В 1997 г. устойчивый рост объемов производства и продаж «ЛУКойла» продолжался. Нефтедобыча и нефтепереработка увеличились за год на 6,5 и 13,5% соответственно.
В целом как позитивные можно оценить изменения в финансовом положении. Чистая выручка за три года (в долларах США) выросла в 4,4 раза, чистый доход — в 2,4 раза. В 1997 г. оплата продукции, реализуемой компанией, впервые за несколько последних лет ожидается на уровне 95-100% от стоимости продаж. При этом доля денежных средств составит 40-50%. Реализация вексельной программы позволила вытеснить значительную долю расчетов по взаимозачетным схемам, улучшить структуру и качество финансовых потоков.
Несмотря на общие для экономики России финансовые затруднения компания обеспечила практически полное погашение текущих начислений налогов и внебюджетных платежей (на уровне 90-100%). В целом за 1997 г. фактические фискальные платежи в бюджетную систему страны от «ЛУКойла» и его основных дочерних обществ составят 23-24 трлн. рублей, что примерно на 30-35% выше, чем в 1996 г.
В 1997 г. существенно замедлился рост производственных затрат на добычу нефти, ее переработку и сбыт. По ряду направлений и организаций ожидается значительная экономия издержек производства и сбыта.
Росту производства и продаж группы «ЛУКойл» способствовала реализация инвестиционной программы. Капитальные вложения по российским дочерним организациям составили за 1997 г. (по предварительным оценкам) более 6,5 трлн рублей. Компания выделила большие средства на финансирование своих зарубежных проектов, в частности в Азербайджане, Казахстане и ряде других стран.
В 1997 году компания вышла на новый уровень привлечения заемных средств. Были выпущены депозитарные расписки на привилегированные акции «ЛУКойла», получен рейтинг кредитоспособности, осуществлено несколько заимствований на международном рынке капиталов на сотни миллионов долларов. Это позволяет нам во многом разрешить проблему инвестиционной недостаточности, что способствует реализации долгосрочной стратегии компании.
Все перечисленные показатели достигнуты в условиях сохранения неблагоприятной внешней среды, в первую очередь отрицательного влияния сложившегося инвестиционно-налогового климата (рост налогов, увеличение транспортно-энергетических тарифов и т.п.). Именно этот факт позволяет говорить о реальном вступлении «ЛУКойла» на путь устойчивого развития.
Принятая стратегическая концепция делает этот путь всесторонне обоснованным и перспективным.
Обобщенный мировой и отечественный опыт позволил «ЛУКойлу» подойти к определению временного горизонта планирования устойчивого долгосрочного развития компании до 2010 г. и в ряде случаев на еще более долгосрочную перспективу. Такой долгосрочный подход вызван острой необходимостью обоснованно планировать реализацию инвестиционных проектов по освоению нефтяных месторождений, строительству заводов и сбытовой инфраструктуры. Естественный длительный срок осуществления инвестиционных проектов в нефтяной промышленности, составляющий в среднем 10-25 лет, не просто предполагает, но и требует долгосрочного стратегического прогнозирования, планирования и управления.
Что касается неопределенности внешних условий, то на это существуют общепринятые в мире методы сценарного подхода и системного анализа. Это позволяет обеспечить готовность компании и повысить конкурентоспособность при самых различных внешних условиях.
Основой выбора путей устойчивого развития нефтяной компании является стратегический маркетинг с оценкой перспектив динамики спроса, предложения и цен на нефть и нефтепродукты.
Уровень спроса и его динамика — это наиболее мощный внешний фактор, определяющий устойчивость развития нефтяных компаний. В условиях экономического кризиса слабый и даже сокращающийся платежеспособный спрос на внутреннем рынке России — главное препятствие на пути устойчивого развития отечественных нефтяных компаний. Именно в связи с вялым платежеспособным спросом возникают неплатежи, суррогатные платежные инструменты, невостребованность производственных мощностей и другие сложности на пути достижения эффекта устойчивого развития.
Что касается спроса на внешних рынках, то на сырую нефть такой спрос есть. Но необходимо учитывать ограниченные возможности транспортировки нефти на экспорт и просто общественную недопустимость игнорирования пусть неплатежеспособного, но существующего внутреннего рынка.
В целом, с учетом динамики спроса и разницы внутренних и мировых цен, еще на многие годы вперед наращивание экспорта нефти — основа устойчивости финансового положения нефтяной компании.
В секторе нефтепродуктов на спрос дополнительно влияет несоответствие большей части российской продукции мировым стандартам. С решением этой проблемы на основе реструктуризации НПЗ возможности экспорта нефтепродуктов возрастут. В то же время на этот сектор еще долго будут оказывать влияние как ограниченность внутреннего спроса, так и сложные условия транспортировки и высокий уровень конкуренции на мировом рынке нефтепродуктов. Все это определяет ограниченные возможности роста их экспорта.
С началом экономического роста в России можно ожидать увеличения внутреннего спроса и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, что позволяет рассчитывать перспективную опору компании на внутренний рынок. Однако этот процесс непростой, и только конкретная маркетинговая ситуация определяет реальное распределение поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
К тому же, что очень важно, нефтяные компании, как показывает опыт «ЛУКойла», могут не пассивно ожидать взаимосвязанного роста экономики и спроса, а, используя арсенал активного маркетинга, стимулировать и расширять спрос на свою продукцию даже в условиях экономического кризиса. Дело в том, что во многих регионах России, в странах СНГ и даже ряде государств дальнего зарубежья существует частично или полностью неудовлетворенный платежеспособный спрос на ряд нефтепродуктов. Поэтому спросовые ограничения в модели устойчивого развития нефтяной компании не являются жесткими и изменяются под воздействием стратегии активного маркетинга и расширения регионов сбыта.
Фактор конкуренции для нефтяных компаний России пока действует в полной мере лишь на внешних рынках, но уже проявляет себя в приграничных регионах и крупных городах. Его роль на внутреннем рынке, несомненно, будет возрастать с воздействием и на спрос и особенно на цены.
В стратегиях устойчивого развития учитывается, что в будущем в России, так же, как в настоящее время в Европе и США, высокая конкуренция в секторе нефтепродуктов приведет к стабилизации цен и уменьшению нормы прибыли. Следовательно, только стратегии увеличения объемов и повышения качества нефтепереработки, а также совершенствования сети продаж нефтепродуктов обеспечат при меньшей рентабельности рост массы прибыли и оправдают инвестиции в этот сектор.
Необходимо вновь отметить, что фактор динамики цен на нефть и нефтепродукты, как и спроса, является одним из ключевых для устойчивого развития нефтяных компаний. Здесь важно оценить влияние на стратегии и финансовые результаты компании различных трендов мировых цен на нефть — возможный их рост к 2010 г. до 25-27 долларов за баррель и, хотя и менее вероятное, их снижение до 15-17 долларов за баррель. Средняя долгосрочная базовая цена на нефть составит 20-22 доллара за баррель. Соответственно, в рамках вариантов динамики мировых цен будут изменяться темпы сближения с ними внутренних цен на нефть.
Особого подхода при разработке стратегий устойчивого развития требует учет динамики внутренних цен на нефтепродукты. Дело в том, что средневзвешенные оптовые цены на ряд нефтепродуктов на внутреннем рынке России в 1996-1997 гг. уже достигли мирового уровня, а оптовые цены на бензин превзошли мировые в 1,5-1,7 раза. Это отрицательно влияет на экономику других отраслей народного хозяйства и приводит к ценовой неконкурентоспособности российских нефтепродуктов в приграничных регионах, а по высококачественным продуктам — и в крупных городах.
Вследствие этого стратегии устойчивого развития включают не только рост качества нефтепродуктов, но и возможность проведения комплексной налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов. Дело в том, что высокие оптовые цены на нефтепродукты в России в основном вызваны концентрацией налогов именно на уровне оптовых продаж. В Европе, наоборот, налоги в оптовом звене минимальны и концентрируются на конечной, розничной стадии нефтяного бизнеса.
Поэтому один из вариантов перспективного развития учитывает высокий народнохозяйственный эффект долгосрочной комплексной налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов, которая позволит снизить налоги и внутренние оптовые цены на 25-30%. При этом рост налогов и цен в розничном секторе будет соответствовать динамике роста покупательной способности населения в условиях постепенного увеличения масштабов экономического роста.
Не меньшее значение при разработке стратегий устойчивого развития имеет учет динамики финансовых, особенно валютных условий, влияющих на доступ нефтяных компаний к внешним инвестиционным ресурсам.
Нефтяные компании России, как показывает опыт «ЛУКойла», могут получить доступ к ресурсам международного финансового рынка. Это предполагает приложение серьезных усилий по раскрытию информации о финансовом состоянии и перспективах развития компании. Одной из трудностей здесь является переход на международные стандарты финансового учета и отчетности.
С 1996 г. позиции «ЛУКойла» на международных рынках капитала укрепились и будут укрепляться в дальнейшем. Важно, что в компанию пришел первый стратегический инвестор на основе партнерских отношений с сильной американской компанией ARCO. Созданное совместное предприятие «ЛУКАРКО» является крупнейшим в России и одним из крупных в мире.