КПСС дает указание прокуратуре закончить реабилитацию тех репрессированных партийных и государственных деятелей, которых не успел или побоялся оправдать Хрущев. К 90-му году пришла очередь «злейшего врага советской власти» А.И. Солженицына, высказывания которого цитировались ведущими политиками с трибуны Съезда народных депутатов. Были освобождены Бухарин и Рыков, которые были против отмены НЭПа в 29 году; Каменев, Зиновьев и Троцкий. Во время перестройки советские зрители смогли увидеть прежде недоступные зарубежные фильмы, а также запрещенные в 70-х годах советские фильмы, например, картина Т. Абуладзе «Покаяние», призывающий зрителей к отказу от наследия коммунистического времени. Открылись выставки иммигрировавших художников и скульпторов, таких как Э. Неизвестный, М. Шемякин. Была опубликована ранее запрещенная книга Солженицына «Архипелаг Гулаг», «В круге первом» и др. Из подполья вышли деятели запрещенных музыкальных движений. Наибольшей популярностью пользовались рок-группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «ДДТ». Оживилась религиозная жизнь в стране. В 88-ом году широко отмечалось тысячелетие принятия христианства на Руси. После этого прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. В СССР стали свободно действовать не только последователи православия, но и мусульмане, буддисты и представители различных сект.
4.Политические реформы
Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе /5/. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику «гласности», называли выступления журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. “Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка- это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен,” – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС /6/.
Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.
В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).
5.Национальные движения
Лидеры КПСС всегда утверждали, что национальный вопрос в СССР решен раз и навсегда: не существует угнетенных наций и нет ограничения в правах лиц какой-либо нации или народа. Не говорилось только о том, что подобное единство достигалось жестокими средствами: традиции и религии всех без исключения народов СССР объявлялись «реакционными пережитками», «национализмом» и искоренялись безжалостно. Когда власть государства ослабела, противоречия, загнанные вглубь после образования СССР в 1922-ом году моментально вышли наружу. Важнейшей проблемой, с которой теперь столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение. В 86-ом году произошли волнения в Алма-Ате, где молодежь вышла на улицы города под лозунгами, получившими название «националистических». Демонстрантов разогнали, а в средствах массовой информации сообщили о беспорядках, устроенных «хулиганствующими элементами». Тогда никто в руководстве СССР не смог оценить глубину начинающегося кризиса. Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в составе СССР. К тому же местная организованная преступность и бывшие партийные вожди, почувствовавшие, что появилась возможность избавиться от контроля Москвы, поддерживали и финансировали некоторые национальные движения.
6.Неудавшийся НЭП
В 87-ом году одной из самых популярных идей была идея возрождения НЭПа. Неудача политики «ускорения» побудила руководство СССР прислушаться к подобным мнениям. Горбачев, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики Л.И. Абалкин решили попытаться объединить социализм и рынок. С 89-го года все государственные предприятия перешли на хозрасчет и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и само решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство сохраняло за собой право размещать среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий так называемый «госзаказ», обязательный для исполнения. Еще в 86-ом году в СССР стало разрешено создавать кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания, мастерские, столовые, кафе, рестораны. Правда, налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода /7/. Капиталы «теневой экономики» сразу ринулись в кооперативное движение. Появились первые советские миллионеры (Артем Тарасов). Однако высокие налоги побуждали предпринимателей скрывать свои доходы. Многие из них стали скупать у государственных предприятий товары, а затем перепродавать по завышенной цене. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах можно было купить практически все, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки государственной торговой сети пустели с каждым днем. Продолжали расти очереди. Падали доходы государства. В 88-89 годах дефицит бюджета достигал 100 миллиардов рублей. Советский Союз оказался не готовым к рынку/8/
Заключение
Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили. К концу 1991 года в стране имелся гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России /9/. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.