Смекни!
smekni.com

Трастовые операции – как один из видов деятельности коммерческих банков (стр. 2 из 3)

Большинство трастовых услуг, предоставляемых корпорациям, сводятся к следующим видам операций:

управление пенсионными фондами;

участие в прибыли;

вознаграждение акциями;

выпуск облигаций;

образование фондов погашения задолженности;

выпуск облигаций, обеспеченных ценными бумагами, хранящимися на условиях траста.

Многие фирмы с целью увеличения доходов своих работников в старости и для стимулирования их труда используют системы негосударственного пенсионного обеспечения, участия этих работников в прибылях и вознаграждения их акциями.

Системы негосударственного пенсионного обеспечения могут принимать различные формы, но обычно траст-отдел соответствующего банка аккумулирует отчисления фирмы в собственный пенсионный или иной фонд, инвестирует накопленные средства и выплачивает доходы в соответствии с траст-соглашением. Траст-отдел имеет также покупать индивидуальные страховые полисы для сотрудников за счёт нанимателя.

Важную часть трастовых пенсионных операций банков составляет и распоряжение государственными пенсионными фондами на штатном и местном уровнях. Это могут быть пенсионные фонды правительств штатов и округов, муниципалитетов городов, различных учреждений и государственных корпораций (например, корпораций городского коммунального хозяйства).

Трастовые операции коммерческих банков по обслуживанию корпораций зачастую бывают связаны с выпуском облигаций последних. Путём выпуска облигаций коммерческие банки имеют возможность на дополнительное время привлекать средства. В таких случаях встаёт вопрос об обеспечении займа и о том, кто будет держателем обеспечения (залога).

Действующие в рамках договора о доверенности траст-отделы коммерческих банков могут наилучшим образом оградить интересы как держателей облигаций, так и корпораций-эмитентов. Доверенный траст-отдел по договору обычно имеет право собственности на активы, на которые наложен арест. Он выступает также от лица держателей облигаций и вправе запретить или ограничить освобождение заложенного имущества, если эмитент облигаций не выплатил сумму долга и/или проценты.

В рамках трастовых отношений по договору, связанному с размещением облигаций, траст-отделом осуществляются многие функции, в том числе:

передача собственности на ценные бумаги;

уплата процентов и задолженностей;

освобождение имущества из-под залога;

управление фондов погашения, предназначенного для выкупа облигаций у держателей по истечении их срока действия;

ведение учёта и отчетности для держателей облигаций, корпорации-эмитента, Комиссии по бирже и ценным бумагам, фондовой биржи.

Если корпорация выпускает облигации под залог ценных бумаг, уже находящихся в доверительном управлении траст-отдела соответствующего банка, то траст-отдел получает право собственности на залоговые акции.

Применяются и другие схемы использования имущества корпораций в качестве залога для мобилизации средств через посредство траст-отделов банков.

Например, сами банки (а не корпорации) могут выпускать так называемые траст-сертификаты (фактически те же облигации). Они бывают обеспечены оборудованием (станками, вагонами и т.д.), принадлежащим корпорациям, в интересах которых и производится размещение траст-облигаций. В этом случае право собственности на оборудование передаётся траст-отделу, а компания вносит арендную плату за продолжение пользования оборудованием, собственником которого стал банк. Банк же в свою очередь производит выплаты держателям траст-сертификатов и погашает их в оговоренные сроки.

Траст-отношения банков и корпораций, связанные с передачей титула собственности на производственное оборудование и предусматривающие размещение на открытом рынке долговых обязательств (траст-сертификатов, облигаций) на сумму свыше 1 млн. долл., подлежат утверждению в Комиссии по бирже и ценным бумагам.

Траст-отделы банков могут оказывать промышленным и иным компаниям и чисто посреднические услуги. Они могут, например, содействовать обмену пакетами акций между корпорациями (частичное или полное слияние корпораций чаще всего происходит путём обмена акциями по согласованному паритету). Подобный обмен может быть связан с дроблением акций, их конверсией и т.д. Траст-отделы также принимают на себя поручения по начислению и выплате дивидендов по акциям корпораций-клиентов. При наступлении срока платежа корпорация перечисляет деньги траст-отделу, который выписывает чеки и рассылает их каждому акционеру.

- Трастовые услуги некоммерческим организациям

Траст-отделы коммерческих банков обслуживают не только частных лиц и корпорации, но управляют средствами общественных организаций и фондов. Эти средства, как правило, первоначально складываются из взносов, даров, завещаний граждан и предназначаются для поддержки науки, образования, помощи благотворительным учреждениям, для устройства общественных мест отдыха и т.д. Многие средние и высшие учебные заведения, культурные центры, детские приюты, дома престарелых и госпитали существенно пополняют свои бюджетные средства за счёт траст-фондов, учреждённых состоятельными людьми или общинами. Траст-отделы коммерческих банков часто выступают в качестве управляющих этими фондами, выполняя весь комплекс операций, связанных с получением, выгодным вложением и выплатой денежных средств.

Ответственность траст-отделов

Основные права и обязанности траст-отделов определяются в США административным правом, правительственными установлениями и судебными решениями (прецедентами). В основе всех законодательных актов и подзаконных регулирующих положений лежит принцип лояльности доверенного лица по отношению к доверителю.

Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.

Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.

Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.

Из числа внешних регулирующих положений следует выделить так называемые законные перечни. Это списки (перечни) объектов инвестирования, в которые правительства штатов давали разрешения трастам вкладывать свободные средства. Эти списки были весьма распространены вплоть до конца 50-х годов. Однако со временем стало очевидно, что правительственные органы штатов не являются достаточно квалифицированными, чтобы принимать установления по вопросам инвестиций, и траст-отделы постепенно получили большую свободу действий.

В практику было введено так называемое правило разумности (ruleofreason). Общепринятое определение данного правила было сформулировано в известном судебном решении 1830г. Верховного суда штата Массачусетс по иску Гарврадского колледжа к Френсис Энори. Оно гласит: “… всё, чего можно требовать от доверенного лица при инвестировании, это то, что оно должно быть лояльным и благоразумным. Оно должно наблюдать, как предусмотрительные, благоразумные и осторожные люди улаживают свои дела не с целью спекуляции, а при постоянном помещении средств с учётом вероятного дохода, равно как и вероятной надёжности инвестируемого капитала“.

Многие штаты впоследствии приняли законы о трасте, основанные на данном определении. Кроме того, федеральные законодательные власти заложили те же принципы в некоторые государственные акты. Например, в 1974 году был принят Закон обеспечении пенсионного дохода наёмных работников. Этот закон относится лишь к управлению частными (негосударственными) пенсионными фондами и, следовательно, не имеет непосредственного отношения к регулированию прочих разновидностей трастовых операций. Однако в нём специально подчёркивается, что правило благо разумности, подразумевающее помимо всего прочего и сравнение действий одних доверенных лиц с действиями других, оказавшихся в сложной ситуации, должно преобладать при выработке траст-отделами планов своей инвестиционной деятельности.