Смекни!
smekni.com

Аграрные преобразования в России и других странах СНГ (стр. 3 из 5)

Методологические подходы, не отрицающие, а, наоборот, подчеркивающие значение коллективизма, но как вторичного, производного от самостоятельной, индивидуальной деятельности, основанной на праве частной собственности, имеют принципиальное значение для научного обоснования перспектив дальнейшего реформирования, стабилизации и развития сельского хозяйства. Община как форма совместной деятельности, где личность, земледелец так или иначе ориентирован на казарменные порядки, уравнительность, где налицо ограничение личной инициативы и личного интереса, - все-таки история. Для современной мировой практики это редкое исключение, и в теоретическом плане некое "универсальное" значение общины по меньшей мере сомнительно уже потому, что община советского периода привела к крупномасштабному подрыву экономических, социальных и нравственных устоев крестьянского, i земледельческого труда.

Очевидно, суть проблемы - в выборе формы коллективизма в земледелии, так как сама потребность в нем очевидна. А таковой может быть лишь та форма, которая не подрывает основного, фундаментального устоя жизнедеятельности человека - индивидуализма. Прежде всего и главным образом это кооперативные добровольные , объединения хозяев-собственников, число которых в форме первичных кооперативов, в том числе производственных, за последнее время неуклонно растет.

Преобразование аграрной структуры привело к значительному повышению удельного веса производимой продукции в сторону частного сектора. За 1991-1995 годы в среднем по странам СНГ доля частного сектора в производстве картофеля возросла с 60% до 90%, овощей - с 30% до 65%, мяса - с 27% до 46%, молока - с 27% до 44%, яиц - с 27% до 36%. При общем снижении оплаты труда в коллективных хозяйствах личные доходы сельских жителей в значительной мере компенсируются за счет расширения масштабов производства на приусадебных участках, которые становятся все более самостоятельным структурным звеном аграрного сектора, а многие из них трансформируются в индивидуальные фермерские хозяйства с высокой товарностью и ориентированные на рынок.

К сожалению, людей, способных к рыночному предпринимательству, учету спроса и предложения, в аграрном секторе пока меньшинство. Преобладают прежние надежды на государство, привычка выступать в роли просителей. С этим пока нельзя не считаться, одновременно последовательно ориентируя экономическую политику в соответствии, с общей концепцией аграрной реформы, базирующейся на законах рыночного хозяйства. А эти законы предполагают: - наличие соответствующих природе рыночных отношений субъектов рынка как экономически обособленных товаропроизводителей-собственников (крупных, средних, мелких);

- формирование в процессе широкой приватизации рыночной среды, инфраструктуры рынка;

- развитие конкуренции в ее цивилизованных формах в сочетании с мерами антимонопольных ограничений;

- активное использование регулирующих функций государства, реализуемых как через аграрное (в том числе земельное) законодательство, так и через систему государственного управления, осуществляемого методами, адекватными рыночной экономике.

Стратегия и тактика реформирования сельского хозяйства

Важный обобщающий вывод из процесса преобразования аграрной структуры сводится к тому, что при всей очевидности и настоятельной необходимости осуществления радикальной реформы в целом, ее дальнейший ход должен быть переориентирован на эволюционный путь социально-экономических изменений. Есть мировой опыт проведения таких реформ, общие основополагающие принципы перехода на рыночную систему экономических отношений. Эти принципы, бесспорно, должны быть использованы в стратегии и тактике реформирования. Но есть и специфика России с ее историческими традициями, экономическими, социальными, региональными и другими особенностями, которые также необходимо всесторонне учитывать.

Особенно важно принимать в расчет нравственно-психологический фактор, степень восприятия различными группами сельского населения самой идеи реформы, а тем более механизма ее реализации, т.е. есть степень "созревания" социальной базы реформы. Оно происходит очень медленно, и с этим нельзя не считаться. Иначе новые структуры и формы взаимоотношений, как в свое время колхозы, будут "насаждаться" со всеми негативными последствиями.

Нельзя не считаться и с другими ограничителями ускоренного осуществления аграрной реформы, прежде всего с отсутствием необходимой, тем более для новых форм хозяйства, материально-технической базы. Возможности для материально-технического обновления определяются общим состоянием экономики, развитием индустриальных отраслей АПК. Сейчас экономическая мощь страны существенно ослаблена, в том числе из-за разрушения прежних связей в системе АПК бывшего СССР. Во многом это обусловлено последствиями заложенного в прежней административно-командной системе глубокого кризиса, а также просчетами в тактике проведения реформы, увеличившими ее неизбежные издержки, создающими напряженность в социальном развитии.

Учитывая сказанное, все дальнейшие шаги по пути преобразования сложившейся в годы "социалистических преобразований" системы аграрных отношений должны быть тщательно методологически обоснованы, иметь надежные правовое обеспечение и экономический механизм. Нельзя абстрагироваться и от необходимости подготовки производственного потенциала хозяйств, и от важности формирования новой аграрной структуры. Только таким образом, осуществляя комплексные, поэтапные преобразования, соизмеряя цели и задачи с возможностями и фактическим состоянием социальной и материальной базы реформы, с реальными сдвигами в формировании рыночной среды, развития рынков товаров, труда, земли и капитала, региональных рынков, укрепляя международное сотрудничество в агропромышленной сфере, можно уверенно прогнозировать дальнейший позитивный ход аграрных преобразований.

Думаю, в настоящее время главная задача осуществления аграрной реформы состоит в системной разработке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования процесса реформирования, включая все правомочия по распоряжеяию земельной собственностью при возрастающем государственном контроле за использованием земли. В этих целях принципиальное значение имеет решение следующих проблем:

- завершить в ближайшее время юридическое оформление прав на все земельные участки и земельные доли в соответствии с принятым аграрным законодательством, указами Президента России;

- постепенно (по мере стабилизации социально-экономического положения в стране) формировать рынок земли при условии целенаправленного государственного регулирования путем установления дифференцированного (в зависимости от местных условий) максимального размера земельного участка, который может иметь в собственности или аренде физическое лицо, обязательного целевого использования сельскохозяйственных земель, ограничения сроков продажи земель, полученных бесплатно из государственного фонда, предоставления сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам только на условиях аренды, введения специальных налогов на куплю-продажу земли, разрешения приобретения сельскохозяйственных земель только лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в сельском хоязйстве;

- в переходный период и в перспективе широко использовать систему арендных отношений в сельском хозяйстве, особенно в сфере земельных отношений;

- ввести кредитование под залог земельных участков1.

На данном этапе возникает необходимость более широкого участия государства в поддержке села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе АПК. В свою очередь, исходной посылкой расширения масштабов государственного вмешательства в корректировку рыночного механизма должно стать признание необходимости использовать главным образом экономические инструменты и рычаги при второстепенной роли собственно административного фактора.

Государственное участие в регулировании аграрного рынка не может сводиться к текущим, "однократным" действиям. Основным направлением его развития и базой функционирования должна стать совокупность учреждений (различных агентств, фондов и т.п.), обеспечивающих систематическое и последовательное налаживание развития рыночных процессов. В частности, предстоит реформировать или создать заново такие подсистемы регулирования, как финансово-кредитный механизм, системы налогообложения и ценообразования. Государству необходимо полностью использовать свои направляющие функции в области агроэкологического регулирования, управления стандартизацией, осуществления общего контроля и поддержки, особенно в регулировании социальных процессов.

Вся система государственного регулирования должна обладать способностью гибкой адаптации к изменениям общеэкономической ситуации. Однако при этом важна определенная стабильность применяемых экономических регуляторов на заранее установленный период времени. Наиболее активной и вместе с тем не принудительной формой государственного регулирования, по-моему, могут стать сельскохозяйственные, в том числе региональные, программы. Участие хозяйственных субъектов в таких программах - добровольное, но любая предлагаемая государством программа должна содержать такие стимулы и ограничения, сочетание которых позволяет каждому сельхозпроизводителю и его посредникам решать для себя вопрос об участии в программе.

На ближайшую перспективу (два-три года), учитывая остроту продовольственного положения и значительные трудности рыночной трансформации российского сельского хозяйства, следует разработать особые меры по формированию гарантированного минимального продовольственного фонда России и необходимому для этого материально-техническому обеспечению сельскохозяйственного производства. Представляется, что сегодня для создания фонда, гарантирующего минимальную продовольственную обеспеченность населения городов, спецпотребителей и лимитированные госрезервы, наиболее целесообразной формой сбора ресурсов мог бы стать умеренный (в пределах 15-20% к валовому производству) продналог, который, как всякий налог, подлежал бы безоговорочному, а в случае задержки - принудительному изъятию. Такой механизм налогообложения, высокая эффективность которого проверена в годы нэпа, нейтрализовал бы практику "придерживания" продажи продукции, прежде всего зерна, государству и в то же время обеспечивал бы широкие возможности развития рынка. Кстати, такая система уже действует и показывает свою высокую результативность в Белгородской области.