И за примерами далеко ходить не надо. Как уже говорилось, БТС должна будет пересечь Неву и Волхов. А поскольку на нефтепроводах время от времени случаются аварии, госэкспертиза порекомендовала администрациям обоих субъектов федерации проработать вопрос водоснабжения из других источников. Скажем, попадет нечаянно в Неву нефть и пятимиллионный Питер тут же окажется на грани катастрофы. Чтобы этого не случилось, и нужен резервный водовод. Это значит, что Петербургу не худо было бы построить новую ветку водоснабжения из Ладожского озера, а каждому городу области придумать что-то свое и автономное.
Надо ли говорить, что затраты на эти объекты для бюджетов городов и поселков региона сегодня явно неподъемны? И если уже "Транснефть" проталкивает выгодный проект, логично было бы затратиться и на безопасность проживающего здесь населения! "Строительство новых водоводов в проекте не предусмотрено" - заявили, как отрезали, на совещании представители "Транснефти". Наверняка им известно, что сооружение резервного водоснабжения - затея безумно дорогая. Но они решили, что это уже наши с вами проблемы.
Персидско-Финский залив?
Не сей день Петербург и область не имеют от нефтеперевозок ни копейки. А вот проблем - сколько угодно. Вспомним октябрьскую аварию нефтерудовоза, принадлежащего компании "Волготанкер". Пока владелец севшего на мель и загрязнившего мазутом Неву судна так и не раскошелился за нанесенный природе ущерб. Между тем акционерное общество "Волготанкер" является одним из самых богатых в мире транспортировщиков нефтепродуктов по внутренним водам. Зато город на денежки налогоплательщиков усердно убирал попавший в реку нефтепродукт. При этом учтем: пока собраны только цветочки, а ягодки увидим с наступлением тепла.
Сегодня в нашей стране отсутствует механизм экологического страхования, - говорит начальник специализированной морской инспекции по охране моря и смежных вод Валерий Зайцев. - Авария на Неве показала, что население никак не защищено от аварийного риска, а виновник легко выходит сухим из воды. То же самое может произойти и с БТС.
На этом фоне нефтеперевозки в регионе год из года растут. В минувшем году по Неве прошло 1061 судно, перевезшее в общей сложности 4,5 миллиона тонн нефтепродуктов. Полтора миллиона поступило морем. Ввод в строй первой очереди БТС привлечет в регион 18 миллионов тонн, а второй - еще 20. Причем, "труба" не будет компенсировать речных перевозок - танкерами доставляется исключительно мазут, а по БТС - сырая нефть. Если построят еще и порт в Батарейной, к общему количеству следует прибавить 15 миллионов тонн.
При таких аппетитах "государственников" мелководный Финский залив, того и гляди, превратится в Персидский, знаменитый своими играющими на солнце радужными разводами. Сможет ли выдержать северная природа такие нагрузки, не знает никто - комплексной экологической экспертизы проекта всех портовых комплексов еще не проводилось. Но "трубу" опять же хотят побыстрее подогнать к берегу. Так, на всякий случай.
Вообще говоря, куда патриотичнее было бы провести, прежде всего, основательные экологические исследования. Чтобы не превращать Финский залив в помойку.
Поединок
Итак, налицо довольно неординарная ситуация. Конфликт между крупным нефтяным российским бизнесом и законодательной властью Санкт-Петербурга и области. Перевес сил - связи, финансы, власть, влияние - понятно, на чьей стороне. А вот закон - на стороне депутатов. Они могут оспорить в суде правомерность проведения экологической экспертизы ТЭО проекта. А без экологической экспертизы строительство БТС начинать нельзя.
Кроме того, можно обратиться к западным финансовым структурам, собирающимся предоставить кредиты. К примеру, известно, что финансировать БТС намерен Мировой Банк. За кордоном мнение общественности уважают, и пока наши нефтяники не согласуют все как положено, денег не дадут. Такое уже было на Дальнем Востоке, когда в Европейский Банк Реконструкции и Развития пожаловались на нефтедобытчиков "зеленые" Сахалина. Вот уже три года как нефтяная компания предупредительна с общественностью, словно заботливая тетка.
Но вернемся к нашей "трубе". Если откровенно, особых симпатий у собравшихся проект не вызвал. Потому что сам подход строительства экономики на экспорте сырья ущербен. Он ставит Россию на уровень сырьевого придатка развитых стран. Чаще всего выгоден он достаточно узкому кругу лиц. По-видимому, отсюда стремление Москвы и нефтяных магнатов решить дела кулуарно, без участия регионов.
Куда больше симпатий вызывает позиция финнов. Они сумели идеально приспособиться к этой безумно богатой России. На нефти восточного соседа баснословно разбогатела и вышла на мировой уровень компания "Несте". К слову, именно на ее завод в Порвоо и рвется БТС. Минувшим летом "Несте" построила бензиновый терминал под Ломоносовым, в Бронке, куда доставляет танкерами свое очень дорогое, но качественное автомобильное топливо. Оно изготовлено из нашего же сырья. А что делать, если эти русские только и умеют, что заниматься политикой. И то в известной степени бездарно.
Лина Зернова