Моделируя состояния рыночной и командной экономик, целесообразно исходить из следующих методологических предпосылок. Во-первых, сущностными универсальными параметрами равновесия экономической системы можно считать макросреду хозяйствования субъектов и средства воздействия на них, в соответствии с которыми принимаются решения и производятся определенные действия. Органическая совокупность качественных параметров равновесия определяет существенные принципы функционирования экономической системы. Макросреда - необходимое в данный отрезок времени стабильное (статическое) условие равновесия. Средства воздействия на хозяйствующие субъекты придают экономической системе динамичность.
Во-вторых, состояние равновесия рыночной экономики определяется гармоничной совокупностью естественно сформировавшейся макроэкономической среды и экономических рычагов, под которыми понимается двуединое экономическое действие, оказывающее на хозяйствующий субъект влияние в противоположных направлениях. В состоянии равновесия указанная противоречивость исчезает. Тогда действие экономического рычага можно назвать экономическим стимулом, или экономической силой. В рыночной экономике экономические рычаги и стимулы ориентированы на хозяйствующие субъекты опосредованно, через макроэкономическую среду и изменения ее параметров. Участники хозяйства свободны в своем экономическом выборе, и поведение хозяйствующих субъектов формируется под воздействием их личной выгоды, действий других участников, изменения параметров макроэкономической среды.
В-третьих, состояние равновесия командной экономики определяется совокупностью искусственно сформированной макрополитической среды и политико-идеологических сил воздействия. Если стимулом (или силой) не является одна из сторон двуединого экономического рычага, то природа такого воздействия формируется под влиянием внешних сил. Он оказывается искусственным, сознательно или несознательно направленным на поощрение (или ограничение) действия какой-нибудь стороны экономического рычага. Искусственный стимул - обычно политико-идеологического происхождения, в отличие от экономического стимула, который соответствует принципу саморазвития и органично сочетается с природой макроэкономической среды.
В-четвертых, макросреда, в которой хозяйствуют субъекты, и средства воздействия, определяющие принимаемые ими решения, в одной экономической системе качественно отличаются от другой. Изменение этих двух параметров равновесия -макросреды и средств воздействия - означает нарушение заданного состояния равновесия конкретной экономической системы и начало трансформации одной системы в другую.
Модель идеальных состояний равновесия альтернативных экономических систем
Сравнение идеальных состояний равновесия в рыночной экономике и в командном хозяйстве показано на рисунке 1. На левой стороне показана природа рыночной макроэкономической среды в форме вогнутой дуги АРВ. Данная форма определяется непосредственным действием таких кратковременных и долговременных последствий действий хозяйствующих субъектов С, как свобода предпринимательства, частный интерес, нормативные акты, соответствующие принципам функционирования рынка, и т.д. Действия, предпринимаемые в настоящее время, адекватны последствиям ранее выполняемых действий, т.е. адекватны природе сформировавшейся макроэкономической среды. Тем самым данная макросреда создает условия для проявления экономических рычагов, направляющих хозяйствующих субъектов в противоположные стороны (на рисунке это показывается стрелками, направленными от субъектов С в противоположные стороны). Природа макросреды и экономических рычагов определяет саморазвитие, постоянное стремление к состоянию равновесия в точке Р.
Нарушение равновесия означает, что активизировались определенные действия абстрактного субъекта, т.е. преобладает соответствующая сторона действия экономического рычага (например цены-объема или спроса-предложения). Допустим, что состояние субъекта С приближается к точке Л, т.е. субъект находится в состоянии С]. Такое состояние может быть вызвано действием экономического стимула, например ростом цены. Хозяйствующий субъект, правильно поняв информацию рынка, увеличивает объем производства, а тем самым и предложение, т.е. он начинает следить за противоположной стороной действия экономического рычага "спрос-предложение". В результате предложение и спрос балансируются, и в какой-то момент будет достигнуто краткосрочное равновесие.
Но из-за инертности производства, неопределенности экономики, под воздействием фактора времени, других экономических рычагов абстрактный субъект С, следя за действием противоположной стороны экономического рычага, нарушит состояние равновесия в точке Р и будет приближаться к точке В. Это означает, что предложение превысит спрос, цена начнет снижаться, а рациональный субъект станет уменьшать объем производства. В результате субъект снова начнет движение к равновесной точке Р, но опять из-за инертности или других причин проскочит ее и станет двигаться к точке А. Таким образом, колебания к точкам А и В периодически повторяются. Если бы не было внешнего вмешательства в рыночный механизм, то амплитуда колебаний уменьшалась бы и в результате было бы достигнуто долгосрочное равновесие.
Рыночная экономика не попадает в кризисное состояние до тех пор, пока долгосрочное равновесие нарушается лишь локально, незначительно и на короткий период времени. Иными словами, если амплитуды колебаний экономических рычагов незначительны, то всеобщее равновесие рынка не нарушается. Но чем больше нарушается равновесие противоположных сторон экономического рычага и действует лишь одна его сторона (например ситуация приближается к точке Л), тем заметнее нарушается всеобщее равновесие. Заметные амплитудные колебания дестабилизируют экономику и приближают ее к кризисному состоянию. Для восстановления нарушенного равновесия необходимо более заметное действие экономического рычага в противоположную сторону (например в сторону точки В). Если действие экономических стимулов в сторону точки Л активизируется политико-идеологическими стимулами, а действие в сторону точки В, наоборот, ограничивается стимулами такого же происхождения, то экономический кризис может перерасти в политический. Будет увеличиваться социальное напряжение, жители страны окажутся недовольными существующей экономической системой. В такой ситуации кризисные экономические явления могут спровоцировать более опасные политические конфликты.
Как можно избежать подобной ситуации? В первую очередь надо стремиться к уменьшению амплитуды колебаний противоположных сторон экономических рычагов. Как этого добиться? Возможны два способа.
Первый. Не вмешиваться в действие рыночного механизма (например отменив ранее принятые нормативные акты, ограничивающие свободу действий хозяйствующих субъектов) и создавать условия для естественного действия экономических рычагов. Но в случае, если процесс самостабилизации продолжается длительное время, это может вызвать состояние материального и социального дискомфорта. В такой ситуации правительство страны вынуждено разрабатывать и внедрять социальные программы.
Второй. Осуществлять вмешательство в действие рыночного механизма. Иначе говоря, искусственно стимулировать действие экономических рычагов политическими средствами. Применение политических стимулов означало бы, что одна сторона действия экономического рычага активизируется, в то время как вторая ограничивается. Благодаря таким действиям амплитуда колебаний уменьшилась бы и ситуация пришла бы к равновесию. Данное вмешательство в рыночный механизм означало бы его временное дополнение государственным экономическим регулированием, но не замену одного другим. На практике искусственное стимулирование естественных экономических рычагов политическими стимулами не всегда успешно по одной причине: правительство как искусственно созданная политическая институция в принципе не способно выполнять экономические функции так, чтобы они соответствовали естественному действию экономических рычагов. Поэтому на практике экономическая политика правительства нередко бывает ошибочной, постоянно меняется, что и означает несовместимость государственного вмешательства и рыночного механизма (хотя правительство постоянно стремится приблизить свои политические действия к экономическим рычагам).
Правая сторона рисунка 1 изображает состояние командного хозяйства. Природа макросреды соответствует форме выпуклой дуги ДР] К. Она создается под воздействием таких краткосрочных и долгосрочных действий властных структур, как внешнее регулирование экономической жизни, преобладание государственной собственности, игнорирование частного интереса и т.д. Иначе говоря, существенный признак такой макросреды - экономическое насилие. Действия государственных структур направлены на усиление механизма насилия, хотя такие действия для экономических субъектов неприемлемы.
Данной природе макросреды соответствуют политико-идеологические стимулы (или силы) воздействия на хозяйствующие субъекты. Естественные экономические рычаги не действуют, так как для этого нет соответствующих условий (хотя это не означает, что отдельные элементы экономических рычагов не проявляются и в командной системе хозяйствования). Природа макросреды и политико-идеологические средства воздействия формируют и искусственно поддерживают "равновесие" в точке Р]. Поддержание такого состояния равновесия достаточно длительное время - сложная политическая задача, которая решается исключительно идеологическими средствами.