Смекни!
smekni.com

Микроэкономика переходного общества (стр. 1 из 15)

МИКРОЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА

1. Приватизация в переходной экономике

Сущность приватизации в переходной экономике

Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.

Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Федеральный закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (1997) под приватизацией государственного имущества подразумевает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации имущества в собственность физических и юридических лиц. Такое определение подразумевает отказ государства от права собственности на часть государственных предприятий и их активов, передачу местными властями частным компаниям прав на производство продукции, работ и услуг, выполняемых ранее государственными организациями.

Вместе с тем смена собственника - не единственная форма разгосударствления общественного сектора экономики. В мировой практике отказ государства от функции непосредственной организации производства осуществляется сочетанием форм аренды, контрактации и стимулирования производства в частном сектор

Таким образом, основные формы разгосударствления общественного сектора экономики включают в себя:

приватизация государственной собственности,

аренда,

контрактация,

стимулирование производства в частном секторе.

Аренда предполагает передачу только права распоряжения предприятием, при этом сохраняется профиль его деятельности и гарантии занятости.

Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать преимущества частной инициативы для повышения эффективности производств, которые прежде относились к общественному сектору. При этом возможно сохранение ответственности государства за финансирование этих производств, что достигается с помощью контрактации и стимулирования производства в частном секторе.

При контрактации наилучшим образом сочетается государственное финансирование с частной формой организации производства. В настоящее время в странах со сложившейся рыночной экономикой именно контрактация является наиболее распространенной формой разгосударствления. Причем, если раньше на основе контрактов в основном обеспечивалась деятельность предприятий общественного сектора, то теперь все более обычным становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.

Стимулирование производства в частном секторе означает сокращение участия государства в производственном процессе, когда вместо финансирования государственных предприятий осуществляется государственное финансирование частных предприятий и общественных некоммерческих организаций в виде субсидий и налоговых льгот.

Следует иметь в виду, что различные формы разгосударствления способны сочетаться, они могут использоваться в различных пропорциях.

Теоретический и практический интерес в этой связи представляет проблема определения допустимых границ разгосударствления и приватизации. К сожалению, дискуссии о целесообразности, формах и масштабах приватизации часто бывают затуманены идеологическими предрассудками.

Аргументы в пользу более масштабной приватизации основаны, главным образом, на более высокой производительности и экономичности частного сектора. Стремящиеся к получению максимальной прибыли фирмы, в процессе конкуренции за получение контрактов достигают меньшей стоимости предоставляемых услуг по сравнению с государственными предприятиями. Максимизация прибыли и угроза потери конкурентного преимущества (или даже банкротства) являются для предпринимателя мощными стимулами поиска оптимального соотношения персонала, ресурсов, технологии и организации для достижения наилучших результатов. Тогда как государственные чиновники, напротив, стремятся не к снижению затрат, а к увеличению расходов.

Противники приватизации утверждают, что было бы наивно ожидать снижения затрат на предоставляемые по контрактам услуги даже в долгосрочной перспективе. По их убеждению, приватизация является причиной коррупции, снижения качества и роста цен на предоставляемые услуги. Частные структуры стремятся в первую очередь обслуживать наиболее доступных и выгодных клиентов, пренебрегая труднодоступными и невыгодными. Кроме того, снижение стоимости услуг часто достигается не повышением эффективности производства, а падением их качества. Необходимы дополнительные затраты ресурсов на регулирование и контроль за деятельностью частных фирм, поставляющих товары и услуги по государственным заказам и непосредственно потребителям. Поэтому преимущества конкуренции, этого главного аргумента приватизационного подхода, часто оказываются иллюзорными, особенно при угрозе потери таких неэкономических ценностей, как подотчетность производителей товаров или услуг, социальная справедливость, государственная компетентность. Так, например, приватизация в некоторых сферах может привести к снижению или даже прекращению финансовой поддержки беднейших и незащищенных слоев населения.

Сторонники приватизации отвергают эти опасения как преувеличенные, заявляя, что на самом деле приватизация приводит к усилению подконтрольности и улучшению оказываемых услуг. Заключение четко составленных государственными органами контрактов и контроль за их исполнением могут гарантировать качество услуг и их предоставление всем нуждающимся. Кроме того, поскольку клиенты сами платят за услуги, то ценовой механизм обеспечивает обратную связь, удостоверяющую их качество.

Скрытая и легальная приватизация в переходной экономике России

В России в процессе сокращения масштабов государственной собственности можно выделить две стадии: "скрытую" и "легальную" приватизацию, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Скрытая приватизация существовала в период с 1987 по 1992 г., когда сам термин "приватизация" политическими лидерами еще не произносился. Это по существу своему стихийная (спонтанная) приватизация.

До 1987 г. государственное предприятие признавалось лишь субъектом хозяйствования, субъектом же собственности оставалось государство. Но в Законе СССР "О государственном предприятии (объединении)" (1987) появилась новая норма, кардинально изменившая положение и возможности администрации: "На государственном предприятии трудовой коллектив, используя как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника... Трудовой коллектив, являясь полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решает все вопросы производственного и социального развития".

Слова о роли трудового коллектива являлись риторикой, идеологическим прикрытием тех возможностей, которые открывал этот закон перед администрацией предприятий, роль которой резко возрастала. С принятием этого закона предприятиям разрешалось реализовывать свою продукцию не только по централизованно устанавливаемым ценам, но и по договорным ценам, а также ценам, устанавливаемым предприятиями самостоятельно.

Впервые за государственным социалистическим предприятием было закреплено право владения. Отныне оно могло передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели. Это позволяло администрации предприятий приватизировать де-факто часть государственного имущества.

Именно после этого закона начался процесс перехода прав собственности от партийного аппарата и частично отраслевых министерств к администрации предприятий. Правовые возможности для перекачки государственной собственности в частную представили сначала Указ о кооперативах 1987 г., а затем "Закон о кооперативах в СССР" 1988 г.

Провозглашалось "разгосударствление", в ходе которого можно выделить 2 этапа:

"Кооперативне" движение 1987-1990 гг. В этот период более 90% кооперативов было создано на базе государственных предприятий и их структурных подразделений. Они выступали каналом сбыта государственной продукции по более высоким кооперативным ценам. Отрицательный народно-хозяйственный эффект оправдывался необходимостью решения политической задачи - наступления на госсектор, как "оплот административно-командной системы" и возрождения альтернативного госсектору уклада мелких частных собственников, свободной инициативы и создания конкурентной среды.

Арендное движение 1990 - 1992 гг. В эти годы целые предприятия легально передавались в руки директоров и иных наемных работников, собственностью которых становились все доходы и прирост имущества. Самым льготным вариантом "разгосударствления" для директората была аренда с правом выкупа.

"Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности", принятый в конце 1989 г., предоставил трудовому коллективу государственного предприятия право создавать товарищества, брать в аренду и выкупать собственность предприятия.