Защита отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции - важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов в неразвитой, квазирыночной экономике, в которой мотивация выживания господствует над стимулами к производительному труду; на смену универсальным социалистическим монополиям пришли не столько естественные монополисты (не в них главный источник наших трудностей), сколько крупные финансовые корпорации-спекулянты, организационно аморфные, высокорисковые, слабо поддающиеся общественному воздействию.
Впрочем, вся картина экономической жизни приобрела откровенно сюрреалистический характер. Она полна парадоксальных и взаимоисключающих процессов.
Парадокс первый. Снижение инфляции и валютный "коридор" сопровождались сокращением зоны действия рубля. Только около 40% экономического оборота обслуживается реальными деньгами. Денежная политика, таким образом, вывела из-под налогообложения большую часть экономики и вступила в противоречие с налогово-бюджетной политикой. Причем ситуация во многих регионах еще хуже. Есть области, где вся экономика строится на безденежных примитивных товарных отношениях.
Парадокс второй. Возникли две экономические зоны: зона действия реальных денег - бюджет, экспортно-импортные операции, фондовый рынок и розничная торговля: зона реальной экономики, где используются денежные заменители.
Парадокс третий. Жесткая фискальная политика и резкое изменение уровней цен, их подтягивание до мировых создали рынок без платежеспособного спроса. Производство при этом "просело" так, что можно говорить об отсутствии предложения отечественных товаров.
Парадокс четвертый. В итоге финансовой стабилизации низкая инфляция должна порождать низкие цены кредитных денег вследствие конкуренции за кредиты. Ничего подобного в нашей экономике не происходит. Цены кредитных ресурсов формируются не под реальный, а под спекулятивный сектор. В результате проводимой политики неэмиссионного покрытия дефицита бюджета накопление внутреннего государственного долга лишает бюджетной подпитки предприятия и социальную сферу. Выход из создавшейся ситуации видится только в ужесточении политики расходов и дальнейшем урезании бюджета. Но это - тупик, из которого нет выхода при столь примитивных методах макроэкономического регулирования, полностью или в основном исключающих интересы роста реального сектора.
В последние годы правительство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономического роста в рамках политики экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств.
При благоприятных обстоятельствах, о чем свидетельствует зарубежный опыт, этого достаточно для привлечения частных инвестиций и собственно реализации проектов. Но у нас этого не произошло. Никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с ее приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что макроэкономическое регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Попытка сбить инфляцию, на которую с 1995 г. брошены все силы, принесла успех - инфляция достигла низких значений, однако в промышленности за исключением отдельных производств оживления не произошло.
Как отмечено в Послании президента РФ, нам необходим качественно новый экономический рост. Результаты должны достигаться при меньших затратах. Вопрос о ресурсосберегающем типе роста ставится не первый год. Здесь одними инструментами макроэкономической политики не справиться. Требуется разработка Программы ресурсосбережения и его технико-технологического обеспечения, которая позволит устранить причины повышения ресурсоемкости российской экономики. Учитывая межстрановую конкуренцию, только для сохранения нынешних позиций в мировом хозяйстве темпы роста не могут быть ниже 5-6% в год.
Мы привычно повторяем, что располагаем всеми необходимыми условиями. Есть потенциал природных ресурсов, высокообразованный человеческий потенциал, не до конца растраченная промышленность, наука и технологии. Однако все это только возможности и практически нереализуемые в условиях длительной депрессии. В России сосредоточено до 28% минеральных ресурсов мира, 12°о ученых. Однако "на выходе" мы имеем 0,3^о мирового производства наукоемкой продукции, 12% мировой выработки на одного работника. Производительность труда в 10 раз ниже, чем в ведущих странах, а наша доля в мировой торговле едва превышает 1%.
По оценкам Всемирного банка, до конца столетия России только на модернизацию обрабатывающей промышленности, развитие нефтяной промышленности и конверсию потребуется не менее 130-150 млрд. долл. Надежды на использование иностранных инвестиций невелики. Общий объем иностранных инвестиций, вложенных в российскую экономику, не превышает 1% всех мировых инвестиций, сделанных за рубежом. Да и из 20 млрд. долл., "работающих" в нашей экономике, более половины представлены портфельными инвестициями - частью спекулятивного характера, частью прикрывающих отечественный капитал, прошедший через оффшорную отмывку, и лишь незначительной частью - прямыми инвестициями.
Высокий уровень инвестиционной активности - не только условие успешного развития экономики, но и своего рода критерий эффективности и необратимости происходящих экономических преобразований. Совещание правительства с руководителями российских регионов осенью 1997 г. в Новгороде отчетливо показало, что шансов на расширение прямого инвестирования немного из-за несовершенства законодательства, недостаточной защищенности инвесторов, разросшейся бюрократии. Наша задача - обеспечить стабильные правовые условия как для внутренних, так и для внешних инвесторов. Необходимо усилить роль государства в формировании и регулировании новых инвестиционных рынков, что особенно важно для устранения разного рода региональных "экстерналий", нежелательных отклонений, способных дестабилизировать общую финансово-экономическую обстановку. Унификация регионального законодательства - предмет особого внимания Совета Федерации, который стремится постепенно внести порядок, согласовать законотворческий процесс на федеральном и региональном уровнях.
Ликвидируя пробелы законодательства, необходимо "повернуть" финансы в сторону реальной экономики, обеспечить инвесторам гарантии и страхование от разных рисков. Разрабатываются приоритетные законы, создающие условия для активизации инвестиционной деятельности, совершенствуется залоговое право, развивается нормативная база для доверительного управления. Принятые в прошлом году законы подтолкнули развитие рынка ценных бумаг. Заметно активизировался вторичный рынок корпоративных акций.
Вступивший в силу закон "О соглашениях о разделе продукции" поможет реализовать крупные проекты с участием иностранных инвесторов. В настоящее время он дополняется сопутствующими законодательными актами. На его основе начинается осуществление семи крупных проектов, в том числе в нефтегазовой промышленности. Совершенствуется и весь комплекс законов, определяющих условия работы зарубежных инвесторов на российском рынке. Приняты поправки к закону "06 иностранных инвестициях в РСФСР", в которых для иностранных инвесторов подтверждено установление национального режима. Отклонения могут предусматриваться только в законодательном порядке. Допускаются таможенно-тарифные и налоговые льготы. Важной частью правового обеспечения и гарантий для иностранных инвесторов являются соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. К настоящему моменту Россия заключила такие соглашения с 42 государствами.
Следует обратить внимание на расширение географии инвестиций. Сегодня почти 70% из них приходятся на Москву, Тюмень, Санкт-Петербург и Подмосковье. Нужно смелее входить в другие регионы, где создается для этого все больше необходимых условий. Недавнее обследование показало, что более 30 регионов активно включились в процесс освоения зарубежных инвестиций.
Наступил тот этап, когда регионы начали объединять свои усилия и средства для реализации совместных проектов. В этом же направлении активно проводят работу межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, располагающие необходимыми организационными ресурсами и информационной базой о местных инвестиционных возможностях. Ассоциации имеют перспективные программы социально-экономического развития основных экономических зон России. Регионы страны объединяют свои ресурсы для развития рыночной инфраструктуры, подготовки кадров, модернизации таких отраслей, как авиация и авиаперевозки, железнодорожный и водный транспорт, энергетика, добыча ископаемых. Появились примеры совместного развития высокотехнологичных производств. Открывается множество новых привлекательных секторов для капиталовложений. Это и телекоммуникации, и социальная сфера, и предприятия военно-промышленного комплекса и многие другие.