Смекни!
smekni.com

Обеспечение по кредитам (стр. 14 из 22)

В советское время предпринимались две попытки ввести в экономиче­скую практику складские свидетельства. Первая относится к 1925 году, когда постановлением ЦИК и СНК СССР (от 04.09.25) был узаконен выпуск этих ценных бумаг. Вторая попытка относится к 1951 году. В этот период складские свидетельства использовалисьпродавцами оборудования либо кредиторами, выдающими ссуды под такие закупки. В период НЭПа данные финансовые ин­струменты нашли широкое применение, однако, в советское время к ним при­бегали крайне редко: правовая база была для этого развита недостаточно. Толь-ко в марте 1996 года новый ГК РФ определил складские свидетельства как ценные бумаги.[33]

Складские свидетельства не являются ценной бумагой в обычном пони­мании, поэтому они не требуют регистрации проспекта эмиссии, предоставле­ния отчетов о выпуске. Тем не менее, нa сегодня не подготовлены специальные нормативные акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета и налогооб­ложения сделок. Не установлен окончательный статус такого документа, как реестр товарного склада, с точки зрения легитимизации прав держателей склад­ских свидетельств.

Именно вследствие пробелов законодательства сегодня нет возможности запускать складские свидетельства в обращение, с тем чтобы упростить оборот товара. Основным тормозом является отсутствие норм бухгалтерского учета ценных бумаг и товара для «крайних» участников цепочки. Неясным также ос­тается вопрос налогообложения, в частности уплаты НДС, прибыли, налога на операции с ценными бумагами при многократном обращении складских свиде­тельств.

Значение складских свидетельств для российского рынка ценных бумаг может быть весьма велико, поскольку их применение позволяет оперативно решать разнообразные финансовые задачи. В рамках существующего правового содержания складских и залоговых свидетельств можно найти самые различ­ные точки приложения этих инструментов.

Например, можно применить складские свидетельства для целей развязки неплатежей между предприятиями региона.

По соглашению между должником и кредитором последнему передается ценная бумага - складское свидетельство, оцененное по договоренности сторон в сумме, равной сумме прекращаемого денежного обязательства. Для этих це­лей годится простое складское свидетельство, двойное складское свидетель­ство, не разделенное на складскую и залоговую части, и складское свидетель­ство (часть двойного), отделенное от залогового.

Применение складских свидетельств в целях развязки цепочек неплате­жей обладает некоторыми преимуществами по сравнению с применением век­селей, которые, в частности, состоят в том, что:

во-первых, для векселя всегда существует опасность выйти из заранее сплани­рованной схемы и быть востребованным деньгами, к чему бывает не готов пла­тельщик по векселю;

во-вторых, аваль по векселю стоит значительно дороже, чем страховка имуще­ства на товарном складе;

в-третьих, передача имущества на хранение не влечет перехода к складу права собственности на это имущество, ввиду чего складское свидетельство как обя­зательство склада не консолидирует в себе рисков, связанных с прочей хозяйст­венной деятельностью организации-хранителя, чего нельзя сказать о векселе и о плательщике по векселю;

в-четвертых, если векселя могут быть, как говорят, «необеспеченными», то для складского свидетельства такое исключено уже по природе этой ценной бумаги: выдача свидетельства возможна только в подтверждение принятия ре­ального товара на хранение.

В принципе, посредством отступного может быть прекращена и просро­ченная задолженность по непогашенным кредитам банков.

Не следует забывать о складском свидетельстве как о еще одном способе продажи товара. Воплотив реальный товар в права на него, удостоверенные ценной бумагой, можно предложить этот «товар» на совершенно иных рынках, в среде иных участников, которые не имеют права покупать реальный товар — в среде банков, страховых и инвестиционных компаний. Эти организации не вправе приобретать реальный товар, но вправе приобретать ценные бумаги (складские свидетельства). Именно в этой сфере (сфере ссудного капитала) сейчас и сосредоточена основная масса денежных средств в обращении, а в сфере промышленного капитала, напротив, наблюдается катастрофический де­фицит денег. Сегодня получили распространение так называемые сделки РЕПО (сделка купли-продажи ценных бумаг с обязательством обратного выкупа их через некоторое время) со свидетельствами, заключаемые между коммерче­скими банками и производственными предприятиями. Итоговый экономиче­с-кий результат тот же самый, что и при банковском кредитовании: предприятие получает денежные ресурсы во временное пользование, но при этом применя­ется другой юридический инструментарий, что предоставляет значительно большую свободу творчества и для банка, и для предприятия, нуждающегося в деньгах. Преимущества этой схемы еще и в том, что на стороне «кредитора» может быть не только банк, но, в принципе, любое лицо, располагающее сво­бодными деньгами.

Применение двойных складских свидетельств в технике банковского кре­дитования дает уникальную возможность формализовать такой способ обеспе­чения кредитов, как залог. Оно позволяет сделать его более гибким, единооб­разным, совершенным и, возможно, более дешевым. Организация залога с по­мощью складских свидетельств выглядит привлекательнее и несколько расши­ряет возможности для обоих контрагентов кредитного договора.

Суть идеи применения складских свидетельств сводится к тому, что при предоставлении кредита обязанность заемщика обеспечивается залогом това­ров, которые помещены на хранение под выданные двойные складские свиде­тельства, либо залогом самих складских свидетельств как ценных бумаг. В за­висимости от этого залог удостоверяется либо залоговым свидетельством, от­деленным от двойного свидетельства, либо в залог (заклад) передаются простые или двойные складские свидетельства как ценные бумаги. В последнем случае объект залогового права оказывается более ликвиден, чем обычный товар, по­скольку ценные бумаги могут быть реализованы среди другого круга участни­ков рынка.

Несмотря на то, что действующий ГК РФ содержит ряд пробелов и про­тиворечий в отношении обращения складских свидетельств, Санкт-Петербург­ский «Картель-банк» нашел варианты их применения.[34] Разработанная банком схема заключается в следующем. Товар помещается на склад, а клиенту выписывается на него складское свидетельство, т. е. документ, подтверждающий его хранение. Далее ценная бумага продается банку, на усло­вии обратного выкупа, на конкретный срок. А под нее клиенту выдается кре­дит. По окончании срока в течение трех дней заемщик обязан вернуть кредит. Если это не происходит, то товар реализуется складом.

Кредитование клиентов с применением складских свидетельств осущест­вляется намного проще, чем обычно. Отпадает необходимость в открытии счета кредита, составлении технико-экономического обоснования и т. д. Кроме того, упрощается и процедура пролонгации. Клиент может выкупить одно складское свидетельство и вновь открыть следующее (под тот же товар).

В случае невозврата кредита товар переходит в собственность банка, при­чем по низкой цене (она определяется в момент оформления сделки независи­мыми экспертами). Склад реализует товары по поручению клиента. Вся проце­дура занимает намного меньше времени, чем продажа залогового имущества при обычном кредитовании, так как по данной схеме товар не выступает в ка­честве залога.

Опробованная «Картель-банком» схема может быть перенесена в плос­кость взаимодействия клиентов с таможней. Если при обычном кредитовании нерастаможенный товар непередается в залог, то с использованием складских свидетельств это допускается. Получив банковский кредит, клиент спокойно вносит таможенные платежи и перебрасывает товар на обычный склад. Схема жизнеспособная, но покаона, каки действующая, не может быть приспособ­лена для многократногообращения складских свидетельств.

Складские свидетельства как товарные обязательства явились своего рода дополнением к денежным обязательствам-векселям. Поэтому совместное при­менение этих ценных бумаг открывает широкие возможности для мобилизации финансовых ресурсов коммерческих банков и привлечения этих ресурсов в ре­альный сектор экономики.

2.5. Страхование кредитных рисков

Операции по предоставлению кредитов характеризуются высоким риском невозврата кредитов, что вызывает потребность в разработке системы управле­ния кредитными рисками. Данная система может включать в себя как меры, применяемые самим кредитором для снижения вероятности непогашения кре­дита (оценка кредитоспособности заемщика, прибыльности операции, под ко­торую выдается кредит, получение ликвидного залога и т. д.), так и внешние способы уменьшения потерь, связанных с проведением кредитных операций. К одним из них можно отнести заключение договоров страхования.

Использование в России страхования как способа защиты от кредитных рисков уже имеет определенную историю. Первые договоры такого страхова­ния отечественные страховщики начали заключать в конце 80-х —начале 90-х годов. Они были связаны со страхованием ответственности заемщиков за непо­гашение кредитов и страхованием рисков невозврата выдаваемых банками кре­дитов. В настоящее время вновь появляются идеи использования такого страхо­вания для снижения рисков кредиторов.