Смекни!
smekni.com

Обеспечение по кредитам (стр. 11 из 22)

Для избежания двойного исполнения кредитору на должника, исполнив­шего обязательство, возлагается обязанность немедленного извещения об этом поручителя (ст. 366 ГК РФ). Если двойное исполнение из-за нарушения долж­ником указанной обязанности все же имело место, поручитель вправе взыскать с кредитора неосновательно полученное или предъявить регрессное (обратное) требование к должнику. В последнем случае должник может предъявить требо­вание кредитору лишь о возврате неосновательно полученного.

Особое внимание необходимо обратить на основания прекращения пору­чительства, ибо, как показывает практика, во многих случаях предприниматели допускают здесь ошибки. Поручительство как акцессорное обязательство пре­кращается с прекращением основного обязательства. Однако надо иметь в виду, что прекращение срока основного договора не ведет к прекращению поручи­тельства, если обязательство не было исполнено или исполнено ненадлежащим образом.

Изменение основного обязательства, влекущее увеличение ответственно­сти или иные неблагоприятные последствия без согласия поручителя, равно как и перевод долга по основному обязательству, являются основанием для прекра­щения поручительства (п. 1, 2 ст. 367 ГК РФ). Такое же последствие вызывает и отказ кредитора от принятия надлежащего исполнения, предложенного долж­ником или поручителем (п. 3 там же).

Наибольшее число судебных решений по отказу в удовлетворении требо­ваний к поручителю связано с истечением срока для предъявления иска к пору­чителю. Здесь необходимо учитывать, что заключенные до вступления в силу ГК РФ 1994г. договоры поручительства (т.е. до 1 января 1995 г.) регулируются нормами ГК РСФСР 1964 г. Пресекательный срок давности по ответственности поручителя в новом ГК увеличен до одного года со дня срока исполнения по основному обязательству, а в отношении срока, который нельзя установить, — до двух лет со дня заключения договора (ранее эти сроки равнялись соответст­венно 3 месяцам и 1 году). Указанный срок является пресекательным, т.е. не может быть восстановлен, даже если он пропущен по уважительной причине.[22]

Поручительство как способ обеспечения обязательств является наиболее приемлемым как для должника, так и для кредитора. Это объясняется тем, что в правоотношения включается третья сторона, которая в силу поручительства бе­рет на себя ответственность за надлежащее исполнение обязательства. Для кре­дитора этот способ наиболее привлекателен тем, что в поручителе он находит дополнительный источник финансовых средств, позволяющий избежать убыт­ков и иметь реальную гарантию исполнения по обеспеченному обязательству. Поэтому перед тем как принять поручительство в качестве обеспечения обяза­тельств, кредитор должен быть уверен в состоятельности поручителя и его спо­собности реально исполнить обязательство за должника.

Банк проводит анализ бухгалтерских балансов, других документов пору­чителя, что позволит реально представить финансовое состояние поручителя. Критерием его состоятельности, надежности являются только его текущее фи­нансовое состояние и наличие ликвидных активов (недвижимость, основные средства, товарные запасы).

Проверка финансового состояния поручителя, конечно, не является абсо­лютно надежной гарантией обеспечения обязательств. Но по крайней мере банк будет иметь возможность вести дело с открытыми глазами. Добросовестное и объективное выполнение мер, связанных с проведением такой проверки, может практически исключить убытки, связанные с неисполнением должником обяза­тельств, и реально обеспечить обязательство.

В качестве поручителя могут выступать любые физические и юридиче­с-кие лица, если их дееспособность и правоспособность не имеют ограничений для совершения подобной сделки.

Между тем действующее гражданское законодательство устанавливает известные ограничения для лиц, которые могут выступать в качестве поручи­теля в договоре поручительства. В частности, не могут быть поручителями бюджетные организации, казенные предприятия, за которыми закрепляется имущество на праве оперативного управления, филиалы и представительства, не являющиеся по закону юридическими лицами.

Наиболее частой ошибкой, которая приводит к недействительности пору­чительства, является подписание договора поручительства лицами, не имеющи­ми на то полномочий, или поручительство юридического лица с ограниченной правоспособностью. Вот несколько примеров.

Договор поручительства подписывает руководитель предприятия в то время, когда в соответствии с уставом предприятия принятие решения о совер­шении подобных сделок входит в компетенцию совета директоров или иного коллегиального органа.

Если поручительство дается от имени юридического лица, а подписано руководителем филиала или представительства в то время как эти образования не являются юридическими лицами и не обладают правоспособностью юриди­ческого лица, то необходимо наличие доверенности, в которой должны быть четко сформулированы полномочия тех, кто подписывает документы.

---------------------------------------------------------------------------------------

«Сберегательный банк Российской Федерации в лице Ульяновского банка обратился в Ульяновский областной арбитражный суд с иском о взыскании с акционерного общества открытого типа «Проектно-строительная фирма «Гидромеханизация» 2.738.400.000 руб­лей задолженности по кредиту, процентов за пользование им, санкций за несвоевременную уплату кредита и процентов. До принятия решения требования были увеличены до 7.944.81 1 .551 рубля. Суд иск удовлетворил. В кассационном порядке законность решения не прове­рялась.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации предлагается решение изменить: во взыскании процентов и санкций от­казать.

Президиум согласился с тем, что решение подлежит отмене, но с направлением дела на новое рассмотрение. Его постановление за № 435/96 от 3 сентября 1996 г. гласит:

«Требования о возврате кредита, уплате процентов за пользование им и санкций за просрочку исполнения этих обязанностей основаны на кредитном договоре от 20 мая 1994 г. №49. От имени и по доверенности АООТ «Проектно-строительная фирма «Гидромехани­зация» договор подписал руководитель Ульяновского филиала.

Из Устава названного акционерного общества следует, что оно учреждено в про­цес-се приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предпри­я-тий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

Согласно Типовому уставу акционерного общества открытого типа, утвержден­ному названным Указом, принятие решений о получении кредитов входит в компетенцию Совета директоров.

АООТ «Проектно-строительная фирма «Гидромеханизация» ссылается на отсут­ствие решения Совета директоров о заключении кредитного договора и вследствие этого на его ничтожность.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации кре­дитный договор от 20 мая 1994 г. № 49 может считаться ничтожным как не соответст­вующий Типовому уставу в случае, когда на день заключения договора какая-либо часть ак­ций АООТ «Проектно-строительная фирма «Гидромеханизация» находится в государст­венной собственности.

В остальных случаях договор может быть оспорен только путем предъявления иска в суд.

В деле не имеется документов, позволяющих установить принадлежность акций на момент заключения договора и оценить его соответствие Типовому уставу.

Принимая во внимание, что от юридической силы кредитного договора зависит удов­летворение исковых требований, решение подлежит отмене как необоснованное, а делопередаче на новое рассмотрение»[23]

---------------------------------------------------------------------------------------

Часто при заключении сделок, в том числе связанных с поручительством, полномочия лица, подписавшего сделку со стороны поручителя, удостоверя­ются нотариально заверенной банковской карточкой. Этого мало. Указание должности и наименования лица в графе «первая подпись» не может удостове­рять полномочия на совершение сделок, так как банковская карточка удостове­ряет право на подписание только платежных документов. Полномочия на за­ключение договора поручительства могут быть определены в учредительных документах предприятия или в доверенности.

Необходимо отметить и другую опасность, подстерегающую при заклю­чении договоров поручительства. На практике часто возникают ситуации, когда договор поручительства подписывается лицом, одновременно являющимся ди­ректором, одним из участников компании поручителя (гаранта) и представите­лем стороны (а нередко и ее учредителем) в основном договоре, который обес­печивается договором поручительства. Такой договор поручительства может быть признан ничтожным, даже когда он соответствует требованиям ст.46 За­кона об ООО или ст.79 Закона об АО, если лицо, подписавшее указанные дого­воры, заинтересовано в совершении сделки. Согласно абз. 2 п.1 ст.45 Закона об ООО, лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг, родители, дети, братья, сестры или его аффилированное лицо[24].являются стороной сделки или вы­ступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, владеют 20 и более процентами долей (паев, акций) предприятия, являющегося стороной в сделке.