Кейнсианцы, в общем, не отрицают, что некоторые инвестиции могут вытесняться. Но они считают объем вытесненных инвестиций небольшим и, следовательно, приходят к выводу, что конечный результат воздействия политики бюджетной экспансии на равновесный ЧНП будет значительным. Они все-таки признают, что финансирование дефицита путем создания новых денег обладает большим стимулом, чем финансирования за счет займов.
Кейнсианцы полагают, что кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута, это делает кредитно-денежную политику сравнительно слабым стабилизирующим средством. Мы знаем также, что монетаристы, наоборот, считают кривую спроса на деньги очень крутой, а кривую спроса на инвестиции остаточно пологой, это означает, что изменение денежного предложения оказывает мощное воздействие на равновесный уровень ЧНП. Это полностью соответствует фундаментальному тезису монетаризма о том, что денежное предложение - решающий фактор определения уровня экономической активности и уровня цен.
Тем не менее большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. Основываясь на исследованиях истории США до и после 1913 г. монетаристы пришли к выводу о нестабильности последнего периода (после 1913 г.), что связано с дискретными изменениями денежного предложения, осуществляемыми руководящими кредитно-денежными учреждениями. Ответственность за уменьшение экономической стабильности приписывается ошибочным решениям руководящих кредитно-денежных учреждений. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Неправильное кредитно-денежное регулирование происходит, согласно монетаризму, по двум важным причинам:
1. Предположим, что различные экономические показатели указывают на некоторый спад и в действие вводится политика дешевых денег. Но в течение последующих шести месяцев экономическое положение по причинам, никак не связанным с мерами государственной политики, изменилось и начался переход к циклической фазе инфляционного подъема. В этот момент политика дешевых денег оказывает свое действие и усиливает инфляцию. Это происходит по причине того, что изменение денежного предложения оказывает влияние на ЧНП по прошествию некоторого периода времени. При неопределенности этого временного периода использование дискретной кредитно-денежной политики для приспособления экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и усиливать циклические колебания.
2. Допустим, экономика преодолевает спад и движется к полной занятости с повышением уровня совокупных расходов, объема производства, занятости и цен. Расширяющийся объем экономической деятельности вызывает увеличение спроса на деньги и тем самым повышение процентной ставки. Если же руководящие кредитно-денежные учреждения считают своей целью стабилизацию процентных ставок, они прибегнут к политике дешевых денег. Но эта политика роста количества денег увеличит совокупные расходы в тот момент, когда экономика уже находится на грани инфляционного бума. То есть попытка стабилизировать процентные ставки делает экономику менее устойчивой. Из этого видно, что стабилизация процентной ставки является ошибочной целью, так как невозможно стабилизировать денежное предложение и процентные ставки одновременно. Поэтому попытка стабилизировать процентные ставки может дестабилизировать экономику.
Исходя из этих соображений монетаристы приходят к выводу, что для достижения стабильности экономики необходимо стабилизировать темп роста денежного предложения, а не процентную ставку. В идеале монетаристы считают, что денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Так как денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП.
Такое правило, считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики - изменчивое и непредсказуемое воздействие кредитно-денежной политики. Коль скоро денежное предложение растет в постоянном темпе, всякое движение к спаду носит временный характер.
Принимая во внимания некоторые справедливые замечания монетаристов, было бы глупо отказываться от дискретной кредитно-денежной политики в пользу их правила. Так как V подвержена изменениям как на протяжении цикла, так и в длительной перспективе, то постоянный темп ежегодного роста денежного предложения может способствовать серьезным колебаниям совокупных расходов и вызвать экономическую нестабильность, по причине того, что отказ от стабилизации процентной ставки будет сопровождаться ее резкими колебаниями и колебаниями инвестиционных расходов.
В этой главе сравним взгляды монетаристов и кейнсианцев с помощью модели совокупного спроса и совокупного предложения. Разберем отличия в моделях спроса и предложения для каждой из теорий, различие двух моделей показано на рисунке 4.
Основные расхождения встречаются в вопросе о сдвиге совокупного спроса. Монетаристы считают, что спрос строго смещается вправо или влево главным образом в результате соответственно расширения или сокращенна денежного предложения. Кейнсианцы предполагают, что на совокупный спрос, помимо совокупных расходов, кривую совокупного спроса могут смещать результаты фискальной и кредитно-денежной политики.
Крива предложения так же имеет разный вид у кейнсианцев и монетаристов. Расхождения сводиться к тому, что монетаристы считают кривую совокупного предложения очень крутой, а кейнсианцы - довольно пологой. Пологая кейнсианская линия показывает, что экономика часто не достигает уровня полной занятости и полного использования мощностей, а почти вертикальная линия отражает основу монетаризма и позицию, согласно которой гибкость цен и ставок заработной платы обусловливает постоянное стремление экономики к полной занятости. Это расхождение во взглядах на совокупное предложение крайне важно в отношении стабилизационной политики.
С точки зрения монетаристов, если придерживаться монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Следовательно не имеет смысла предпринимать какие-нибудь стабилизационные меры для увеличения реального объема производства и занятости. В результате смещения совокупного спроса с АD1, к АD2 (см. рис 4а) мы получаем очень скромный рост реального объема производства (с Q1 до Q2), но значительный рост уровня цен (с .P1 до P2),те скромное увеличение объема производства и занятости приводит к росту инфляции. Так как производители повысят, вначале, цены, а только потом начнут развивать производство.
Кейнсианцы считают, что политика увеличения денежной массы окажет большое воздействие на производство и занятость и слабо повлияет на уровень цен. Данный вывод следует из предположения, что в силу своей внутренней нестабильности частнопредпринимательская экономика может далеко не полностью использовать свой производственный потенциал. Поэтому расширение совокупного спроса с АD1, до АD2 (см. рис 46) вызовет существенное увеличение реального объема производства Q1 до Q2), но повлечет за собой лишь небольшой рост уровня цен (с P1 до P2). С позиции кейнсианцев, при неполном использовании экономикой своих мощностей можно получить значительный прирост реального объема производства и занятости лишь с небольшими инфляционными издержками, так как производители повысят производства следуя возросшему спросу.
По достижении экономикой полной занятости расхождения между кейнсианцами и монетаристами в основном исчезают и сводиться к классической модели и стабилизационная политика становиться бессмысленной и расширения денежной массы вызовет инфляцию.
Эти модели могут помочь нам лучше разобраться в монетарном правиле. Рассмотрим рисунок 5, где Q0(объем производства)ЧНП на уровне полной занятости. Сдвиг кривой совокупного предложения от AS до AS’ отображает рост объема производства, происходящего под влиянием реальных факторов: вовлечение дополнительных ресурсов, совершенствование технологий. Монетарное правило гарантирует, смещение совокупного спроса с AD к AD’. В результате реальный ЧНП возрастет с Q1 до Q2, а цены останутся на прежнем уровне P2. Следовательно монетарное правило обеспечивает стабильность цен.
Кейнсианцы подвергают сомнению тесную связь между изменением денежного предложения и совокупным спросом. Они рассматривают два случая:
Кривая спроса смещается влево вниз под влиянием пессимистических ожиданий предпринимателей. В таком случае увеличение от AD до AD’ не последует и монетаристы опять в пролете, т.е. монетарное правило не в состояние обеспечить ценовую стабильность (уровень цен падает с P2до Р1). По мнению кейнсианцев, политика расширения бюджетных расходов и дешевых денег приведет к увеличению совокупного спроса до AD’ и предотвратит дефляцию. При негибких ценах это также может сохранить объем производства Q2.
Кейнсианство и монетаризм не единственные теории получившие широкое признание в последнее время. В середины 1970-х годов была разработана теория рациональных ожиданий (ТРО). В данной главе предлагается рассмотреть вопрос, о том, должна ли стабилизационная политика быть дискретной, как предлагают кейнсианцы, или же основываться на правилах, как считают монетаристы.