Рассмотрим пример с ипотечным кредитом, полученным в 1960 г. В то время тридцатилетние займы выдавались примерно под 6% годовых. Эта ставка устанавливалась исходя из низкого ожидаемого темпа инфляции — за предшествовавшее десятилетие темп инфляции составил в среднем 2,5%. Кредитор, видимо, рассчитывал получить реальный доход в размере 3,5% годовых, а заемщик рассчитывал выплатить этот реальный процент. Тем не менее за время срока действия ссуды темп инфляции достиг 5%, в силу чего реальный доход составил только 1%. Из-за непрогнозируемого характера инфляции произошло перераспределение части реального имущества заемщика в пользу кредитора.
Непрогнозируемая инфляция бьет также по людям, получающим фиксированную пенсию. При уходе работника на пенсию (а иногда и раньше) фирмы часто заключают с ними соглашения о фиксированном размере номинальной пенсии. Поскольку получение пенсии представляет собой возвращение отложенной заработной платы, то по сути дела работник предоставляет фирме кредит. В условиях инфляции по достижении работником пенсионного возраста прошлые затраты его труда компенсируются не полностью. Более сильная, чем предполагалось, инфляция наносит ущерб рабочему так же, как и любому другому кредитору. Темп инфляции ниже ожидавшегося приносит убытки фирме так же, как любому другому заемщику.
Эти примеры служат яркой иллюстрацией отрицательных последствий неустойчивости темпов инфляции. Чем более неустойчив темп инфляции, тем сильнее действие фактора неопределенности в формировании ожиданий как заемщиков, так и кредиторов. Поскольку большинство людей не расположены к риску (не любят неопределенности), непредсказуемость, связанная с неустойчивостью темпов инфляции, затрагивает интересы практически всех.
В свете отрицательных последствий непрогнозируемой инфляции преобладание в юридической практике контрактов, в которых оговариваются номинальные величины, может показаться странным. Можно было бы ожидать, что кредиторы и заемщики, желая обезопасить себя от неопределенности, должны заключать контракты, в которых оговариваются реальные величины, то есть индексируя их по тому или иному показателю уровня цен. В экономических системах с высокими и сильно колеблющимися темпами инфляции индексация получила весьма широкое распространение. Иногда она осуществляется с помощью использования контрактов в более стабильной иностранной валюте. В экономических системах с умеренной инфляцией, таких как экономика Соединенных Штатов, индексация распространена меньше. Вместе с тем, даже в Соединенных Штатах некоторые долгосрочные обязательства индексируются: например, размеры пособий престарелым по линии социального обеспечения автоматически корректируются в зависимости от изменений индекса потребительских цен.
Инфляция, если она носит непредвиденный характер, приводит к произвольному перераспределению доходов. Потери несут кредиторы, владельцы сбережений, получатели фиксированных доходов. Прогнозируемая инфляция позволяет отдельным лицам и фирмам смягчить ее давление на доходы. Экономисты по-разному оценивают влияние инфляции на производство. Приверженцы концепции инфляции спроса утверждают, что умеренная инфляция способствует повышению темпов роста экономики и преодолению депрессии. Сторонники концепции инфляции издержек производства, напротив, полагают, что ее развитие приводит к сокращению производства. Но те и другие признают, что гиперинфляция может привести к краху финансовой системы и экономики.
В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары надо назначить. А потребители на знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке, и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки.
К несчастью, история дает нам ряд примеров, вписывающихся в эту мрачную модель. Обычно это инфляция военных или послевоенных лет, которая быстро превращалась в гиперинфляцию с катастрофическими последствиями.
Инфляция в Венгрии после второй мировой войны
Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 года 829 октильонов (единица с 22 нулями) обесцененных форинтов были равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил 3 х 1022 (3 с 22 нулями) форинтов.
Инфляция в Японии после второй мировой войны
В 1947 году японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждать себя пересчитыванием. С 1938 по 1948 годы цены в этой стране повысились в 116 раз.
Инфляция в Германии в 20-е годы
Германская Веймарская республика — это нагляднейший пример того, как слабое правительство продержалось в течение какого-то времени с расстроенными инфляцией финансами. 27 апреля 1921 года немецкому правительству был представлен ошеломительный счет на репарационные выплаты союзникам на 132 млрд. золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская республика могла собрать с налогоплательщиков. Имея огромный бюджетный дефицит, веймарское правительство пустило в ход печатный станок, чтобы оплатить свои счета.
В 1922 году уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 году положение ухудшилось; уровень цен вырос в 1 300 000 000 000 раз. К октябрю 1923 года, чтобы послать письмо из Германии в Соединенные Штаты, надо было заплатить 200 тысяч марок. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса — 2 млн., батон — 200 тысяч марок, одно яйцо — 60 тысяч марок. Цены росли так быстро, что официанты несколько раз изменяли их в меню во время завтрака. Иногда посетители ресторанов платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню, когда они только делали заказ.
Такая катастрофическая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. При соответствующей государственной политике нет оснований для перерастания умеренной, или ползучей, инфляции в гиперинфляцию.
Реальная, номинальная ставки процента
и инфляция
Рассмотрим связь между инфляцией и ставками процента.
Предположим, что Вы помещаете свои сбережения на банковский счет, приносящий Вам 8% ежегодно. На следующий год Вы снимаете свои сбережения вместе с начисленными процентами. Стали ли Вы на 8% богаче по сравнению со временем, когда Вы клали деньги на счет в прошлом году?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под словом “богаче”. Безусловно, теперь у Вас долларов стало на 8% больше. Но если цены выросли таким образом, что на доллар теперь можно приобрести меньше товаров и услуг, то Ваша покупательная способность не увеличилась на 8%. Если темп инфляции был 5%, то количество товаров, которое Вы можете приобрести, увеличилось только на 3%. А если бы темп инфляции составлял 10%, то Ваша покупательная способность в действительности сократилась бы на 2%.