Смекни!
smekni.com

Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России (стр. 8 из 13)

3.5. Иностранный венчурный капитал

В отдельном пункте правильнее было бы рассматривать не иностранный венчурный капитал как одну из форм внешнего инновационного финансирования, а гораздо более широкую категорию, объединяющую как прямые, так и портфельные иностранные инвестиции в инновационную сферу. Выше было замечено, что доля внешних источников в структуре затрат на НТП неизменно растет. Этот рост объясняется в основном усилением роли крупных иностранных венчурных фондов и значительным увеличением с их стороны объемов капиталовложений, чем и объясняется мое предпочтение.

Сегодня трудно встретить предприя­тие, которое не пыталось бы найти источник внешнего финансирования. Вариантов решения этой проблемы, мягко говоря, не много. Отечествен­ная банковская система еще не скоро восстановится после финансового кризиса. Зарубежные банки очень ос­торожны и, как правило, не рискуют давать взаймы российским предприя­тиям. Если это и случается, то только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма и весьма проблематично.

Международные финансовые органи­зации, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Междуна­родная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмот­рению тот или иной крупный инвести­ционный проект, то в большинстве случаев речь идет о частичном его финансировании, которое редко пре­вышает 30% общей суммы. В между­народные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

Многие страны, в том числе развитые западноевропей­ские, в период промышлен­ной стагнации сталкивались с анало­гичными проблемами. Одним из эф­фективных средств преодоления дефицита или дороговизны инвести­ционных ресурсов является развитие сети венчурных фондов. Своим по­явлением они обязаны США, где венчурные фонды создавались в ос­новном для финансирования пер­спективных идей и начинаний.

В США существует несколько со­тен венчурных фондов разной вели­чины, в совокупности они управля­ют финансовыми ресурсами, оцени­ваемыми в 10 млрд. долл. Раз в месяц венчурные капиталисты собираются в Силиконовой долине, где им пред­ставляют несколько новых перспек­тивных фирм. Те фирмы, которым удалось попасть в Силиконовую до­лину, могут быть спокойны за свое финансовое благополучие.

Интерес венчурных капиталистов США к новым компаниям основанна их вечной мечте напасть на золо­тую жилу. Наглядный пример — удачные венчурные инвестиции в молодую фирмуApple Computer, ко­тировки акций которой всего за три года выросли более чем в 100 раз.

Зарубежный венчур­ный капитал достаточно активен в России. В на­стоящее время деклари­руют свое присутствие в России более 40 венчур­ных фондов с суммарны­ми активами не менее 4,3 млрд. долл. На терри­тории России размещены представительства около 30 управляющих компа­ний венчурных фондов.

Все действующие в России зарубежные фон­ды можно условно разде­лить на три группы:

-фонды, капитал кото­рых полностью или частич­но сформирован Европей­ским банком реконструк­ции и развития с участием других международных фи­нансовых организаций (фонды ЕБРР);

-активно действующие в России фонды, в созда­нии и деятельности кото­рых наряду с корпоратив­ными и частными инвес­торами в той или иной форме участвует государ­ство («активные» фонды);

-фонды, заявившие о своей заинтересованности в присутствии на россий­ском рынке, однако еще не проявившие значительной деловой активности («пас­сивные» фонды).

Деление фондов на «активные» и «пассивные» весьма условно и основа­но на имеющихся сведе­ниях о количестве и объе­мах инвестиций, осуще­ствленных в России.

ФОНДЫ ЕБРР. В настоящее время в России действуют 10 реги­ональных венчурных фон­дов, капитал которых об­разован за счет средств ЕБРР, вложившего 308 млн. долл. Расходы на со­держание и обеспечение деятельности фондов по­крываются из средств тех­нической поддержки (по­рядка 200 млн. долл.), без­возмездно выделяемых правительствами стран «Большой семерки». Фон­ды были сформированы в 1993—1994 гг. сроком на 10 лет в рамках програм­мы поддержки частных и приватизированных пред­приятий преимуществен­но среднего бизнеса (до 5 тыс. работающих) в регио­нах России.

Отраслевые предпо­чтения в явном виде не выражены. Проинвестированные компании спе­циализируются в 32 ви­дах деятельности.

Средний размер вложе­ний — около 2 млн. долл., интервал значений — от 0,5 млн. долл. до 4,5 млн.долл. Существует практика совместного финансиро­вания несколькими фон­дами одной компании (пе­тербургские компании по переработке мяса и тор­говле медицинскими пре­паратами, нижегородская компания по производст­ву медицинских препара­тов и др.). При этом сум­марные инвестиции в од­ну компанию превышают 8 млн. долл.

У всех региональных фондов единственным акционером является ЕБРР, поэтому на деятель­ность управляющих ком­паний этих фондов, несо­мненно, оказывает влия­ние определенная полити­ческая сверхзадача: со­действие становлению ры­ночной экономики в Рос­сии. Поэтому не столь ва­жен количественный ре­зультат деятельности в ви­де высокой прибыли, важнее избежать отрица­тельного эффекта при не­удачах в реализации про­ектов. Отсюда единствен­но возможной стратегией является минимизация ри­сков, которая достигается внимательным и нетороп­ливым выбором пусть низ­кодоходных, но достаточно надежных проектов.

Срок существования фондов — 10 лет, что обес­печивает временной лаг для беспроигрышного вы­бора и реализации проек­тов. Кроме того, для сни­жения риска средства вкладываются только сов­местно со стратегическим зарубежным партнером либо российскими феде­ральными или региональ­ными структурами. Также примечательны и предпо­чтения по стадиям инвес­тирования: «расширение» и более поздние стадии. Это предполагает инвести­ции в стабильно действующие предприятия со сло­жившейся командой и до­статочной историей, что в значительной степени снижает риск неудачи.

ЕБРР принимал доле­вое участие в формирова­нии еще ряда фондов, обычно совместно с МФК. В тех фондах,где ЕБРР и МФК не являются акци­онерами, имеющими кон­трольный пакет, влияние политических факторов не становится определя­ющим при выборе страте­гии деятельности управля­ющих компаний. Страте­гия определяется менед­жерами компаний и от­ражает их профессио­нальные предпочтения и оценку ими состояния рынка и бизнеса в России.

Суммарный капитал этих фондов составляет порядка 530 млн. долл. При этом надо отметить, что только 2 фонда из этой подгруппы ограничивают свою деятельность Росси­ей, все остальные действу­ют либо в СНГ, либо в стра­нах Восточной Европы, включая Россию. По име­ющимся данным, 4 фонда этой подгруппы осущест­вили инвестиции в 82 ком­пании на общую сумму по­рядка 270 млн. долл., при этом в России — не ме­нее 200 млн. долл. в 69 компаний.

Судя даже по этим не­полным данным, можно сделать вывод о высокой активности профессио­нальных управляющих компаний, обусловленнойв первую очередь хороши­ми перспективами для венчурных капиталистов на развивающемся рынке России. Например, создан­ный в 1994 г. First NIS Regional Fund с капиталом 160 млн. долл. уже в апре­ле 1998 г. выплатил акцио­нерам в виде дивидендов 100 млн. долл., а в 1999 г., несмотря на августовский кризис 1998 г., — 33,6 млн. долл. Причем в качестве меры противодействия по­вышению уровня риска, вызванного кризисом, ру­ководством фонда избра­но значительное увели­чение объема прямых ин­вестиций в действующие предприятия реального сектора экономики.

Общей для фондов этой подгруппы является ори­ентация на предприя­тия среднего бизнеса, что подтверждается мини­мальным размером инве­стиций от 1 млн. долл.

«АКТИВНЫЕ» ФОНДЫ. К этой группе можно отнести 6 фондов с сум­марным капиталом по­рядка 1,26 млрд. долл., осуществивших до настоя­щего времени прямые ин­вестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько десятков рос­сийских компаний.

Состав группы весьма представителен:

-два фонда —TUSRIF {The United StatesRussia Investment Fund) и Defence Enterprise Fundобразованы - из средств правительства и департа­мента обороны США соот­ветственно;

-деятельность Investment Fund for Central and Eastern Europe (Дания) поддерживается государ­ством, состав совета ди­ректоров фонда утверж­дается министром иност­ранных дел Дании;

-акционерный капитал Agribusiness Partners In­ternational гарантирован правительственным агент­ством США по сельскому хозяйству и Корпорацией частных внешних инвести­ций (ОР/С).

Эти фонды при осуще­ствлении деятельности в России в значительной степени руководствуются стратегией правительств своих стран (США и Да­нии). Если американские фонды действуют в рамках межправительственных соглашений, основной за­дачей которых является поддержка рыночных ре­форм в России, то руко­водство датского фонда не скрывает протекционист­ской направленности сво­ей деятельности: наибо­лее значительным эффек­том (деятельности фонда) является рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы в 90-е годы. Многие датские предприятия включили ин­вестиции в стратегию про­никновения на рынки, за­щищенные тарифными ба­рьерами.