Подобная дефляционная политика может проводиться в разных формах, каждая из которых в итоге означает принесение в жертву двадцати процентов годового ВНП. Например, быстрое обуздание инфляции сократит ВНП на 1% в год в течение двух лет; такой подход можно назвать “шоковой терапией”[2]. Более мягкая антиинфляционная политика будет снижать ВНП на 5% в течение четырех лет. Еще более градуалистский вариант, т.е. подход связанный с постепенными шагами в обуздании инфляции, означает сжатие производства на 2% в год в течение десятилетия.
Рациональные ожидания и
безболезненное обуздание инфляции
Поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение. До сих пор мы полагали, что ожидаемая инфляция зависит от недавних темпов роста цен. Хотя это допущение вполне разумно, но все же, вероятно, является слишком упрощенным, чтобы быть применимым во всех обстоятельствах.
Подход, получивший название рациональных ожиданий, строится на том, что люди наиболее оптимально используют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе и о проводимой в настоящее время политике, для прогнозирования будущего. Поскольку экономическая политика оказывает влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. В соответствии с теорией рациональных ожиданий, изменение направления денежной или бюджетно-налоговой политики изменит ожидания, и оценка последствий экономической политики должна учитывать это воздействие. Подобный подход означает, что инфляция является менее инерционной, нежели представлялось при первом рассмотрении.
Утверждается, что фирмы и рабочие подошли к ожиданию высокой инфляции в будущем и в свете своих ожиданий выдвигают и отстаивают свои требования. Однако, понятно, что люди ожидают высокого уровня инфляции именно вследствие того, что проводимая в настоящий момент и в будущем денежная и бюджетно-налоговая политика правительства дает повод для формирования подобных ожиданий.. таким образом, создается обманчивое впечатление, что инфляция несет в себе собственный внутренний импульс; в действительности, именно долгосрочная государственная политика, сопровождающаяся наличием крупного бюджетного дефицита и массированным выпуском денег, порождает инфляционную инерцию. Это означает, что инфляция может быть остановлена значительно быстрее, нежели считают сторонники инерционного подхода, и что их оценки продолжительности и дороговизны обуздания инфляции с точки зрения величины потерь преувеличены... Обуздание инфляции потребует изменений политических ориентиров: проводимая правительством политика или экономическая стратегия должны претерпеть крупные изменения, а именно, должны исходить из пользующихся доверием правил установления пределов дефицита государственного бюджета... Во сколько обойдется этот шаг с точки зрения потерянного выпуска и как долго будет происходить этот процесс, будет в значительной степени зависеть от решимости правительства.
Ученые убеждены, что если бы стремление политиков обуздать инфляцию не вызывало сомнений, рациональные граждане быстро бы изменили свои инфляционные ожидания. В соответствии с теорией рациональных ожиданий, традиционные оценки соотношения потерь бесполезны при оценке последствий альтернативных вариантов экономической политики. При проведении политики, завоевавшей доверие населения, издержки по уменьшению инфляции могут быть значительно меньше величин, предсказанных по методике анализа соотношения потерь.
Можно представить и крайний случай: снижение уровня инфляции без экономического спада. Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания. Если оба условия выполнены, объявление плана немедленно сдвинет краткосрочную границу выбора между инфляцией и безработицей вниз, позволяя достичь меньшего уровня инфляции без повышения уровня безработицы.
Несмотря на то, что подход с позиций рациональных ожиданий остается во многом противоречивым, почти все экономисты согласны с тем, что характер инфляционных ожиданий влияет на выбор между безработицей и инфляцией. Таким образом, доверие, оказываемое программе сокращения инфляции, становится одним из факторов, определяющих, насколько дорогостоящим будет осуществление этой программы. К сожалению, зачастую очень трудно предсказать, окажет ли общественность доверие той или иной программе. Центральная роль ожиданий еще больше усложняет прогнозирование результатов проведения альтернативных вариантов экономической политики.
Во что обходится обществу инфляция,
и каковы затраты на борьбу с ней?
Как только начинается рост цен, авторы экономической политики задают себе вопрос: надо ли принимать какие-то меры для снижения темпов инфляции? Чтобы решить его, необходимо соотнести убытки общества от свободного развития инфляционных процессов с издержками по их преодолению. Однако экономисты не могут с точностью оценить ни то, ни другое.
Величина убытков от инфляции — предмет частых разногласий между экономистами и непрофессионалами. По результатам опросов, проведенных в конце 70-х годов, достигшая размеров 10% в год инфляция становится в глазах общественности важнейшей экономической проблемой. Однако, как установлено, при оценке издержек инфляции в поле зрения экономистов попадают лишь такие их виды, как “издержки стоптанных башмаков”, “издержки меню” и некоторые другие. Эти издержки принимают большие значения лишь при гиперинфляции, при умеренных же ее темпах, как в Соединенных Штатах, они сравнительно невелики. По мнению ряда экономистов, население зачастую путает инфляцию с другими протекающими одновременно с ней экономическими процессами. Например, в 70-е годы при замедлении темпов роста производительности и реальной заработной платы некоторые решили, что замедление темпов роста реальной заработной платы было вызвано инфляцией. Однако не исключено, что ошибаются макроэкономисты, и инфляция на самом деле — гораздо более дорогостоящий для общества процесс, но предстоит еще выяснить — почему.
Вопрос об издержках по сокращению инфляции часто вызывает разногласия среди самих экономистов. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой снижение темпов инфляции сопряжено с сокращением на некоторое время объема производства и ростом безработицы. В соответствии с этой точкой зрения, затраты на борьбу с инфляцией измеряются с помощью соотношения потерь — количества процентных пунктов недополученного за год ВНП в связи со снижением инфляции на один процентный пункт.
По мнению ряда экономистов, действительная величина затрат на борьбу с инфляцией может оказаться значительно ниже, чем показывают стандартные расчеты показателя потерь по обузданию инфляции. Согласно теории рациональных ожиданий, если проведение антиинфляционной политики объявлено заранее и эта политика пользуется доверием населения, люди быстро скорректируют свои ожидания, и проведение политики по обузданию инфляции не обязательно приведет к спаду. В соответствии с моделью реального экономического цикла цены являются абсолютно гибкими и деньги нейтральны по отношению к реальным экономическим переменным, так что проведение кредитно-денежной политики, направленной на обуздание инфляции, не скажется на величине производимого в экономике объема товаров и услуг.
Другие экономисты, напротив, полагают, что затраты на борьбу с инфляцией на самом деле гораздо выше, чем показывают расчеты соотношения потерь. Следующие утверждают, что обусловленный сдерживанием инфляции спад производства вызывает повышение естественного уровня безработицы. В этом случае издержки сокращения инфляции будут включать в себя не только потери, связанные с временным сокращением производства, но и издержки, связанные с сохранением на долгий срок более высокого уровня безработицы.
Из-за отсутствия точной количественной оценки убытков от инфляции и затрат на борьбу с ней рекомендации экономистов часто оказываются противоположными. Вероятно, в ходе дальнейших научных исследований все же будет достигнут консенсус по вопросу о преимуществах низких темпов инфляции и способах их достижения.
Издержки борьбы с инфляцией по Полу Волкеру
80-е годы начались с самого высокого в американской истории уровня инфляции. Впрочем, благодаря жесткой денежной политике, проводимой федеральной резервной системой под руководством Пола Волкера, уровень инфляции заметно снизился в течение первых лет десятилетия. Этот эксперимент позволяет оценить, каковы были потери объема производства в ходе борьбы с инфляцией.
Первый вопрос заключается в том, насколько снизилась инфляция? Измеряемая с помощью дефлятора ВНП, инфляция достигла пикового значения 9,7% в 1981 г. Из-за заметного снижения цен на нефть в 1986 году (благоприятного шокового изменения предложения, не имеющего отношения к проводимой Федеральной резервной системой политике) естественным рубежом данного периода следует считать 1985 год. В 1985 году инфляция составила 3,0%, так что Федеральной резервной системе за четыре года удалось добиться снижения инфляции на 6,7 процентных пункта.
Второй вопрос заключается в величине выпуска, потерянной за этот период. В таблице 1 приведены данные об уровне безработицы в 1982-1985 годах. Принимая естественное значение безработицы за 6%, мы можем определить величину циклической безработицы[3] для каждого года рассматриваемого периода. В целом за период накопленный показатель циклической безработицы составил 9,5 процента. Закон Оукена гласит, что 1 процентный пункт прироста безработицы означает потерю 2 процентных пунктов ВНП. Следовательно, за время этого этапа борьбы с инфляцией было потеряно 19,0% годового объема ВНП.