждено железнодорожными накладными.
Интересно, что согласно договору комиссии, расчеты за поставленный истцом товар производятся в течение 14 дней после получения уведомления банка о поступлении платежа на счет ответчика.
Таким образом, сделка в части расчетов заключена сторонами под отлагательным условием, то есть стороны поставили возникновение обязанности ответчика произвести расчеты с истцом, а также возникновение права у истца требовать расчетов с момента наступления условия – после получения уведомления банка ответчика о поступлении платежа на счет АО "Рослес".
Ответчик документально подтвердил отсутствие поступлений от инофирмы, представив выписку из своего лицевого счета за период, начиная с даты вынесения решения Международным коммерческим арбитражным судом при ТПП РФ об обязании ответчика – фирмы "Техника ГмбХ" (Германия) – уплатить истцу АО "Российский лес" задолженность по контракту о поставке леса, а также справку обслуживающего банка об отсутствии поступлений от инофирмы валютных средств по указанному выше контракту [35, с.15].
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
13. Агентский договор.
"По агентскому договору одна из сторон (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала" (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Образец агентского договора приведен в Приложении 1.
Прежнему законодательству агентский договор не был известен. Он занимает промежуточное положение между договором поручения и комиссии. В зависимости от того, действует ли агент от имени принципала или от своего имени, к отношениям могут применяться правила о первом или втором этих договоров. От них обоих агентский договор отличается главным образом тем, что агент не столько выполняет конкретные поручения доверителя или комитента, сколько действует для своего принципала в определенной последним сфере деятельности, совершая при этом различные действия (по обслуживанию воздушных и морских судов, распространению информации об определенной фирме и сбор для нее заказов и т.п.) [20, с.48].
В принципе возможны три схемы действия агента.
Во-первых, агенту может поручаться выполнение только фактических действий. В этом случае агент осуществляет, к примеру, поиск клиентов, желающих купить товар, информирует клиентов об условиях поставки и передает заказы клиентов своему принципалу. Решение вопроса, заключать с клиентом договор или нет, остается за принципалом.
Во-вторых, агент помимо поиска клиентов и представления их принципалу может иметь право заключать с клиентами договоры от имени и за счет принципала (конструкция договора поручения). При этом, хотя договор заключается агентом, сторонами договора будут принципал и клиент. Соответственно все права и обязанности по данному договору возлагаются на принципала, а не на агента, и все возможные претензии, связанные с нарушением договора, клиент и принципал должны предъявлять напрямую друг другу. По российскому ГК, если агенту дается право заключать сделки от имени принципала, принципал обязан выдать агенту доверенность с указанием его полномочий, а агентское соглашение не может заменить доверенность.
И третий вариант, когда агенту предоставляется право заключать договоры с клиентами от своего имени, но за счет принципала (конструкция договора комиссии). По договору, заключенному агентом от своею имени, права и обязанности приобретает сам агент. В принципе клиент может и не знать, что лицо, с которым он заключил договор, является агентом. Но даже если он знает об этом и получает товары непосредственно от принципала, ответственным перед клиентом все равно остается агент. Естественно, этот вариант для агента менее выгоден, чем другие. Как правило, он используется, когда товары уже находятся в распоряжении агента (на его складе).
Хотя агент действует от собственного имени, все, что он получит по сделке, является собственностью принципала. Таким образом, риск неоплаты поставленного товара лежит на принципале. По российскому ГК, если клиент не оплачивает стоимость товара, агент уступает свои права принципалу, и принципал сам предъявляет претензии клиенту. Однако из этого правила существует два исключения. Во-первых, принципал может требовать оплаты товара от агента, если агент не проявил необходимой осмотрительности при выборе клиента, в частности, заключил договор с неплатежеспособным клиентом. Второе исключение составляют случаи, когда агент поручается за поступление денег от клиента (договор с условием делькредере). При этом условии агенту выплачиваются дополнительные комиссионные [6, с.17].
В отношении предприятия-недоимщика в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.98 г. №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" агентские договоры по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемые агентом, должны предусматривать перечисление в течение трех дней на расчетный счет принципала всего полученного агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения, предусмотренного договором [31, с.160].
Условие о вознаграждении на практике оказывается одним из самых "проблемных", и большая часть споров по агентским соглашениям связана именно с выплатой вознаграждения и возмещением расходов агенту. В Российском ГК (ст. 1006) по этому вопросу содержатся лишь общие правила: принципал обязан выплатить агенту вознаграждение, и, если его размер не определен в договоре, оно рассчитывается исходя из той суммы, которая была бы выплачена при сравнимых обстоятельствах.
Когда получение комиссионных ставится в зависимость от исполнения договора, агент может потребовать для себя гарантий от определенных действий со стороны принципала и клиента. В частности, после заключения договора принципал и клиент могут изменить сроки платежа, цену, либо вообще расторгнуть договор. Кроме того, неисполнение договора может быть допущено не клиентом, а принципалом. Обычно в таких случаях агент сохраняет право на комиссионные, если договор не исполнен или расторгнут по причинам, зависящим от принципала. С изменением условий договора дело обстоит несколько сложнее, особенно если меняется срок платежа, но как вариант можно предусмотреть, что агент получает комиссионные, исходя из первоначальных условий [7, с.17].
Агентские соглашения рассчитаны на длительные отношения, и вероятность того, что многие клиенты, найденные агентом, станут постоянными, весьма велика. Причем повторные заказы могут быть сделаны как через агента, так и напрямую принципалу Соответственно в договоре желательно оговорить выплату комиссионных в этом случае, и, как правило, подобные вопросы решаются в пользу агента. Аналогичная ситуация складывается и при прекращении агентского соглашения. По российскому ГК, если договор заключен без указания срока его действия, каждая из сторон вправе отказаться от него в любое время. Однако клиентура, набранная агентом, остается, и принципал имеет все возможности работать с ней напрямую или назначить другого агента. Законодательство многих стран в таких случаях требует выплачивать агенту определенную компенсацию, естественно, если прекращение договора не вызвано какими-то нарушениями со стороны агента. В российском ГК никаких подобных норм нет, и если стороны желают оговорить такое условие, это можно сделать только в договоре [7, с.17].