Смекни!
smekni.com

Государственное регулирование и планирование российской экономики (стр. 3 из 6)

Последовательно отстаивая неоклассические постулаты, сторонники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную рыночную модель. Возвращая нас в XIX в., они абстрагируются от явлений, типичных для смешанной экономики второй половины XX в. (несовершенной конкурен­ции и государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и ан­тикризисной политики и т.д.). К тому же "новые классики" недооценивают фактор времени, необходимого на сбор и обработку информации, а также различные возможности получения информации, которыми обладают раз­ные субъекты. В результате домохозяйка в их теориях оказывается более способной к преодолению фактора неопределенности и к обработке эконо­мической информации, чем профессиональные экономисты и специализи­рованные государственные учреждения.

Теория общественного выбора

Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшей­ся в 50-бО-е годы теории общест­венного выбора (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлинсон, У.Несканен и др.). Говоря о неэффективности государственного регу­лирования, сторонники теории общественного выбора перенесли анализ с влияния денежно-кредитных и финансовых мер на экономику на сам про­цесс принятия правительственных решений.

Главный тезис этой теории люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвяза­ны. Теория общественного выбора базируется на принципах индивидуализ­ма. Ее сторонники считают, что люди руководствуются такими принципами не только в коммерческой деятельности, но и будучи на службе у государ­ства.

Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть извест­ную абстрактность неоклассической парадигмы в целом и прежде всего ее внеисторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации.

Институционализм

Обострение внутренних противоре­чий рыночной экономики способ­ствовало зарождению институционально-социологического направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф.Лист, К.Книс, Б.Гильденбрандт, В.Рошер, Г.Шмолер, В.Зомбарт, М.Вебер). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом исто­рическом материале. Представители исторической школы определяли наци­ональную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жиз­ни и деятельности людей, извлечении ими средств к существованию и ис­пользовании этих средств.

Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20-ЗО-е годы. Его основоположником считают Торстейна Вселена (1857-1929). Представите­ли этого течения (Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анализе понятие "институты" (от лат. institutum - установление, учреждение), под которыми понимают кор­порации, профсоюзы, государство, а также различные психологические, этические, правовые, технические и т.п. социальные явления.

До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе замет­ным влиянием; взрыв его популярности в 70-80-е годы был связан с концеп­циями "постиндустриального", "информационного", "сервисного" общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.

Институциональный анализ более трезво оценивает объективную ре­альность. Он исходит из того, что современное общество отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя, скорее, апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объек­том исследования должен быть не экономический человек, а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития об­щества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который, кро­ме экономики, должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

На базе институционализма в конце 60-х годов возникла "радикаль­ная политэкономия" , представители которой (Г.Шерман, Т.Вайскопф, Э.Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положе­ний К.Маркса.

На вызов традиционного институционализма представители неоклас­сической теории (основного течения современной экономической науки) от­ветили расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализм опирается на традиции австрийской школы примени­тельно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рас­сматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому на­правлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.

Классификация современных экономических теорий

Палитру современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б.Кларком (см. рис. 14-1). Она позволяет не только показать многообразие современных подхо­дов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода: от консервативного направления - через классический и современный либера­лизм - к радикальным течениям.

Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно по­местить в двумерной системе координат (см. рис. 14-2). Несмотря на огра­ниченность такого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точ­ки соприкосновения различных, нередко противоположных концепций.

Такое знание чрезвычайно полезно, поскольку помогает понять причи­ны вероятных объединений и временных компромиссов между привержен­цами различных течений как в процессе борьбы за власть, так и при форми­ровании новой экономической парадигмы.

Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятель­ность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве, представители ис­торической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Маржиналисты и неоклассики связали такую деятельность с исполь­зованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяй­ства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирова­ния экономической политики государства; институционалисты обратили вни­мание на социальные аспекты данной политики. Марксисты, исследуя об­щественное производство, диалектику производительных сил и производ­ственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изуча­ет законы, управляющие производством, распределением, обменом и по­треблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческо­го общества, экономические закономерности исторического развития. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

14.2. Метод экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "ме­тод" происходит от греческого "methodos", что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сфе­ры окружающего мира, а с другой - выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом про­цесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изу­чаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъек­тивное, и наоборрт.

Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

С точки зрения концептуальных основ, лежащих в основе системы мер государственного регулирования, а также в зависимости от приоритетов, текущих целей и совокупности инструментов, используе­мых для их достижения, можно выделить две модели госу­дарственного регулирования: кейнсианскую и неоконсервативную.

Имя Дж.М.Кейнса неоднократно упоминалось при ана­лизе тех или иных сторон макроэкономического регули­рования. В этой темее кейнсианская теория будет рассмот­рена в целом как концептуальная основа вмешательства государства к экономическую жизнь общества.

§1. Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом

Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регу­лируемого капитализма», разработанная Дж.М.Кейнсом, стала формироваться еще в ЗО-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регули­рования США и Англии.

Для того, чтобы наиболее полно понять суть и направ­ленность положений теории Дж.М.Кейнса, следует вспом­нить исторические условия, в которых появилась эта тео­рия. Основная работа Кейнса по этой проблеме - «Общая теория занятости, процента и денег» - вышла в свет в 1936 г. К. этому времени экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кри­зис. Отсюда появилась практическая потребность в поиске средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потря­сений, общественное воспроизводство.