Твердость берилла варьирует от 7,5 до 8, причем изумруд несколько мягче, чем другие разновидности. Отмечается слабая спайность, параллельная базису. Подобно большинству драгоценных камней, берилл весьма хрупок и легко раскалывается п покрывается трещинами. Замутненные, непрозрачные из-за трещинок камни называют моховыми. В пламени паяльной трубки берилл плавится с трудом. Он устойчив к воздействию фтористоводородной кислоты, а также других кислот.
Изумруды обычно подвергают ступенчатой огранке, за исключением камней, предназначенных для колец; в этом случае огранка их часто бывает бриллиантовой. Индийские мастера предпочитают форму кабошона. Огранка аквамаринов часто бывает смешанной. Вообще говоря, жестких правил на этот счет не существует и форма огранки зависит от цели, для которой предназначен камень.
Непрозрачные бериллы, не находящие применения в ювелирном деле, являются главной рудой для получения металла бериллия, который используется для приготовления специальных сплавов – главным образом с медью, а также с железом и никелем.
Изумруд в отличие от других зеленых камней сохраняет окраску при искусственном освещении. Цитируем, например, слова Плиния: «Ни яркий солнечный, ни рассеянный дневной, пи искусственный свет не влияют на его внешний вид»[7]. С изумрудом связано много суеверий. Так, полагали, что он оказывает благотворное воздействие на глаза, и в соответствии с этим Плиний говорит: «И наконец, из всех других драгоценных камней только этот питает взор без пресыщения. Даже когда глаза утомлены пристальным рассмотрением других предметов, они отдыхают, будучи обращены на этот камень»[8]. Хотя мы и не можем во всем согласиться с Плинием, тем не менее из повседневного опыта мы знаем, что зеленый свет благотворно действует на глаза. На Востоке существовало поверье, что изумруд ослепляет змей. Оно запечатлено в следующих стихотворных строках:
Император Нерон наблюдал за боем гладиаторов через кристалл изумруда: однако осталось неясным, представлял ли собой этот кристалл линзу.
Аквамарины, особенно глубокого голубовато-зеленого цвета, весьма красивы и являются излюбленными камнями в подвесках и серьгах, а также, безусловно, во всех тех случаях, когда требуются сравнительно крупные голубоватые или же желтовато-зеленые камни. Хорошие голубые аквамарины практически все получены в результате термической обработки обычных камней. Все разновидности берилла, подобно изумруду, сохраняют цвет при искусственном освещении.
Изумруд наряду с алмазом и рубином является одним из наиболее дорогих драгоценных камней. Так как материал чистого изумрудно-зеленого цвета обычно имеет много изъянов, то ограненные камни хорошей окраски и без дефектов весом более 5-6 каратов ценятся особенно высоко и недоступны для большинства людей.
Немедленным и явно ненормальным результатом повышения цен на первоклассные изумруды в начале столетия было то, что эти редкие камни стали появляться на рынке чаще, поскольку высокие цены соблазнили владельцев старинных драгоценностей продать свои изумруды. Бледные изумруды ценятся невысоко.
Аквамарины и другие разновидности берилла не столь редки, как изумруды, и поскольку их кристаллы достигают значительно больших размеров, на рынке легче приобрести крупные камни. Цены на них умеренные.
Стекло, полученное плавлением измельченных в порошок естественных камней, легко распознается по его более низкому показателю преломления и изотропности.
Цвет изумрудов столь характерен и своеобразен, что опытный глаз без труда отличает его по цвету от других зеленых камней или от паст. Для этой цели может быть полезно испытание с фильтром Челси, поскольку большинство камней кажутся при рассмотрении сквозь этот фильтр красными или розоватыми, в то время как имитации остаются зеленоватыми. Другие разновидности берилла не обладают столь четкими отличиями. Так, голубые аквамарины можно спутать с голубыми топазами, а розовые бериллы (морганиты) с розовыми топазами, получаемыми путем нагревания. Желтые бериллы напоминают желтые разновидности других минералов, таких, как кварц, топаз и турмалин. От этих драгоценных камней берилл легко отличить или по показателю преломления, или по плотности.
Берилл встречается в пегматитах как акцессорный минерал. Его находят также в различных метаморфических горных породах. В Южной Америке изумруд встречается в жилах кальцита, секущих глинистые сланцы мелового возраста.
Все изумруды, известные в античные времена, по всей вероятности, происходили из так называемых копей Клеопатры в Верхнем Египте. По ряду причин эти копи были заброшены, и их местонахождение было полностью забыто, так что многие авторы утверждали, что изумруды в Египте никогда не находили и что эти камни были привезены из Америки. В 1818 г. всем сомнениям был положен конец в связи с открытием копей заново Ф. Кельо, которого вице-король Египта послал на их поиски. Однако их разработка была очень кратковременной, и через несколько лет после открытия рудника он был снова заброшен. В конце столетия добыча камней началась вновь, но длилась недолго, и рудник был вновь закрыт, так как добывавшиеся здесь камни не могли сравниться по качеству с южноамериканскими. Главные копи находятся в Джебель-Зубара и в Джебель-Сикайт в северной части области Этбаи; они удалены друг от друга приблизительно па 16 км и отстоят на 24 км от берега Красного моря. Копи лежат в пределах горного хребта, который тянется па значительное расстояние параллельно западному берегу Красного моря и возвышается па 550 м над уровнем моря. Здесь имеются многочисленные следы значительных по масштабам, но примитивных по технике разработок, которые велись в отдаленном прошлом. Как изумруды, так и бериллы приурочены к слюдяным и тальковым сланцам. Изумруды не очень хорошего качества; они непрозрачны из-за многочисленных трещинок и имеют довольно светлую окраску, Изумруды значительно лучшего качества, чем камин из Египта, были найдены в темных слюдяных сланцах вместе с другими минералами бериллия – хризобериллом и фенакитом, а также с топазом и турмалином на восточном склоне Уральских гор близ реки Токовая, приблизительно в 80 км к востоку от Свердловска– города, история которого тесно связана с добычей и огранкой драгоценных камней. Месторождение случайно нашел крестьянин в 1830 г., заметив несколько зеленых камней среди корней поваленного дерева. Два года спустя начались систематические разработки и копи действовали на протяжении двадцати лет, после чего были закрыты.
Благодаря повышению цен на изумруды копи вновь начали действовать в начале текущего столетия и с тех пор разрабатывались с перерывами до настоящего времени. Здесь добыли очень крупные кристаллы, но окраска их значительно хуже, чем южноамериканских камней. С другой стороны, небольшие сибирские изумруды имеют лучшую окраску, чем небольшие южноамериканские камни; последние обладают не столь густой окраской.
Современные копи расположены близ деревни Мусо, приблизительно в 120 км к северо-западу от Боготы, столицы Колумбии. Изумруды в ассоциации с кварцем, доломитом и пиритом встречаются в кальцитовых жилах, секущих битуминозные известняки мелового возраста. Ранее испанцы вели разработку штольнями, которые проходились в склонах холмов через пустые породы до контакта с жилами, содержащими драгоценные камни. В настоящее время применяются открытые разработки. Для ведения работ требуется большое количество воды, которую накапливают в специальных резервуарах и в должное время выпускают, позволяя ей смывать обломки пустой породы, оставляя обнаженными горные породы, содержащие изумруды. Камни хорошего качества, пригодные для огранки, известны под местным названием canutillos, а низкокачественные камни называются moral-Ions. Кристаллы изумрудов нарастают на известняк и поэтому никогда не имеют двух базальных граней. Габитус кристаллов прост – шестигранная призма и базис, расположенный под прямым углом к граням призмы. Они неизменно имеют изъяны, так что изумруд без изъянов вошел в пословицу как недостижимое совершенство. В связи с экономическими и другими трудностями копи в Мусо разрабатывались с перерывами.
Изумруды добывались также в Коскеце, в 15 км к северо-востоку от копей Мусо, и в Чиворе близ Сомондоко, в 100 км к востоку-северо-востоку от Боготы[9]. Недавно в Колумбии были добыты изумруды с необычным расположением включений. Короткие призматические кристаллы содержат шесть темных «спиц», радиально расходящихся от темного центрального ядра к граням призмы. Общий облик таких кристаллов напоминает колесо со спицами или часовую шестеренку, и их название Trapiche emerald заимствовано из испанского языка. Месторождение изумрудов в Колумбии, описанное в тексте, совершенно уникально. В других районах мира подобных месторождений не встречено. Пока колумбийские месторождения очень плохо изучены, неизвестен источник исходных веществ и условия роста кристаллов. Сложность образования изумрудов и в значительной мере их редкость обусловлены тем, что этот минерал представляет собой берилл, окрашенный хромом. Геохимически это совершенно необычное сочетание; бериллий в его минералы обычно теснейшим образом ассоциируются с кислыми магмами и горными породами, связанными с этими магмами,– гранитами, гранодиоритами и их жильными производными, но хрома и хромовых соединений в гранитоидах, как правило, совершенно нет. Хром – весьма характерный элемент, приуроченный к ультраосновным породам – дунитам и перидотитам. Изумруд вследствие отмеченных геохимических особенностей образуется тогда, когда жильные производные кислой магмы, обогащенные бериллием, внедряются в ультрабазиты. При этом происходят контактовые взаимодействии вмещающей породы и внедрившейся магматической жилы. Вокруг жилы формируется оторочка «слюдита» – чисто слюдяной породы, в составе которой участвует вещество как той, так и другой контактирующей породы. Кристаллизующийся в этой зоне берилл поглощает хром и окрашивается и яркий изумрудно-зеленый цвет. Весьма характерно, что тот же берилл, кристаллизующийся здесь же, но не в слюдитах, а в пределах гранитоидного шильного материала, не содержит хрома и не имеет изумрудной окраски. Именно к таким месторождениям, связанным с внедрением гранитных жил в ультрабазиты, и принадлежат все месторождения, кроме колумбийских).