В советское время предпринимались две попытки ввести в экономическую практику складские свидетельства. Первая относится к 1925 году, когда постановлением ЦИК и СНК СССР (от 04.09.25) был узаконен выпуск этих ценных бумаг. Вторая попытка относится к 1951 году. В этот период складские свидетельства использовалисьпродавцами оборудования либо кредиторами, выдающими ссуды под такие закупки. В период НЭПа данные финансовые инструменты нашли широкое применение, однако, в советское время к ним прибегали крайне редко: правовая база была для этого развита недостаточно. Толь-ко в марте 1996 года новый ГК РФ определил складские свидетельства как ценные бумаги.[33]
Складские свидетельства не являются ценной бумагой в обычном понимании, поэтому они не требуют регистрации проспекта эмиссии, предоставления отчетов о выпуске. Тем не менее, нa сегодня не подготовлены специальные нормативные акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета и налогообложения сделок. Не установлен окончательный статус такого документа, как реестр товарного склада, с точки зрения легитимизации прав держателей складских свидетельств.
Именно вследствие пробелов законодательства сегодня нет возможности запускать складские свидетельства в обращение, с тем чтобы упростить оборот товара. Основным тормозом является отсутствие норм бухгалтерского учета ценных бумаг и товара для «крайних» участников цепочки. Неясным также остается вопрос налогообложения, в частности уплаты НДС, прибыли, налога на операции с ценными бумагами при многократном обращении складских свидетельств.
Значение складских свидетельств для российского рынка ценных бумаг может быть весьма велико, поскольку их применение позволяет оперативно решать разнообразные финансовые задачи. В рамках существующего правового содержания складских и залоговых свидетельств можно найти самые различные точки приложения этих инструментов.
Например, можно применить складские свидетельства для целей развязки неплатежей между предприятиями региона.
По соглашению между должником и кредитором последнему передается ценная бумага - складское свидетельство, оцененное по договоренности сторон в сумме, равной сумме прекращаемого денежного обязательства. Для этих целей годится простое складское свидетельство, двойное складское свидетельство, не разделенное на складскую и залоговую части, и складское свидетельство (часть двойного), отделенное от залогового.
Применение складских свидетельств в целях развязки цепочек неплатежей обладает некоторыми преимуществами по сравнению с применением векселей, которые, в частности, состоят в том, что:
во-первых, для векселя всегда существует опасность выйти из заранее спланированной схемы и быть востребованным деньгами, к чему бывает не готов плательщик по векселю;
во-вторых, аваль по векселю стоит значительно дороже, чем страховка имущества на товарном складе;
в-третьих, передача имущества на хранение не влечет перехода к складу права собственности на это имущество, ввиду чего складское свидетельство как обязательство склада не консолидирует в себе рисков, связанных с прочей хозяйственной деятельностью организации-хранителя, чего нельзя сказать о векселе и о плательщике по векселю;
в-четвертых, если векселя могут быть, как говорят, «необеспеченными», то для складского свидетельства такое исключено уже по природе этой ценной бумаги: выдача свидетельства возможна только в подтверждение принятия реального товара на хранение.
В принципе, посредством отступного может быть прекращена и просроченная задолженность по непогашенным кредитам банков.
Не следует забывать о складском свидетельстве как о еще одном способе продажи товара. Воплотив реальный товар в права на него, удостоверенные ценной бумагой, можно предложить этот «товар» на совершенно иных рынках, в среде иных участников, которые не имеют права покупать реальный товар — в среде банков, страховых и инвестиционных компаний. Эти организации не вправе приобретать реальный товар, но вправе приобретать ценные бумаги (складские свидетельства). Именно в этой сфере (сфере ссудного капитала) сейчас и сосредоточена основная масса денежных средств в обращении, а в сфере промышленного капитала, напротив, наблюдается катастрофический дефицит денег. Сегодня получили распространение так называемые сделки РЕПО (сделка купли-продажи ценных бумаг с обязательством обратного выкупа их через некоторое время) со свидетельствами, заключаемые между коммерческими банками и производственными предприятиями. Итоговый экономичес-кий результат тот же самый, что и при банковском кредитовании: предприятие получает денежные ресурсы во временное пользование, но при этом применяется другой юридический инструментарий, что предоставляет значительно большую свободу творчества и для банка, и для предприятия, нуждающегося в деньгах. Преимущества этой схемы еще и в том, что на стороне «кредитора» может быть не только банк, но, в принципе, любое лицо, располагающее свободными деньгами.
Применение двойных складских свидетельств в технике банковского кредитования дает уникальную возможность формализовать такой способ обеспечения кредитов, как залог. Оно позволяет сделать его более гибким, единообразным, совершенным и, возможно, более дешевым. Организация залога с помощью складских свидетельств выглядит привлекательнее и несколько расширяет возможности для обоих контрагентов кредитного договора.
Суть идеи применения складских свидетельств сводится к тому, что при предоставлении кредита обязанность заемщика обеспечивается залогом товаров, которые помещены на хранение под выданные двойные складские свидетельства, либо залогом самих складских свидетельств как ценных бумаг. В зависимости от этого залог удостоверяется либо залоговым свидетельством, отделенным от двойного свидетельства, либо в залог (заклад) передаются простые или двойные складские свидетельства как ценные бумаги. В последнем случае объект залогового права оказывается более ликвиден, чем обычный товар, поскольку ценные бумаги могут быть реализованы среди другого круга участников рынка.
Несмотря на то, что действующий ГК РФ содержит ряд пробелов и противоречий в отношении обращения складских свидетельств, Санкт-Петербургский «Картель-банк» нашел варианты их применения.[34] Разработанная банком схема заключается в следующем. Товар помещается на склад, а клиенту выписывается на него складское свидетельство, т. е. документ, подтверждающий его хранение. Далее ценная бумага продается банку, на условии обратного выкупа, на конкретный срок. А под нее клиенту выдается кредит. По окончании срока в течение трех дней заемщик обязан вернуть кредит. Если это не происходит, то товар реализуется складом.
Кредитование клиентов с применением складских свидетельств осуществляется намного проще, чем обычно. Отпадает необходимость в открытии счета кредита, составлении технико-экономического обоснования и т. д. Кроме того, упрощается и процедура пролонгации. Клиент может выкупить одно складское свидетельство и вновь открыть следующее (под тот же товар).
В случае невозврата кредита товар переходит в собственность банка, причем по низкой цене (она определяется в момент оформления сделки независимыми экспертами). Склад реализует товары по поручению клиента. Вся процедура занимает намного меньше времени, чем продажа залогового имущества при обычном кредитовании, так как по данной схеме товар не выступает в качестве залога.
Опробованная «Картель-банком» схема может быть перенесена в плоскость взаимодействия клиентов с таможней. Если при обычном кредитовании нерастаможенный товар непередается в залог, то с использованием складских свидетельств это допускается. Получив банковский кредит, клиент спокойно вносит таможенные платежи и перебрасывает товар на обычный склад. Схема жизнеспособная, но покаона, каки действующая, не может быть приспособлена для многократногообращения складских свидетельств.
Складские свидетельства как товарные обязательства явились своего рода дополнением к денежным обязательствам-векселям. Поэтому совместное применение этих ценных бумаг открывает широкие возможности для мобилизации финансовых ресурсов коммерческих банков и привлечения этих ресурсов в реальный сектор экономики.
2.5. Страхование кредитных рисков
Операции по предоставлению кредитов характеризуются высоким риском невозврата кредитов, что вызывает потребность в разработке системы управления кредитными рисками. Данная система может включать в себя как меры, применяемые самим кредитором для снижения вероятности непогашения кредита (оценка кредитоспособности заемщика, прибыльности операции, под которую выдается кредит, получение ликвидного залога и т. д.), так и внешние способы уменьшения потерь, связанных с проведением кредитных операций. К одним из них можно отнести заключение договоров страхования.
Использование в России страхования как способа защиты от кредитных рисков уже имеет определенную историю. Первые договоры такого страхования отечественные страховщики начали заключать в конце 80-х —начале 90-х годов. Они были связаны со страхованием ответственности заемщиков за непогашение кредитов и страхованием рисков невозврата выдаваемых банками кредитов. В настоящее время вновь появляются идеи использования такого страхования для снижения рисков кредиторов.