Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность, принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории, согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня.
Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная, автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным провалом. Программа научно-исследовательских разработок (НИР) в интересах промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи, немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного "ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе. Лишь немногие проекты правительства дали длительный ощутимый результат.
Резкие повороты в технической и экономической политике происходили и при последующих правительствах. Приходившим к власти консерваторам досаждали выступления рабочих, и продолжалось это до тех пор, пока правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства лейбористов стремились приспосабливать свою политику к требованиям профсоюзов, но это вело к утрате экономической гибкости. Вериги системы государственной собственности подрывали конкуренцию и динамизм в отраслях, подчиненных правительству или с ним связанных. Разительные расхождения программ двух партий срывали и без того редкие попытки частных фирм строить долговременные планы производства. Зачем вкладывать средства в завтрашние проекты, если завтрашний день "может принести высокие налоги, а то и национализацию?
Для ряда отраслей, преимущественно из сферы услуг, политика английского правительства в силу самого ее отсутствия была явно положительным фактором. Необычно слабая степень регулирования сверху позволяла избежать отдельных неблагоприятных факторов, с которыми сталкивались другие страны, и не препятствовала нововведениям и рационализации. Уже говорилось о том, как английские фирмы ухитрялись избегать принуждений, обрушивавшихся на иностранные фирмы в аукционном деле. Подобным же образом слабая степень регулирования свыше проявилась в торговле и страховании. В этих отраслях английские фирмы были открыты новому, как никто в мире.
Теперь настало время рассмотреть один из важнейших аспектов британской экономики на современном этапе, без которого стала бы невозможна та прочная экономическая ситуация, которой позавидуют главы правительств многих стран мира, в том числе и господин Черномырдин. Речь пойдет о дружественном альянсе британского экономического подъема с внутренней и внешней политикой английского правительства, благодаря которому и стали возможными поразительные достижения “застарелого консервативного общества”,о котором у нас, мне кажется, сложились не совсем верные представления. Итак, факты этого альянса таковы.
Процентные ставки стабилизируются. Ожидается снижение инфляции до 3,5%. Отличительной чертой социальной политики кабинета консерваторов является последовательная и жесткая линия на снижение стоимости рабочей силы и сокращение расходов по социальной защите. В Британии уволить работника легче, чем в других странах ЕС, законодательство здесь не устанавливает жестких норм продолжительности рабочей недели. Если на половину французов распространяется закон о 39-часовой неделе, а половина итальянцев официально работает по 40 часов, то в Британии 40-часовую неделю имеет 10% населения. Социальные выплаты составляют менее 30% общего фонда заработной платы (в Италии - более 50%, почти столько же во Франции и Германии).
Мэйджор продолжает политику, начатую консерваторами в годы правления М. Тэтчэр и направленную на частичный демонтаж государственной системы социальной защиты. Сохранив один из ее важнейших элементов - службу здравоохранения, консерваторы ликвидировали полностью или сократили другие элементы системы социальной защиты. Так. отменена минимальная заработная плата и пособие по безработице для подростков 16-18 лет. Строже стали правила выдачи пособий безработным в течение длительного периода: речь уже идет не о том, чтобы защитить их от бедности, а о том, чтобы стимулировать их к более активным поискам самостоятельного дохода. При этом в результате внесенных в трудовое законодательство изменений была значительно ослаблена регламентация найма, увольнения и условий труда на частных предприятиях.
После переизбрания на пост премьер-министра Д. Мэйджор пересмотрел состав своего кабинета. В новом кабинете преобладают евроэнтузиасты, и его внешнеэкономическая политика отражает интересы сторонников интеграции. Между тем теперь львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду и Австралию и бывшие колонии британской короны. Дальнейшая же интеграция Великобритании в общеевропейский союз означает, вероятно, и ее приближение к европейским социальным стандартам. Это для Великобритании - весьма актуальная проблема.
Несмотря на то, что консервативной партии удалось достичь стабилизации экономического роста, сопровождаемого повышением производительности труда и снижением инфляции, уровень жизни широких слоев населения не улучшается, напротив - увеличиваются налоги, коммунальные услуги сокращаются. Согласно официальным обследованиям, проведенным в 1991-1992 гг., каждая четвертая семья и каждый третий ребенок в Англии живут в бедности.
Справедливости ради надо, однако, отметить, что именно долговременная экономическая политика консерваторов, сочетающая усиление механизма рыночных рычагов саморегулирования, в частности посредством проведения приватизации, снижение корпорационного налога до 35% (для мелких фирм до 25%) с широкомасштабными целевыми государственными программами научно-технического прогресса, охватившими все основные его направления, повысила эффективность экономики Великобритании. В то же время ясно, что долгосрочная экономическая перспектива страны будет зависеть от разумного сочетания действующих уже рычагов регулирования экономики со стороны предложения со стимулированием спроса и решением социальных задач.
Целый ряд отраслей британского хозяйства имеет достаточно высокие конкурентные позиции. К ним относятся алкогольные напитки шерсть, фарфоровые изделия. Наиболее высокий уровень экспортной специализации имеет производство авиационных двигателей, газовых турбин, тракторов, оборудования для обработки конторской документации, энергосиловое и электрораспределительное оборудование и другие. Изменения в импорте прежде всего связаны с увеличением доли машин и оборудования. Рост импорта машин связан не только со снижением конкурентоспособности британских изделий, но и с углублением специализации, которая в свою очередь способствует росту ввоза машин и оборудования.
В географическом отношении во внешней торговле продолжилась тенденция повышения доли промышленно развитых стран и снижение доли развиваюшйхся стран. Доля промышленно развитых стран в британском экспорте поднялась с 73% в 1970 г. до 82% в 1992 г. Членство Великобритании в Общем рынке оказало значительное влияние на направление товарных потоков. Примерно 60% всех экспортных поставок идет в страны ЕС (1972 г. - 33%), где ведущими импортерами выступают ФРГ (15%), Франция, Нидерланды. Среди других западных стран крупнейшим экспортным рынком британских компаний выступают США, куда идет свыше 10% экспорта.
Снижение удельного веса развивающихся стран в экспорте отмечалось по всем основным товарным группам. На их долю приходится 17% экспортной торговли. Крупнейшими торговыми партнерами выступают Саудовская Аравия, Индия, Гонконг.
Отношения с восточноевропейскими странами развивались неравномерно. Их доля в британском экспорте снизилась до 1%. Британские фирмы сделали первые шаги в сфере прямого инвестирования. В восточноевропейских странах зарегистрированы десятки совместных предприятий, в основном в спасти материальных услуг.