Кроме того, создание Европейского экономического и валютного союза и переход к единой валюте представляет несомненный интерес для России с точки зрения опыта интеграционных мероприятий. Конечно, первые шаги по пути интеграции в рамках СНГ не идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в Европе. Тем не менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе всех или части стран, входящих ныне в СНГ, не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой интеграции суждено пройти по существу те же этапы, что и европейской, в том числе когда-то прийти и к валютной интеграции. Поэтому опыт Европейского Экономического Сообщества заслуживает пристального внимания и с данных позиций.
При этом большой интерес представляют не только принципиальные решения и их осуществление, их конечные результаты, но и все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути преодоления разногласий между членами ЕЭС, организационные и правовые формы разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий, технические последствия (например, переналадка банкоматов) и т. п.
Соответствующие подходы и методы во многом применимы, конечно, не только к валютной сфере, но и к другим интеграционным программам. Мало того, движение по уже известному и использованному другими странами пути может сделать этот путь короче и быстрее, хотя при этом не стоит забывать, что европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к полномасштабному валютному союзу и единой валюте.
Опыт международной интеграции тем более актуален, что в настоящее время, «по горячим следам» Европейского Экономического Сообщества, Россией и Белоруссией разработан сценарий перехода на единую валюту в рамках Союзного государства.
14 ноября 2000г. в Москве, на заседании Совмина Союзного государства, главами правительств двух стран принято решение о том, что с 1 января 2005-го года российский рубль станет единым платежным средством на территории России и Белоруссии. Еще через три года, с 1 января 2008 года планируется введение новой, единой валюты Союзного государства. Для того, чтобы к этому сроку укрепить белорусский рубль и поддержать платежный баланс Белоруссии Банк России в ближайшее время намерен выделить стабилизационный кредит в размере 100 миллионов долларов.
На фоне столь бурно развивающихся событий хочется еще раз подчеркнуть необходимость тщательного изучения и анализа развития европейской интеграции.
Изучая публикации, посвященные вопросам организации и задач функционирования Европейской системы центральных банков, я пришла к выводу, что «пик популярности» данной темы пришелся на 1997-1998 годы. Накануне введения единой европейской валюты видные политические деятели, авторитетные экономисты, политологи, журналисты и даже нумизматы на страницах периодической печати охотно делились с читателями своим мнением, а также возможными сценариями предстоящего события. Кроме того, вышло несколько книг, целиком посвященных данной теме, две из которых были использованы в процессе написания данной работы (см. список использованной литературы). Однако, поскольку с введением евро не произошло ни какого-либо скандала, ни резкого положительного скачка в развитии стран – участников «зоны евро», тема эта постепенно теряла популярность и на данный момент освещается в нашей печати скупо, в основном в материалах, освещающих отдельные стороны данного вопроса. Зачастую в статьях высказываются прямо противоположные мнения. При написании дипломной работы я постаралась обобщить, проанализировать и свести воедино материалы, освещающие вопросы деятельности Европейской системы центральных банков.
Целью данной дипломной работы является изучение организации деятельности Европейской системы центральных банков, основных задач ее создания и путей их решения. Для достижения этой цели и наиболее полного раскрытия темы, на мой взгляд, целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
· основные этапы развития европейской экономической и валютной интеграции;
· объективные предпосылки создания Европейского экономического и валютного союза и введения единой европейской валюты евро;
· изучение организационной структуры, целей и принципов деятельности Европейской системы центральных банков;
· инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ;
· современные проблемы функционирования единой европейской валюты.
В первом разделе работы изложена краткая история развития европейской интеграции, предпосылки создания Европейской системы центральных банков и вопросы введения единой европейской валюты евро.
Второй раздел содержит информацию об организационной структуре и функциях подразделений Европейского центрального банка, целях и принципах организации деятельности Европейской системы центральных банков, а также о современных проблемах функционирования единой европейской валюты.
При написании работы использованы материалы годового отчета Банка России за 1999 год, данные Бюллетеня банковской статистики за 2000 год, книги, вышедшие в российских издательствах и посвященные данной теме, статьи периодической печати.
Кроме того, большую информационную поддержку мне удалось получить благодаря использованию компьютерной сети Интернет, а именно материалов, открытых для просмотра на сайтах Банка России (http://www.cbr.ru), Европейского Центрального банка (http://www.ecb.int/), а также сайта «Новости евро» (http://www.euro.ru).
Раздел 1. История развития европейской экономической и валютной интеграции.
1.1 Создание Европейского Экономического Сообщества.
Вопрос о том, как Европа шла к решению о создании единой валюты, на мой взгляд, целесообразно начать рассматривать со времен подписания Бреттон-Вудских соглашений, положивших начало Бреттон-Вудской валютной системе. К этому времени (1944г.) США стали играть достаточно большую роль в мировой экономике, тем более, если учесть, что экономика Старого Света была сильно ослаблена Второй Мировой войной. В подтверждение этого говорит уже тот факт, что основные участники процесса мировой торговли собрались именно в США, и влиятельнейшая организация, образованная после Бреттон-Вуда, - Международный валютный фонд (МВФ) - открыла свою штаб-квартиру именно в столице Соединенных Штатов.
Итак, частично под влиянием гегемонии Соединенных Штатов, но, в основном, в связи с объективными предпосылками, на этой встрече был узаконена роль доллара США как резервной валюты, то есть валюты, которую большинство стран предпочитают иметь в своих резервных запасах для обеспечения стабильности собственных денег и на случай каких-либо непредвиденных ситуаций, расходов и пр.
Статус доллара, как мировой резервной единицы, обеспечил его применение в огромном количестве мировых сделок. Разумеется, такое положение устраивало США, ибо давало им отличную возможность погашать часть дефицита своего платежного баланса без каких-либо дополнительных затрат, кроме полиграфических. Умеренная эмиссия долларов в мировую экономику позволила Соединенным Штатам еще больше укрепить свой экономико-политический рейтинг. Следует добавить, что статус резервной единицы тогда же получил и английский фунт стерлингов, после чего Великобритания также не упустила часть своей выгоды. Но все же фунт не получил настолько широкого распространения как доллар. Американская валюта продолжала обеспечиваться золотом, но его стоимость в запасниках США была изначально сильно занижена в пользу страны-владельца (официально тройская унция этого золота стоила $35, хотя рыночная стоимость желтого металла на этот момент была порядка $100).
Кроме этого, большинство экспертов предпочитало следить за курсом какой-либо валюты, именно сопоставляя ее с долларом (прежде всего), а также с фунтом стерлингов, а позже и немецкой маркой.
В популярной литературе (и у нас, и на западе) точкой отсчета западноевропейской валютной интеграции нередко считают сентябрь 1950г., когда, ровно через полгода после подписания Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали, был создан Европейский платежный союз (ЕПС). В ретроспективе он действительно выглядит как первый шаг на пути к нынешнему экономическому и валютному союзу. Западноевропейские государства впервые создали механизм коллективного мониторинга своей национальной валютной политики.
Самим фактом своего существования союз оказывал воздействие и на формирование этой политики. Более того, в отдельных случаях правление Европейского платежного союза давало обязывающие рекомендации национальным правительствам, недвусмысленно посягая на их суверенные права. Однако, несмотря на эти внешние признаки сходства, ЕПС не был связан с «европейской идеей» ни интеллектуально, ни политически: его истоки были совершенно иными.
В существовавших тогда экономических условиях наиболее практичным способом расширения платежного потенциала отдельных стран было скоординированное использование излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицита в торговле с другими странами (идея, весьма созвучная с «переводным рублем»). Это и была первоочередная задача Европейского платежного союза. В перспективе же он должен был подготовить условия для введения свободной конвертируемости валют и раствориться в созданной под эгидой США глобальной валютной системе.
Деятельность Европейского платежного союза увенчалась полным успехом. Он сыграл неоценимую роль в «создании» дополнительных платежных средств и ликвидации узких мест во внутриевропейской торговле. Помимо этого, Союз стал инструментом международной координации экономической политики национальных государств. Ему было суждено просуществовать целых восемь лет и успешно преодолеть целую серию последовательно возникавших трудностей.